Джулиан Трежер

Выступление в стиле TED. Говорю. Слушаю. Слышу

Джейн и Холли, которые скучали, поддерживали и продолжали любить, пока я писал эту книгу


Введение

Звук всегда был главным связующим звеном между мной и миром. Мое детство прошло на юго-западе Лондона, рядом с парками; позднее я переехал в дом у реки. Помню, как по ночам с восторгом внимал мягкому шелесту летнего дождя. Как наблюдал за людьми, гулявшими среди деревьев. Шум ветра в пышной весенней листве уносил меня куда-то на огромных, потрясающих волнах звука. Музыка не могла не стать моей страстью. Сколько часов я провел в темных комнатах, сидя в любимых наушниках и слушая постоянно пополнявшуюся коллекцию драгоценных пластинок. Следующим естественным шагом на этом пути стало превращение в музыканта. Родители снисходительно отнеслись к моему увлечению, подарили первую барабанную установку и терпели грохот, доносившийся из моей комнаты, когда я пытался подражать своим кумирам — Джону Бонэму и Биллу Бруфорду.

Пройдя через множество репетиций, отыграв в разных группах, я решил продать свой издательский бизнес. По крайней мере, у меня появилась возможность объединить свою работу с любовью к звуку. Более 15 лет я помогал компаниям создавать контент, который просвещал и развлекал их клиентов, а в свободное время продолжал играть и писать музыку. Мне захотелось помочь другим в создании подходящего, эффективного и красивого звука как в целях маркетинга, так и для управляемых пространств. Будь то офисы, банки, магазины, торговые комплексы или аэропорты. Так в 2003 году появилась компания The Sound Agency. Ее цель — доказать, что хороший звук может стать хорошим бизнесом.

The Sound Agency связана именно со звуком, а не только с музыкой. Мы потратили уйму времени, чтобы избавиться от бессмысленных музыкальных тем там, где они неуместны. Я хотел разработать четкий алгоритм аудиобрендинга, применив основы не только искусства и эстетики, но и науки с технологией. Для этого изучал статьи, журналы, книги; сначала по психологии музыки, затем по более глубокой теме звука и его воздействия на людей. Обладая бо́льшим пониманием и опытом, мы задавали вопрос: «Как звучит ваш бренд?» Вскоре я разработал набор моделей и инструментов, позволивших определить влияние любых звуков на сотрудников, действующих и потенциальных клиентов.

В 2007 году я объединил все свои разработки в книгу, разумеется, названную «Звук как бизнес» (Sound Business). Она завоевала уважение среди агентств по аудиобрендингу и их клиентов. Книга помогает освоить новую удивительную территорию специально разработанного звука. Спустя два года мне выпал шанс выступить на конференции TEDGlobal в Оксфорде (Англия). Было непросто объединить все знания о звуке в шестиминутное выступление! Затем последовали еще четыре выступления, видео которых опубликованы на сайте TED. Благодаря им мое внимание сместилось со звука в бизнесе на звук в человеческом общении — другими словами, на слушание и речь.

Я давно знал, что лишь немногие люди способны хорошо слушать. Об этом свидетельствовали пустые лица тех, кому мы пытались продать услуги The Sound Agency. У каждой крупной фирмы есть свой брендбук. У многих брендбуки не уступают Библии по толщине и даже называются «Библией бренда». Но ни в одном из них нет и слова о звуке. Наше общество — общество визуалов. Руководители, с которыми мы встречались, даже не задумывались о звуке, производимом их организациями. Поэтому, чтобы продать свои услуги, нам приходилось проводить короткую беседу: мы объясняли, как звук воздействует на людей и почему руководство компании должно уметь слушать. Эта беседа в конечном итоге легла в основу моего первого выступления на TED. Обычно она заканчивалась удивленным восклицанием моих собеседников: «После ваших слов все кажется настолько очевидным, хотя мы никогда не задумывались об этом!»

Вероятно, в процессе чтения этой книги вы тоже почувствуете парадокс. Не волнуйтесь, вы в хорошей компании. Большинство топ-менеджеров крупных фирм, с которыми я общался, прошли через это. Я помню встречу с главой British Airports, когда прекрасный 5-й терминал лондонского Хитроу еще строился. Как многие успешные руководители, он был открыт новым возможностям и быстро распознавал значимые идеи. Через пять минут моей восторженной речи о воздействии звука на людей он прервал меня словами: «Не могу поверить, что мы собираемся потратить четыре миллиарда фунтов на новое здание и не поинтересовались, как оно будет звучать».

Со временем я понял: то, что верно в отношении руководителей брендов, верно для всех нас. Это касается любого аспекта повседневной жизни. Многие люди вообще не слушают. Мы не только плохо слушаем — мы также плохо говорим. В какой-то момент наш самый древний, естественный, мощный и эффективный способ коммуникации стал восприниматься как нечто само собой разумеющееся. Он обесценился, а потом был вытеснен на задворки — по мере того как мир становился более шумным, а технологии увлекли наши глаза, заодно завладев нашими пальцами.

Люди всегда боялись публичных выступлений, но современное поколение, похоже, боится и приватного общения. Согласно исследованиям, молодые люди не станут звонить, скорее отправят СМС или сообщение в мессенджере, чтобы пригласить кого-то на свидание или расстаться. Современное поколение любит крупные социальные сети и затерялось в потоке электронных писем. Желая связаться с человеком, мы первым делом берем в руки гаджет, чтобы что-то напечатать.

Ситуация вскоре изменится, даже для самых технически подкованных. В распознавание речи, ее синтез и, главное, в искусственный интеллект (ИИ) вложены миллиарды долларов. Каким бы пугающим ни было это развитие (загляните на сайт TED и поймете, почему я так говорю), в ближайшие пять лет мы вступим в содержательный и непринужденный разговор с машинами. У каждого появится свой ИИ-ассистент, отпадет необходимость в десятках приложений, «пуповинная» связь с экранами разорвется. Мы будем просто спрашивать у ассистента и лишь в некоторых случаях смотреть — когда захотим. Голосовая коммуникация вернет утраченную позицию, потому что мы делаем поисковые запросы в Интернете, бронируем гостиницы, осуществляем финансовые транзакции, управляем домами и машинами, отправляем сообщения и даже (шепотом) взаимодействуем с другими людьми посредством общения и слушания.

В 2016 году мы увидели, что происходит в политике, если люди не могут или не хотят слушать. Демократия зависит от цивилизованных разногласий. Это значит, что мы должны слушать людей, с которыми не согласны, понимать и уважать их точку зрения. Также необходимы ораторские навыки, умение элегантно и толково изложить аргументы в споре, чтобы убедить других или объяснить сложные моменты. Все чаще политическая дискуссия ведется в форме броских фраз для журналистов или 140 громких символов. Люди ищут доказательства своей правоты в Интернете, собирая близкие им точки зрения и игнорируя противоположные. Это приводит к поляризации.

Единственный способ борьбы с этим заключается в умелом общении — осознанном слушании и убедительной речи.

Эти важнейшие способности взаимосвязаны. Сложно быть ярким и убедительным спикером, если вы не слушаете. Сложно быть прекрасным слушателем, если вы не способны выражать собственные мысли. Эта идея стала главной темой данной книги.

Развитие технологий нельзя остановить, поэтому у нас мало времени: мы должны как можно быстрее возродить искусство общения. Однако если обратиться к традиционному образованию, станет ясно, что вспомогательной инфраструктуры нет или она удивительно ограниченна. Лишь в немногих школах дети изучают общение или слушание. Ни одна из известных мне стран не имеет национальной учебной программы с экзаменами по этим жизненно важным навыкам. Данная книга была задумана с целью восполнить существующий пробел: мы должны учиться, если хотим освоить устную коммуникацию. Мое выступление на TED по убедительной речи находится на шестом месте в списке самых просматриваемых выступлений за все время. По данным на момент написания книги, видео в Интернете посмотрели около 50 миллионов раз. Меня радует, что многие люди серьезно отнеслись к этой теме. Однако выступление длилось несколько минут и обошло вниманием многие важные моменты. Также стоит отметить, что мое выступление по осознанному слушанию посмотрели в четыре раза меньше людей. Этот факт кое-что говорит о нашей коммуникации: на первое место мы ставим отправку, а не прием, что само по себе является опасной ошибкой.

По вышеназванным причинам я был очень рад, когда издательство Mango предложило мне написать книгу о навыках общения и слушания. Наконец-то я мог поделиться знаниями и уроками, полученными на семинарах и мастер-классах по осознанной коммуникации, которые провел для тысяч людей за последние несколько лет. Надеюсь, вам будет интересно, и главное — вы получите практический ресурс, к которому можно обращаться вновь и вновь.

Если вы хотите изменить мир, стать хорошим родителем, построить прекрасные отношения, вести за собой и вдохновлять окружающих, стать тем, кого люди хотят слушать, быть настоящим другом, блестящим менеджером по продажам или оказаться на сцене TED и изменить образ мышления людей — эта книга для вас!