— Да, учитель.

Джедай улыбнулся:

— Я и сам учусь. — (Дети захихикали.) — У тебя есть вопрос, Кейлеб?

— Да. — Мальчуган сделал глубокий вдох. — Куда?

— Куда что?

Ученики снова засмеялись, на этот раз громче.

— Домой — это куда? Куда возвращаться?

Оби-Ван улыбнулся:

— На Корусант, конечно. Сюда, в Храм джедаев. По идее, это очевидно.

Учитель повернулся было к маячку, но тут заметил, как рука Кейлеба Дьюма снова взметнулась в воздух. Кейлеб старался не садиться в первом ряду — учительских любимчиков никто не уважал, — но и робостью он никогда не страдал.

— Да, Кейлеб?

— Зачем… — Голос мальчишки сорвался, что вновь вызвало смешки сверстников. Кейлеб окинул их свирепым взглядом и начал снова: — Зачем собирать всех джедаев в одном месте?

— Отличный вопрос. На первый взгляд может показаться, что здесь и так джедаев предостаточно! — Оби-Ван ухмыльнулся, глядя на учителей, которые стояли в более просторном зале управления и смотрели внутрь. Краем глаза Кейлеб заметил среди них Депу Биллабу. Смуглая и черноволосая, она подумывала взять его в ученики и сейчас пристально глядела на парнишку со своим обычным выражением, говорившим: «Что ты затеял на этот раз, Кейлеб?»

Мальчуган был готов сквозь землю провалиться, но тут Оби-Ван обратился к нему сам:

— А может, это ты мне скажешь, Кейлеб? По твоему мнению, какая причина может заставить нас вызвать всех джедаев на Корусант?

У Кейлеба заколотилось сердце: он осознал, что все взгляды устремлены на него. В повседневной жизни он никогда не боялся, что его заклюют за чрезмерную непосредственность; дети, с которыми он занимался, знали, что он никогда не пасует. Но здесь были ученики, которых он раньше не видел, не говоря уже о самих мастерах. А тут ему выпал шанс в присутствии всех произвести впечатление на члена Высшего совета.

Или опозориться с ответом и стать объектом насмешек. Вариантов было так много…

«Включая то, что вопрос был с подвохом».

— Я знаю, какая причина может заставить вас их вызвать, — сказал наконец Кейлеб. — Непредвиденная причина!

Публика загоготала, после слов Кейлеба всякое подобие почтительности улетучилось. Но Оби-Ван поднял руки.

— Лучший ответ из всех, что я слышал, — заявил он.

Группа угомонилась, и джедай продолжил:

— Правду сказать, мои юные друзья, я попросту не знаю. Я могу перечислить вам множество случаев из истории Ордена, когда джедаев созывали на Корусант для борьбы с той или иной угрозой. То были тревожные времена, когда вершилось немало славных подвигов. О том ходят разные истории, некоторые из них правдивы, другие — лишь неточные легенды, но во всех вы можете почерпнуть что-то полезное. Я уверен, что наш библиотекарь Джокаста поможет вам узнать больше. — Мастер-джедай сложил ладони вместе. — Но среди этих случаев не было двух похожих, и когда сигнал прозвучит снова, причина тоже будет совершенно иной. Я надеюсь, что этого никогда не случится, но знать вам об этом необходимо. Итак, главное — помнить: когда вы получите сигнал, нужно…

— Возвращаться домой! — закончили дети, и Кейлеб в том числе.

— Очень хорошо. — Оби-Ван выключил сигнал и зашагал сквозь толпу к выходу.

Ученики встали и потянулись в зал управления, радуясь простору и наперебой обсуждая следующие уроки. Экскурсия на этот уровень Храма джедаев подошла к концу.

Кейлеб тоже поднялся, но выходить из прохода не спешил. Юных джедаев учили оценивать вещи и ситуации со всех сторон, и мальчугану пришло в голову, что увиденное им сегодня тоже может иметь обратную сторону. Нахмурившись, он потянул руку вверх. И только тут заметил, что остался один. Никто на него не смотрел, никто не слушал.

За исключением Оби-Вана, стоявшего в дверях.

— Что такое? — спросил мастер-джедай, перекрикивая гомон толпы. Ученики за его спиной притихли, замерев на месте. — Что такое, Кейлеб?

Потрясенный тем, что на него обратили внимание, Кейлеб сглотнул. Мастер Биллаба слегка нахмурилась, явно гадая, что еще на уме у ее импульсивного протеже. Благоразумнее всего было бы держать рот на замке, но Кейлеб, по-прежнему стоя между мигающими рядами огоньков, не собирался отступать.

— Этот маячок. Через него ведь можно переслать любое сообщение, верно?

— А, — сказал Оби-Ван. — Нет, мы не используем его для повседневных административных целей. Когда вы станете рыцарями-джедаями — а я очень надеюсь, что вы все ими станете, — то будете получать инструкции индивидуально, посредством не столь эффектных форм…

— А можно отослать всех прочь?

Толпа ахнула. Не выказывая никаких признаков раздражения, хотя его и прервали, Оби-Ван недоуменно посмотрел на собеседника:

— Прошу прощения?

— Можно отослать всех прочь? — повторил Кейлеб, показав на панель управления маячком. — Эта штука может вызвать всех джедаев сюда. А может ли она всех предупредить, чтобы держались подальше?

За спиной Оби-Вана пробежал тихий шепоток. Мастер Биллаба прошла в машинный зал, явно собираясь положить конец этой неловкой ситуации:

— Кейлеб, мне кажется, хватит. Простите нас, мастер Кеноби. Мы не хотим отнимать у вас время.

Но Оби-Ван не обратил на нее внимания. Теперь он тоже смотрел на маячок, погрузившись в глубокие раздумья.

— Нет, нет, — произнес он наконец и, не оборачиваясь, махнул рукой собравшимся. — Подождите, пожалуйста. — Мастер-джедай почесал в затылке и повернулся к аудитории. — Да, — тихо произнес он. — Думаю, через него можно предупредить джедаев, чтобы держались подальше.

Ученики отреагировали на это заявление громкими перешептываниями:

«Предупредить джедаев, чтобы держались подальше?»

«Джедаи не убегают! Джедаи спешат навстречу опасности!»

«Джедаи не сдаются! Джедаи сражаются!»

Остальные учителя подошли ближе и стали подавать знаки Оби-Вану.

— Ученики, — произнес один пожилой мастер, — нет никаких причин…

— Никаких ожидаемых причин. — Оби-Ван поднял вверх указательный палец и встретился глазами с Кейлебом. — Только та причина, которую назвал наш юный друг, а именно — непредвиденная.

Повисло молчание. Кейлеб, у которого пропало всякое желание продолжать беседу, позволил другому ученику выразить свои мысли.

— И что тогда? Если вы прикажете нам держаться подальше, что нам тогда делать?

Оби-Ван задумался на секунду, затем повернулся к ученикам с ободряющей улыбкой:

— То же, что и всегда. Вы выполните приказ… и будете ждать следующего. — Мастер-джедай поднял руки, отпуская слушателей. — Спасибо за внимание.

Продолжая спорить, ученики быстро покинули зал управления. Остался один Кейлеб, который смотрел вслед Оби-Вану, исчезнувшему за другой дверью. Затем он снова устремил свой взор на маячок.

Мальчик почувствовал на себе взгляд мастера Биллабы. Обернувшись, юный ученик увидел, что она ждет его в дверях. Мастер Биллаба знаком велела ему следовать за ней. Кейлеб повиновался.

— Мой юный стратег опять о чем-то задумался, — сказала она в лифте. — Еще какие-то вопросы?

— «Ждать приказа». — Кейлеб уставился в пол, затем посмотрел на мастера Биллабу. — А если приказ не придет? Я же не буду знать, что делать.

— Может, и будешь.

— А может, и нет.

Мастер Биллаба задумчиво посмотрела на него:

— Хорошо: может, и не будешь знать. Но все возможно. — Дверь открылась, и женщина положила ладонь на плечо паренька. — Не исключено, что ответ явится тебе в иной форме.

Кейлеб понятия не имел, что это может означать. Но мастер Биллаба частенько говорила загадками, и, как всегда, он забыл о ее словах, как только оказался на уровне, где тренировались юные джедаи. В любой день, пройдясь по классам, можно было увидеть, как величайшие воины Галактики обучают следующее поколение фехтованию на световых мечах, акробатике, рукопашному бою… даже пилотированию космических кораблей — на тренажерах, разумеется. Словом, всем дисциплинам, где могло пригодиться умение направлять Силу — таинственное поле, из которого джедаи черпали энергию.

И это была лишь крохотная частичка Ордена, чьи аванпосты и агенты действовали на просторах всей разведанной части Галактики. Да, Галактическая Республика вела войну с сепаратистами, но ведь джедаи одолевали всякие напасти на протяжении тысячи поколений. Какая сила могла бросить им вызов?

Кейлеб подошел к залу, где его одноклассники уже фехтовали на деревянных шестах. Один из его постоянных спарринг-партнеров, краснокожий парнишка-гуманоид, встретил его в дверях с тренировочным оружием в руке. Он тоже был на лекции.

— Добро пожаловать, юный мастер Серьезность, — ухмыльнулся он. — Что это была за тема с мастером Кеноби?

— Забудь. — Оттолкнув его, Кейлеб прошел в зал и тоже схватил тренировочный шест. — Ничего.

— Нет-нет! — Мальчишка вскинул вверх свободную руку, пародируя жест Кейлеба. — О! О! Вызовите меня!

— Ты лучше соберись, приятель, потому что я сейчас надеру тебе хвост. — Улыбнувшись, Кейлеб приступил к тренировке.