Сьюзан Кейн, Грегори Мон, Эрика Мороз

Тайная сила

Формула успеха подростка-интроверта

Манифест интроверта


1. Спокойный темперамент — скрытая суперсила.

2. Можно сказать «он вечно витает в облаках», а можно — «он мыслитель».

3. Большинство великих идей рождается у нас, когда мы одни.

4. Интроверт умеет вылезать из своей раковинки. Ты можешь делать все то же самое, что и экстраверты, и находиться в центре внимания. А время побыть в одиночестве всегда найдется.

5. Хотя иногда нам приходится покидать свою раковину, мы всегда возвращаемся к своему истинному «я».

6. Два-три близких друга ценнее сотни случайных знакомых (хотя много приятелей — тоже здорово).

7. Интроверты и экстраверты — как инь и ян: мы любим друг друга и нужны друг другу.

8. Нет ничего страшного в том, чтобы отойти в сторону, если не хочешь болтать о пустяках.

9. Не только звезды могут нравиться. Спроси Махатму Ганди!

10. И раз уж мы вспомнили Ганди, то вспомним и его слова: «Вы можете изменить этот мир — плавно».

Введение

«Ты что такая тихая?»

Друзья, учителя, знакомые и даже люди, которых я видела впервые в жизни, — все задавали этот вопрос. Обычно не желая меня обидеть. Они просто хотели узнать, все ли у меня в порядке, почему я все время молчу — может, есть причина? Некоторым явно казалось странным, что я так мало разговариваю.

Я не всегда могу четко ответить на этот вопрос. Иногда я молчу, потому что задумалась или за чем-то наблюдаю. Иногда сосредоточена на том, что говорит собеседник, и не хочу прерывать его. Но чаще всего я такая тихая просто потому, что я такая. Я — тихая.

В школе мне всегда казалось, что лучшая похвала для человека, когда о нем говорят: «Он умеет общаться». На занятиях учителя вечно просили меня быть поактивнее и чаще подавать голос. На дискотеках я, конечно, выходила на танцпол с подругами, но, будь моя воля, лучше бы пошла к кому-нибудь в гости. В колледже я тоже посещала шумные вечеринки, но меня не покидало чувство, что правильнее было бы остаться дома и поужинать с друзьями или сходить в кино. Но я никогда не жаловалась. Мне казалось, нужно стараться быть как все, чтобы меня считали «нормальной».

Со временем у меня сложился небольшой, но надежный круг близких друзей и коллег. Я никогда не стремилась выделиться, и меня не смущало то, что кто-то из друзей считался крутым, а кто-то — нет. Я предпочитала разговоры по душам, поэтому наша дружба строилась на взаимном доверии и привязанности: нам было хорошо вместе. Мы не дружили против кого-то, не соревновались в популярности. Постепенно окружающие стали ценить меня за серьезные вопросы, которые я задавала, умение независимо мыслить и не терять голову, столкнувшись с трудностями. Меня называли думающим человеком и отмечали, что я умею слушать. А еще люди начали прислушиваться ко мне. Стали замечать меня, когда я говорила, потому что мои слова всегда были обдуманными. Я повзрослела, и те самые смелые и общительные люди, которые когда-то нагоняли на меня страх, стали предлагать мне работу!

Шло время, и я поняла, что мой спокойный темперамент — на самом деле большое преимущество, инструмент, которым просто нужно научиться пользоваться. Я огляделась вокруг и увидела, что многие великие достижения, изобретения и произведения искусства — от компьютеров Apple до детской сказки «Кот в Шляпе» — созданы интровертами благодаря, а не вопреки особенностям их личности. Свои размышления по этому поводу я собрала в книге для взрослых [Издана в «Манн, Иванов и Фербер» в 2014 году.]. Книга попала в список бестселлеров газеты «Нью-Йорк Таймс» и много лет оставалась там; ее перевели на сорок языков. После выхода книги тысячи людей говорили, что мои простые советы изменили их жизнь. Они узнали, что интроверсия, если использовать ее правильно, способна стать мощной силой. Я и представить не могла, что книга столь сильно повлияет на людей.

И тогда я стала вести себя совсем по-иному, так, как не могла и помыслить в юности. В школе, например, у меня коленки дрожали при мысли, что придется выступать перед скоплением людей. Если мне предстояло делать доклад перед классом, я не спала всю ночь. И так боялась, что однажды буквально окаменела, стоя перед одноклассниками, и не смогла открыть рот. Но после выхода книги я стала глашатаем всех интровертов, а мое лицо замелькало на экранах по всему миру. Я выступала с лекциями перед многотысячной аудиторией. Моя лекция об интровертах стала самой популярной лекцией TED [TED расшифровывается как «технология, развлечение и дизайн» — от англ. technology, entertainment, design. Это американский некоммерческий фонд, который раз в год проводит представительные конференции, где читают лекции ведущие специалисты в своей области и умнейшие люди планеты.] за все время существования проекта — у нее около двенадцати миллионов просмотров на YouTube.

Вдохновленная таким опытом, я основала организацию «Тихая революция» (Quiet Revolution). Ее цель — воодушевлять интровертов всех возрастов. Я хочу, чтобы мы, тихони, могли оставаться собой в любой ситуации — в школе, на работе, в обществе. «Тихая революция» выступает за социальные изменения и стремится к тому, чтобы голоса интровертов были услышаны. Это инклюзивное движение: кто угодно, тихоня или тусовщик, может стать его участником. Я и вас призываю присоединиться к нашей работе на Quietrev.com!

Меня часто спрашивают, стала ли я экстравертом после того, как начала часто выступать перед людьми и давать интервью. Я не вижу в себе значительных перемен и по-прежнему иногда робею, и мне по душе мои спокойствие и задумчивость. Я рада, что обладаю этой тихой силой, и вы тоже можете открыть ее в себе.

Многие мои читатели сожалеют, что не знали о «Тихой революции» в детстве или когда воспитывали своих детей-интровертов. А молодые люди признавались, что хотели бы прочесть книгу об интровертах, написанную именно для подростков.

Вот так и родилась эта книга.

Кто же такие интроверты?

Таких людей, как я, психологи называют особым словом — интроверты. Однако дать нам однозначное определение сложно. Мы не против шумных компаний, но нам нравится быть в одиночестве. Мы умеем общаться, но немногословны и предпочитаем лишний раз не высказываться. Мы наблюдательны. Больше слушаем, чем говорим. Быть интровертом — значит обладать богатым внутренним миром и ценить его.

Интроверт — тот, кто чаще смотрит «вглубь себя». У экстравертов все наоборот: они лучше чувствуют себя среди людей, толпа дает им энергию.

Даже если ты сам не интроверт, наверняка встречал их среди родных и друзей. Считается, что интроверты составляют от трети до половины населения, то есть один из двух-трех твоих знакомых — точно интроверт. Нас легко распознать. Такие, как мы, обычно уютно устраиваются на диване с книжкой или планшетом, а не окружены людьми. На шумных вечеринках мы обычно общаемся с небольшой компанией друзей, а не отплясываем на столе. В классе, когда учитель спрашивает, кто хочет ответить, мы отводим взгляд. Мы внимательны, но предпочитаем спокойно наблюдать за ситуацией и высказывать свое мнение, только когда готовы к этому.

Но иногда мы, интроверты, хорошо скрываем свою истинную сущность. Подчас в классе или в школьной столовой никто и не подозревает о нашей «тихости»: внешне мы ничем не отличаемся от других, но на самом деле ждем не дождемся, когда можно будет сбежать от всего этого и побыть в одиночестве. С тех пор как вышла моя книга, многие, кого я на первый взгляд сочла бы экстравертами, — актеры, политики, предприниматели, спортсмены — признавались мне, что тоже интроверты. Я была поражена!

Быть интровертом — не значит быть стеснительным. Это существенная разница! Интроверты могут смущаться, но встречаются и застенчивые экстраверты. Робость иногда похожа на интроверсию: стеснительные люди тоже кажутся тихими и сдержанными. Но, как и интроверсия, это сложное, многослойное свойство личности. Стеснительность может проявляться, когда вы нервничаете или переживаете из-за того, что окружающие не примут вас. Когда опасаетесь сделать что-то не так. В классе робкий ученик не поднимает руку, потому что боится дать неправильный ответ — ведь тогда ему будет неловко. А девочка-интроверт, сидящая рядом, тоже не поднимает руку, но совсем по другой причине: она считает, что пока в ее участии нет необходимости. Или внимательно слушает учителя и обдумывает его слова, поэтому сейчас ей просто не хочется говорить. У стеснительности, как и у интроверсии, есть свои преимущества. По данным исследований, стеснительные дети вступают в более прочные дружеские отношения. Они добросовестны, умеют сопереживать, у них, как правило, творческая натура. Стеснительные люди и интроверты отлично умеют слушать. А именно эта способность делает нас наблюдательными, позволяет учиться и развиваться.

В этой книге речь пойдет и об интроверсии, и о стеснительности. Я расскажу о преимуществах, которые дают эти качества. Я — интроверт и стеснительна по натуре, хотя со временем мне удалось частично преодолеть свою робость. Ты же, возможно, интроверт, но не стеснителен, или стеснительный экстраверт. Выбирай в этой книге разделы, которые тебе интересны, а об остальном можешь не волноваться.