93 % сказали, что у них разработана и действует местная (региональная) программа предотвращения травли.

При этом соответствующую подготовку в рамках данной программы прошли только 55 % учителей и 46 % ВП.

В городских школах респонденты менее охотно говорили о наличии такой программы и желании пройти по ней подготовку (80 %).

80 % опрошенных сказали, что в их школе реализация программы дает хорошие результаты, и столько же полагают, что внедрять ее несложно.

42 % учителей и 27 % ВП заявили о своем участии в этой программе.

40 % респондентов принимали непосредственное участие в предотвращении издевательств.

98 % признали, что обязаны пресекать травлю, свидетелями которой они стали.

Только 58 % сообщили, что в их школе принимают официальные меры по предотвращению издевательств (из их числа в старшей школе 51 %, в городах 47 %).

Самый низкий процент участия оказался в старшей школе (24 %).


Получается, что там, где это важнее всего, проблемой занимаются не так активно, как надо бы. И притом что большинство издевательств происходит не в классах, а в раздевалках, туалетах, столовой и на школьном дворе, сотрудники из числа вспомогательного персонала ничуть не меньше, чем учителя, должны уметь принимать адекватные меры и, главное, в полной мере понимать серьезность проблемы.

В 2009 году результаты своего исследования опубликовали специалисты из Варвикского университета (Великобритания). Они работали с 6437 детьми в возрасте от младшего дошкольного до 13 лет и выяснили следующее.

13,7 % детей регулярно подвергались травле. 5,2 % из числа 10-летних терпели насмешки, ругань и побои от сверстников. Из этого специалисты сделали очень тревожный вывод: у детей, которые становились мишенью для издевательств в школе, к десяти годам психотические симптомы наблюдаются в два раза чаще, чем у тех, кто этого избежал. У тех, кто подвергался травле на протяжении нескольких лет, вероятность возникновения таких симптомов к 12 годам в четыре раза больше, чем у их сверстников, живущих в спокойной, здоровой атмосфере. Руководитель данного проекта профессор Дитер Вольке говорит: «Наше исследование показало, что дети, ставшие жертвами травли, имеют серьезные проблемы с восприятием окружающего мира — у них возможны мании, тревожные мысли, галлюцинации и т. д. И при этом их понимание того, почему с ними такое происходит, весьма ограниченно».

В мае 2013 года были опубликованы результаты исследования, проведенного учеными из Варвикского и Бристольского университетов, о взаимосвязи самоповреждений у подростков старшего возраста с травлей в детстве. Выяснилось, что дети, которых в младшей школе травили сверстники, намного чаще наносят себе раны и даже увечья, чем те, кто травле не подвергался. За год, предшествовавший исследованию, из числа 16–17-летних подростков существенный вред своему здоровью нанесли 16,5 %. Из них 26,9 % сделали это потому, что хотели умереть …

Комментируя результаты своей работы, профессор Вольке заметил: «Это еще раз подтверждает, что пора развенчать миф о школьной травле как о чем-то безобидном. Нам бы очень хотелось, чтобы педагоги и медицинские работники расспрашивали детей о том, не издеваются ли над ними — начиная от того, что их дразнят, и заканчивая физическим насилием. Узнать об этом на первых этапах травли очень важно».

Лишний вес. Безобразно не тело, а то, что из-за него кого-то травят

Расстроенная злобными комментариями в интернете по поводу ее веса, Джес Бейкер начала кампанию «Безобразно не тело, а травля». Она предложила людям обсудить сопровождающие их фотографии издевательские замечания. Джес пишет: «Я, может быть, уже и привыкла к той злобной чуши, которую строчат всякие недоумки, но многих она сильно задевает, ведь это отражает “общее мнение”: толстяки отвратительны, они не могут обуздать свой аппетит, не хотят вести активный образ жизни, а значит, заслуживают наказания. Нет, смерти! Меня эта дикая ненависть поражает».

Помимо известных всем серьезных эмоциональных и физических страданий, которые испытывают молодые люди с избыточным весом, существует, как показали разные социологические опросы, и еще одна проблема — преследование по этому признаку, то есть травля из-за веса. У нее есть даже профессиональный код — ТиВ. В 2012 году в США было проведено содержательное, глубокое исследование по данному вопросу. В рамках этой работы опрошены 362 подростка в возрасте 14–18 лет, проходившие курс снижения веса в двух медицинских центрах. Вот выводы этого исследования:

• 64 % детей сказали о травле из-за избыточной массы тела в школе (чем больше вес, тем выше вероятность издевательств);

• 78 % признались, что их травили по крайней мере в течение года;

• 36 % заявили о том, что подвергались травле пять лет;

• 92 % агрессоров были сверстниками своих жертв;

• 70 % агрессоров жертвы ранее считали своими друзьями;

• в 42 % случаев в травле принимали участие учителя физкультуры и тренеры;

• в 37 % случаев детей унижали и оскорбляли родители;

• в 27 % случаев это делали школьные учителя.


Чаще всего издевательства были вербальными (75–88 % случаев). Это, кстати, характерно для большинства случаев травли. На втором месте (74–82 %) то, что можно назвать оскорблением действиями, на третьем — травля в социальных сетях (59–61 %). На долю физического насилия пришлось 33–61 %.

Исследование, о котором мы говорим, показало, что дети, нуждающиеся в лечении от ожирения, постоянно подвергаются ТиВ: дома, в школе, во дворе и т. д., причем травля нередко продолжается даже после того, как оно успешно завершено и лишнего веса уже нет. Родителям и педагогам нужно всегда об этом помнить. Не только очевидно полные дети, но и те, кто, так сказать, на грани, должны постоянно быть в зоне их повышенного внимания.

В докладе, опубликованном по итогам этой работы, упомянуты три дополнительных стрессовых обстоятельства.

1. Полные подростки могут испытывать добавочный сильный психологический дистресс (депрессивные симптомы, мысли о самоубийстве, самоповреждения, попытки суицида), если к другим формам преследования добавляется травля в социальных сетях.

2. Больше трети подростков (37 %) говорили о ТиВ со стороны родителей, и это вызывает очень большую тревогу. Если детей унижают и оскорбляют не только в школе, но и в семье, проблема многократно усугубляется. У них не остается никакого прибежища, где можно было бы чувствовать себя в безопасности.

3. Подростки часто становятся мишенью из-за тех, с кем они общаются или ассоциируются. В этот круг входят сверстники, разделяющие общие интересы (74 %), избранники сердца (65 %), а также члены семьи (32 %). Специалисты назвали это отраженной предвзятостью.


Важно отметить, что отраженная предвзятость характерна не только для ТиВ. Детей, имеющих братьев и сестер с ограниченными возможностями, сверстники могут травить даже за попытки заступиться за них. Подростки, чьи братья, сестры или друзья подвергаются сексуальной травле, тоже могут испытать на себе остракизм, поскольку клеймо изгоя подчас ставят на каждом, кто близок к жертве.