Константин Костенко

Далеко на квадратной Земле


В книге использованы графические работы Марины Ражевой

Глава 1

Папа приносит новость. Кое-что о кроликах и месте их обитания

Всё началось с того, что как-то раз вечером — а именно около шести, после работы — Антон Иванович Кролик вошёл в квартиру, тщательно вытер о коврик лапы, снял шляпу, положил на трюмо портфель, после чего, обведя взглядом собравшееся в прихожей семейство, радостно провозгласил:

— Внимание, дорогие мои! — сказал он. — У меня для вас приятные новости.

— Какие? — не переставая помешивать в глиняной плошке тесто для блинов, поинтересовалась Светлана Сергеевна — супруга Антона Ивановича, мать двоих детей и тоже Кролик.

— Дай угадаю, — поспешила вставить их десятилетняя дочь Аня. — Ты получил зарплату? Правильно?

— Нет, зайка, — от души рассмеялся папа Кролик. — Зарплата! Бери выше!

— Влюбился? — предположила Аня.

— Интересно, в кого? — улыбнулся Антон Иванович.

— Известно: в маму.

— Тоша, пожалуйста, не томи, — нетерпеливо проговорила Светлана Сергеевна, взбалтывая тесто ложкой всё более усердно. — Скажи наконец, что стряслось.

Привлечённый голосами, в прихожей появился Иван Прокофьевич — дедушка, самый почётный и пожилой Кролик. В руках (уместнее было бы, наверное, назвать это передними лапами, но да уж ладно) — итак, в руках у дедушки была развернутая газета «Кладовая здоровья», на носу — очки, а на ногах — тёплые клетчатые тапки. Не понимая ещё, о чём речь, Иван Прокофьевич любопытно навострил одно ухо. Левое. В последнее время ему казалось, что он хуже слышит, но из гордости и ложного стыда он держал это при себе. Догадаться о том, что он прислушивается, можно было только по положению его ушей.

Голос подал самый младшенький: Виталик, шесть лет от роду.

— Папа, — сказал он, — может быть, ты такой радостный оттого, что купил новую машину? Помнишь, ты обещал маме?

— Нет, дорогие мои. Нет и ещё раз нет, — пристраивая на вешалку пальто и приводя в порядок щёткой взлохмаченную шёрстку на голове и ушах, ответил папа. — Ни зарплатой, ни машиной на этот раз я вас не порадую. Грядут более масштабные события. Не исключено, что очень скоро кто-то переедет в более просторную квартиру. Вы рады? Только представьте себе: у нас у всех будут отдельные комнаты. У нас с мамой, у дедушки… Думаю, могут появиться даже две детские! Ну разве это не замечательно?!

Несколько секунд мама, дети и дед стояли столбиками. Но как только папа закончил и до всех наконец дошло, что же такое случилось, воздух в прихожей взорвался. Первым нарушил тишину Виталик.

— Ура!!! — завопил он.

Вслед за ним заголосили остальные. Кричали, смеялись, говорили что-то неразборчивое — все разом. Паркет под ногами трясся и скрипел от детского прыганья и беготни, а мама, крепко обнимая Антона Ивановича, чуть было не оставила на его пиджаке будущие блины. Удерживая газету над головой, чтобы её никто случайно не помял, дедушка пытался утихомирить внуков. Однако убеждать кого-либо в такую секунду было бессмысленно. Поэтому, разгладив пальцем седые усы, дедушка дождался, когда шум немного стихнет, и только потом раскрыл рот.

— Антоша, сын, — отчётливо проговорил он, сворачивая газету в несколько раз, — скажи-ка мне такую вещь. Когда ты планируешь переехать? Назови число. Всем известно: я тружусь над мемуарами. Я устал жить в кладовке, мне нужен свой, отдельный кабинет. Когда он наконец у меня будет? Ответь.

Но здесь стоит, пожалуй, немного отвлечься. Оставим на какое-то время счастливое кроличье семейство и поглядим, где же всё это происходило.

Ни для кого, наверное, не секрет, что наша Вселенная исключительно огромная. Говорят даже, бескрайняя. Похоже, не врут. Иначе откуда бы в самых отдалённых её уголках взялись такие планеты, о которых мы до сих пор ничего не слышали? Например, есть планета, полностью заселённая кроликами. Серьёзно, кроме шуток. У жителей этой планеты всё как у людей. Ну, или почти всё. Во всяком случае, у них есть свои квартиры, машины, дачи. Они точно так же посещают школьные занятия, детские сады и трудятся в различных заведениях, зарабатывая деньги. А по вечерам или на выходных усаживаются перед телевизорами и смотрят фильмы и передачи. К счастью, им ничего не известно о нашем существовании. Иначе они могли бы сказать то, что показалось бы нам самой настоящей нелепостью. «Поглядите на этих странных зверьков, лишённых шерсти, — столпившись у телескопа, сказали бы их учёные. — У них всё, как у кроликов! Поразительно, уму непостижимо!»

Растительный и животный мир планеты кроликов немногим отличается от нашего. Здесь есть птицы (в основном вороны и воробьи) и млекопитающие вместе с представителями класса рыб. Нет только одного вида: кроликов. Потому что у себя на планете (и мы в этом уже убедились) кролики обладают развитой речью и мышлением и стоят немножечко особняком.

Да, стоит отметить: рост здешних жителей во много раз превышает размеры тех кроликов, которых мы знаем. По сравнению с ними кролики, о которых говорится в этой книге, просто великаны. Они размером с людей. Мало того, все они ходят на задних лапах. Удивительно, да?

«Интересно. А что с людьми? — задастся кто-то вопросом. — Неужели на планете кроликов для них совсем не нашлось места?». Можно, конечно, ответить, что в том уголке Вселенной, о котором идёт речь, люди и кролики поменялись местами, и по газонам и лужайкам, щипая травку, скачут причудливые создания, отдалённо напоминающие лягушек, но, конечно же, это полная ерунда: людей на планете кроликов не было и нет.

Что ещё можно добавить? Да, о самой планете. Форма её несколько необычная. Это куб. Впрочем, ничего необычного кролики в этом не видят. В их галактике все планеты такие. Даже яркая звезда, вокруг которой все они вращаются. Как их планета называется? Очень просто: Земля. В самом деле, как ещё назвать планету, которая целиком состоит из земли? Знай кролики о том, что где-то на другом краю космоса уже есть планета с таким названием, они бы, пожалуй, попробовали назвать свою как-то иначе. Или добавили бы к названию порядковый номер. Например, Земля № 2. Или № 1. (Действительно, кто запретит им думать, что их планета появилась первой?)

Но пора познакомиться с семьёй Антона Ивановича и Светланы Сергеевны чуть ближе. Это наши главные герои. Странные имена, не правда ли? Имеется в виду, странные для кроликов. Но мы ведь уже говорили: там всё, как у людей. Что же касается фамилии Антона Ивановича и всех его домочадцев, то она действительно необычная: Кролик. Забавно! Это почти то же самое, дорогой читатель, как если бы у тебя была фамилия Человек. Или, скажем, Хомо Сапиенс. Само собой, ничего зазорного в таких фамилиях нет; отличные, звучные фамилии. Но всё же стоит признать: слишком оригинальные.

Антону Ивановичу Кролику было тридцать шесть лет. Работал он на экспериментально-техническом предприятии АО «Мечта», и выпускало это самое АО всяческие изделия из полипропилена. Тазики, садовую мебель, лейки… Но в основном — игрушки: самосвалы, утята, с которыми можно плескаться в ванне… Всё это и многое другое разрабатывалось и внедрялось в производство Антоном Ивановичем и его коллегами. Потому что по профессии Антон Иванович был инженером-дизайнером. Он очень любил свою работу и всегда, с самого детства, мечтал сначала выдумать какую-нибудь игрушку, затем набросать на бумаге её чертеж, затем пойти с этим чертежом в конструкторское бюро и обсудить детали… И вот — о чудо! — по конвейерной ленте в тысячах экземпляров едет игрушка, которую ты, можно сказать, только что изобрёл! Ну, разве не здорово?!

А вот Светлане Сергеевне с мечтами повезло чуточку меньше. Это была красивая белая крольчиха с элегантной чёрной полоской меха на шее, отчего казалось, будто на ней шарфик или жабо. Когда-то, сразу после школы, ей захотелось стать знаменитой актрисой. Блистать на сцене или в сериалах, чтобы её лицо украшало обложки модных журналов, и всё такое… Но ничего не вышло, и Светлана Сергеевна жутко расстроилась. Наудачу, в тот момент ей встретился молодой парень со смешной фамилией, который сказал примерно следующее: «Радость моя, — сказал он, — быть актрисой — совсем не значит быть счастливой. Выходи за меня, мы родим детей, девочку и мальчика, и у нас всё будет замечательно!»

Так и случилось. Освоив профессию продавца, Светлана Сергеевна Кролик стала работать в фирменном магазине, который назывался «Женская одежда». Со временем она стала понимать, что в словах её мужа Тоши есть своя правда: счастлив тот, кто хочет быть счастливым. Где бы и кем бы он ни трудился.

Летели годы. Дочь Аня перешла в четвёртый класс, пятилетний сын Виталик ходил в детский сад, а Иван Прокофьевич, отец Антона Ивановича, жил вместе со всеми в специально оборудованной кладовой, получал пенсию и, к неудовольствию мамы, которой хотелось тишины, выстукивал на печатной машинке воспоминания, надеясь когда-нибудь их опубликовать. Сказать по правде, в квартире Кроликов делалось несколько тесновато. У них были две комнаты, кухня, ванная и туалет. Но что такое две комнаты с туалетом для большой шумной семьи? И вот как-то раз, собравшись за столом, Кролики решили: необходимо срочно дать объявление об обмене с доплатой. Не исключено, что кто-то точно так же хочет обменять свою трехкомнатную или четырехкомнатную квартиру на менее габаритную.