Иван Иванович Савенко, мой дед

Дошла до нас трудовая книжка Ивана Ивановича Савенко, её в доме Щеглова Александра Георгиевича (мой двоюродный брат, сын сестры отца — Валентины) сфотографировал Антон Kлимoв-Klimoff.

Первые записи такие:


1. Работа 1905-го апрель 5, конторщиком в конторе имения Звегинцова, при слободе Масловке, Бобровского уезда Воронежской губернии по 7/IV 1907 г.

2. 1907 г. Апрель 7. Помощник волостного писаря в Ново-Покровском вол. правлении Бобровского уезда Воронежской губернии по 20/XI 1909 г.


Затем следует перерыв почти в четыре года.

Где был Иван Иванович?


3. 1913. Март 27. Волостным писарем в Коршевском вол. правлении Бобровского у. Воронежской губ. По I/V 1915 г.

4. 1915. Май 1. Волостным писарем Ливенского волостн. правления Бирюченского у. Воронежской губ. по 10/V 1917 г.

5. 1917. Май 12. Конторщиком Сероярской экономии В. Скалой, при сл(ободе) Великий Бурлук, Волчанского у. Харьковской губ. по I/IX 1917 года.

6. 1917. Сентябрь 1. Старшим счетоводом Бобровского Упродкома по I/VII 1918 года.

7. 1917. Июль 1. Заведующим расчётным столом в том же Упродкоме по 15/III 1920.

8. 1920. Март 15. В Бобровской заготконторе Губпродкома. Бухгалтером по 1/янв. 1922.

9. 1922. Янв. 1. Ввиду упразднения должности 2-го бухгалтера перемещён на должность старшего счетовода /неразборчиво/ 5/XII — 1923 г.

10. 1923. Дек. 5, в Лискинском элеваторе Госбанка ст. счетоводом по 6/Х — 1925. В период I/V -1924 г. по I/VII — 1925 по совместительству исполнял обязанности кассира элеватора.

11. 1925. Окт. 6. По распоряжению ФУЭ откомандирован в Жердевский элеватор на должность бухгалтера, но ввиду изменившегося /неразборчиво/ данную должность не принимал.

12. 1925. Окт. 19. По распоряжению ФУЭ назначен на должность бухгалтера в Валуйский элеватор Госбанка.

13. 1927. Мая 16. Использовал двухнедельный очередной отпуск по мая 30 за 1926 год.

14. 1928 /неразборчиво/ использовал двухнедельный отпуск за 1927 год.

15. 1928/XI 30 /неразборчиво две строчки/ отпуск в 1928 г.

16. 1929/1 19. Исключён за переходом на службу в Таловский элеватор.

17. 1929/1 20. Зачислен на должность бухгалтера Таловского элеватора Союзхлеба.

18. 1930/IX 10. Назначен стар, бухгалтером районного Союзхлеба


(Далее трудовая книжка обрывается, не то Klimoff не сфотографировал заключительную часть, не то не дослал мне её.)


Ниже следует заключительная страница трудовой книжки.



* * *

Мой комментарий к записям в трудовой книжке Ивана Ивановича Савенко, моего деда.

Вызывает настороженность то обстоятельство, что и в качестве подтверждения даты рождения, и в качестве подтверждения своего воинского статуса Иван Иванович ссылается на некую личную книжку № 4, выданную ему Бобровским уездным военкоматом 28 марта 1923 года.

У него не было бумаги о его рождении или же он не хотел таковую, если она была, представлять?

Также обращает на себя внимание тот факт, что, декларируя профессией своей счетовод, он одновременно пишет в графе «образование»: низшее. На что в графе «основания» скептический писарь ставит ему скептическое: документами не подтверждённое.

И наконец, в графе «военный учёт» дед написал, что служил рядовым в кавалерии. А с первого взгляда загадочная цифра 53, как я выяснил, означает, что дед отбывал воинскую повинность в 53-м Донском казачьем полку с 1909-го по 1913 год.

Небезынтересно будет также узнать, что в следующем, 1914-м, году командиром 53-го Донского казачьего стал Николай Иванович Звегинцов, младший сын Ивана Александровича Звегинцова, владельца слободы Масловки.

Николай Иванович, рождения 1877 или 1878 года, был старше моего деда на 11 лет и, вероятно, до того, как стать командиром 53-го Донского казачьего, уже служил там же на офицерской должности.

Klimoff высказал предположение: не он ли, не Николай ли Иванович, отрезан на фотографиях с военными от моего деда? В советское время Николай Иванович представлял опасность, ибо с 1917-го по 1920-й был махровым белогвардейцем, командиром белогвардейцев в Мурманском крае, генерал-майор Николай Звегинцов. Если верить Википедии, то именно он «пригласил» англичан-интервентов в Архангельск…


Я обнаружил, что дед мой был унтер-офицером 53-го Донского казачьего полка, не сразу.

Вначале я лишь озадачился вопросом самому себе:

— Где был Иван Иванович с 20/XI 1909 года по март 27-е 1913 года?

И тут помогла фотография Ивана Ивановича в форме, которую я было принял за чиновничью. Сидит в сапогах, фуражке, отрезанный от группы, можно догадываться, что все на той фотографии, отрезанные, тоже были в форме.


Вот ответ военного историка Алексея Волынца мне на эту фотографию:

«По униформе И. И. Савенко на фото — это мундир унтер-офицера драгунского полка, период где-то между 1904–1910 годами. То есть он явно служил срочную службу в кавалерии и, как грамотный, был унтером (сержантом)».

Туда, в драгуны, Ивана Ивановича мог устроить либо Иван Александрович Звегинцов, владелец Масловки, либо Николай Иванович Звегинцов, сын владетеля усадьбы Масловки Ивана Александровича Звегинцова (именно в усадьбе начал работать конторщиком Иван Иванович в 17 лет, в 1905 году).

* * *

Среди бумаг, дошедших в мои руки, вот лежит длинная, жёлтая, на твердой бумаге. На обложке вверху даты: 1918–1923 г.


И тут помогла фотография Ивана Ивановича в форме,


ЮБИЛЯРУ

Савенко Ивану Ивановичу

В день празднования 5-летнего юбилея

Воронежского Губпродкома

23 марта 1923 года

г. Воронеж


Внутри текст с подписями:


Дорогой товарищ!

Нынешний праздник Воронежского Губпродкома — его пятилетний юбилей — это Ваш праздник по преимуществу:

Вы его юбиляр.

В течение пяти лет Вы были неизменным участником работы продорганов, отмеченной беззаветной преданностью социалистическим основам Октябрьской революции.

В силу особо неблагоприятных условий, существовавших в Воронежской губернии, продработа у нас сопровождалась почти неимоверными трудностями. Но ни тяжесть пережитого времени, ни обусловленные им года лишений, в каких протекала жизнь продовольственников, — не заставили Вас сойти с поста и покинуть Ваше учреждение.

Внося в исполняемую Вами работу все свои силы, Вы способствовали Губпродкому с успехом выполнять все предъявляемые ему требования.

С Вашей помощью он пережил самые тяжелые этапы своей деятельности и в настоящее время вышел на широкий путь социалистического строительства.


Среди бумаг, дошедших в мои руки, вот лежит длинная, жёлтая, на твердой бумаге…


От имени учреждения, честным работником и неизменной опорой которого были Вы, мы выражаем Вам глубокую благодарность. Надеемся, вместе с тем, и в дальнейшем видеть Вас в наших рядах, как дорогого товарища по работе на продовольственном фронте.

Печать

Подписи красными чернилами:

От Губпродкома (т. Енин)

Ячейки Гу бпродкома (т. Фёдоров)

Месткома (т. Левченко)

Губкома ВКП(б) (т. Иванцов)

Губпрофсовета (т. Подкувко)

Профсоюза Совраб. (т. Икорский)

«Пищев. (т. Ицкович)

«Граней, раб. (т. Мусс)


А вот удостоверение, выданное деду Ивану:


Р.С.Ф.С.Р.

Бобровская

Районная Заготовительная

контора

Ворон. Губпрод.

Дек. 5 дня 1923 г.

№ 2631



…удостоверение, выданное деду Ивану…


УДОСТОВЕРЕНИЕ

Бобровская заготконтора сим удостоверяет, что гражданин Савенко Иван Иванович действительно состоял на службе в заготконторе с 15 марта 1921 года по 1 января 1922 г. в должности бухгалтера финансового отделения бухгалтерии заготконторы, а с 1 января 1922 г. по день выдачи настоящего удостоверения занимал должность старшего счетовода, в то же время являлся заместителем главного бухгалтера заготконторы.

Состоя на службе, тов. Савенко действительно являлся опытным счётным работником бухгалтерии, все возлагаемые на него обязанности и поручения исполнял аккуратно и добросовестно, уволился со службы ввиду перехода на службу в Лискинский элеватор.

Печать

Завзаготконторой / подпись

/ Бухгалтер / подпись /


СССР

Комитет заготовок при С.Н.К.

Всесоюзное объединение «Заготзерно»

Лискинский укрупненный пункт з/зерна

Воронежской области

16/III 1938 г.



СПРАВКА

Выдана настоящая ст. бухгалтеру Лискинского Укрпункта «Заготзерно» — тов. САВЕНКО Ивану Ивановичу в том, что он действительно работает в хлебной системе с 1917 года, по настоящее время.

Выдано настоящее для представления в ГорФО гор. Свободы, Лискинского района Воронежской области.

Управляющий Лискинским

Укрпунктом з/зерно / Кузьмин /

Секретарь / Сторчакова /


Комментарий-исследование Данилы Дубшина к главе «Иван Иванович Савенко, мой дед», сделанный по моей просьбе. Чтобы вы не подумали что дед забился в угол, заделался тихим бухгалтером, вот вам объяснение, чем он на самом деле занимался в те годы. — Э. Л.


«Нынешний праздник Воронежского Губпродкома — его пятилетний юбилей — это Ваш праздник по преимуществу <…>

В силу особо неблагоприятных условий, существовавших в Воронежской губернии, продработау нас сопровождалась почти неимоверными трудностями. Но ни тяжесть пережитого времени, ни обусловленные им года лишений в каких протекала жизнь продовольственников, — не заставили Вас сойти с поста и покинуть Ваше учреждение».


За этими скупыми строчками поздравительного адреса, врученного бойцу продовольственного фронта Ивану Савенко, кроются жестокие реалии работы Губпродкома в годы Гражданской войны на юге России.

По сути это была война за хлеб.

Весной 1918 года Советская республика столкнулась с угрозой голода. Причиной его была растущая инфляция, при которой крестьяне не желали продавать хлеб за обесцененные деньги. Кроме того, по условиям Брестского мира Россия потеряла богатые хлебом районы, что усугубило продовольственный кризис.

В мае 1918 г. ВЦИК принял декрет «О предоставлении Народному комиссариату продовольствия чрезвычайных полномочий по борьбе с деревенской буржуазией, укрывающей хлебные запасы и спекулирующей ими». В стране установилась продовольственная диктатура: вводились монополия на торговлю хлебом и твердые цены для закупки хлеба.

Народному комиссариату продовольствия подчинялся Воронежский губпродком, ему — упродком, упродкому — волпродком. Во главе продовольственных комитетов стояли комиссары.

С целью недопущения местничества и кумовства это были органы центрального ведомства, наделённые большими полномочиями и не подотчётные власти на местах. Кроме основной задачи — изъятия всех излишков хлеба у крестьянства, — Губпродком занимался борьбой со спекуляцией, учетом населения, посевов, скота и распределением продуктов среди нуждающихся граждан.

10 июля 1918 г. в Воронеже состоялся губернский продовольственный съезд. Уездные комиссары по продовольствию, докладывая о положении дел на местах, рассказывали о том, с чем приходилось бороться: «приезжала масса мешочников, иногда организованных, с пулемётами, и доставала хлеб. Они вывозили от 30 до 70 вагонов в сутки».


Конец ознакомительного фрагмента

Если книга вам понравилась, вы можете купить полную книгу и продолжить читать.