Стивен Эриксон

Полуночный прилив

Посвящается Кристоферу Порозны

Благодарности

Выражаю глубочайшую признательность старой команде: Рику, Крису и Марку — за предварительные комментарии к этой книге. Огромное спасибо Кортни, Кэму и Дэвиду Кеку за верную дружбу. Как всегда, искренне благодарю Клер и Боуэна, Саймона Тейлора и всех сотрудников издательства «Transworld Publishers», а также Стива Дональдсона, Росса и Пери, Питера и Никки Краутер, Патрика Уолша и Хауэрда Морхейма. И конечно же, отдельное спасибо персоналу «Tony’s Bar Italia»: это уже второй роман подряд, в процессе создания которого я вдохновлялся их замечательным кофе.



Действующие лица

Тисте эдур

Томад Сенгар — глава семейства Сенгар

Урута Сенгар — его жена

Фэр Сенгар — старший сын Томада и Уруты, главный оружейник тисте эдур

Трулль Сенгар — второй сын Томада и Уруты

Бинадас Сенгар — третий сын Томада и Уруты

Рулад Сенгар — четвертый, самый младший сын Томада и Уруты

Майена — невеста Фэра

Ханнан Мосаг — король-колдун, правитель Содружества шести племен тисте эдур

Терадас Бун — старший брат в семействе Бун

Мидик Бун — младший брат в семействе Бун

Бадар — нечистокровный воин

Реталь — воин

Канарт — воин

Шорам Ирард — нечистокровный воин

Хольб Харат — нечистокровный воин

Матра Брит — нечистокровный воин

Летерийские рабы у тисте эдур

Удинаас

Хулад

Виррик

Ведьмино Перышко — юная колдунья, гадательница на черепках

Летерийцы
Королевский дворец

Эзгара Дисканар — король Летерии

Джаналла — королева Летерии

Квиллас Дисканар — их сын, наследный принц

Уннутала Хебаз — прэда (главнокомандующая летерийской армией)

Брис Беддикт — финадд (капитан), королевский защитник; младший из братьев Беддикт

Морох Неват — финадд, телохранитель принца Квилласа Дисканара

Куру Кан — сэда (главный придворный маг)

Нисалла — первая наложница короля

Турудал Бризад — первый консорт (официальный любовник) королевы

Нифадас — первый евнух

Герун Эберикт — финадд королевской гвардии

Трибан Гноль — первый советник

Лэрдас — маг в свите принца

Северные земли королевства

Бурук Бледный — богатый торговец из Трейта

Серена Педак — аквитор (сопровождающая) Бурука в его поездках к тисте эдур

Халл Беддикт — бывший королевский страж-посланник на севере; старший из братьев Беддикт

Некала Бара — боевая колдунья

Арахатан — боевой маг

Энедикталь — боевой маг

Йена Товис (Сумеречная) — атри-прэда (военная правительница) Фента-на-Косе

Летерас (столица королевства)

Техол Беддикт — житель столицы; средний из братьев Беддикт

Хиджана — помощница в тайных делах Техола

Риссара — помощница в тайных делах Техола

Шанда — помощница в тайных делах Техола

Шалас — сторож на складе Бири

Бири — торговец

Хальдо — столичный делец и ростовщик

Багг — слуга Техола

Ублала Пунг — осужденный

Харлест — неупокоенный, страж в доме Геруна Эберикта и его родной брат

Ормли — лучший дворцовый крысолов

Хитрющая — главная дознавательница Гильдии крысоловов

Бубнила — одно из главных лиц в Гильдии крысоловов

Глистена — одно из главных лиц в Гильдии крысоловов

Рубинчик — одно из главных лиц в Гильдии крысоловов

Востроносый — одно из главных лиц в Гильдии крысоловов

Оникса — глава Гильдии крысоловов

Плошка — неупокоенная девочка

Шарука Элаль — неупокоенная воровка

Селюша — одевательница мертвых

Паддерант — ее помощник

Уруль — главный распорядитель в таверне «У Хальдо»

Инкерс — один из городских зевак

Гульбат — один из городских зевак

Турбль — горожанин

Унн — бедняк из племени нереков

Делиспа — содержательница публичного дома «Храм любви»

Прист — садовник

Ралл Силач — головорез

Зеленосвин — маг-неудачник

Прочие действующие лица

Вифалий — мекросский оружейник

Шелуха — нахт (самец)

Хныкалка — нахт (самец)

Кривляка — нахт (самка)

Пребывающий внутри

Сильхас Гиблый — тисте анди, одиночник-элейнт

Скабандарий Кровоглазый — тисте эдур, одиночник-элейнт

Готос — яггут

Руд Элаль (Найденыш) — мальчик

Железный Обруч — воин Багровой гвардии, командир взвода

Корло — взводный маг

Полунос — солдат из взвода Железного Обруча

Ульшун Праль — т’лан имасс

Пролог

Первые дни распада Куральда Эмурланна на отдельные фрагменты Время вторжения тисте эдур, эпоха Скабандария Кровоглазого Время древних богов

Из каких-то скомканных, пропахших дымом облаков дождем лилась кровь. Гигантскими тлеющими факелами падали на землю последние летающие крепости. Земля содрогалась, покрываясь рытвинами и бороздами. Камень ударялся о камень, выбрасывая вверх тысячи осколков кровавого цвета; они разлетались во все стороны и застревали между горами мертвых тел. От горизонта до горизонта, куда ни глянь, не было ничего, кроме трупов.

Громадные летающие города превращались в груды горячего пепла, посылая вверх последние клубы дыма; следом за ними появлялись облака, густо пропитанные кровью и месивом из трупов. Казалось, еще немного — и вспыхнет сам раскаленный воздух.

Победители перестраивали свои ряды, выбрав для этого центральную равнину. Она была почти целиком замощена плотно пригнанными плитами. Командирам удалось найти место, наименее пострадавшее от падения летающих крепостей. Но и здесь нескончаемые трупы врагов мешали двигаться живым. Правда, дело было не только в этом, но также и в невероятной, смертельной усталости. Изможденные воины едва держались на ногах. Тут сражались легионы двух армий, заключивших на время войны союз против общего врага, и число потерь в одной из них было заметно меньше, чем в другой.

Кровавый туман густо покрывал широкие, стального цвета крылья Скабандария. Он летел сквозь клубящиеся облака, непрерывно двигая мигательными перепонками, которые защищали его драконьи глаза, голубые и холодные. Скабандарий накренил тело, готовясь к спуску. Одновременно он наклонил голову, разглядывая своих победоносных детей. Внизу, над позициями тисте эдур, развевались серые знамена. Похоже, в живых осталось примерно восемнадцать тысяч его соплеменников. Вечером во всех шатрах первой стоянки будут оплакивать погибших. Еще утром армия тисте эдур насчитывала более двухсот тысяч бойцов. Что ж… вполне достаточно и тех, кто уцелел.

Тисте эдур пришлось сражаться с восточным флангом войска к’чейн че’маллей, предварив свое нападение несколькими волнами опустошительной магии. Враги ожидали удара спереди. Когда их атаковали с фланга, к’чейн че’малли с губительной для себя медлительностью начали перестраиваться. Тем временем легионы тисте эдур словно кинжал вонзились в самое сердце вражеской армии.

Опустившись ниже, Скабандарий заметил черные знамена тисте анди. От их воинов осталась всего лишь тысяча. А может, и того меньше. Тисте анди пришлось сражаться с так называемыми охотниками К’елль — отборными бойцами армий, принадлежащих трем Матерям к’чейн че’маллей. Четыреста тысяч тисте анди против шестидесяти тысяч охотников К’елль. Дополнительные отряды тисте анди и тисте эдур атаковали летающие крепости. Нападающие знали, что идут на верную смерть, но принесенная ими жертва, без преувеличения, сыграла в сегодняшней победе решающую роль, ибо сооружения эти преграждали путь на равнину для подкреплений тисте эдур. Сами по себе атаки на четыре небесные цитадели дали весьма скромный результат. Невзирая на свою малочисленность, «короткохвостые», засевшие внутри, сражались с сокрушительной яростью. Но кровью тисте анди было куплено время, позволившее Скабандарию и его союзнику тисте анди (такому же, как и он сам, одиночнику, обратившемуся в дракона) уничтожить летающие крепости, обрушив на них мощь трех магических Путей: Старвальда Демелейна, Куральда Эмурланна и Куральда Галейна.

Дракон опускался туда, где груда трупов к’чейн че’маллей обозначала последнюю позицию одной из их Матерей. Магическая сила Куральда Эмурланна полностью уничтожила защитников. Вокруг трупов и сейчас еще яростно клубились тени, будто сонм призраков. Скабандарий расправил крылья, пробил завесу горячего влажного воздуха и опустился на чешуйчатые трупы полуящеров, коими являлись к’чейн че’малли.

Еще через мгновение Скабандарий принял свой обычный облик тисте эдур. Кожа оттенка кованого железа; длинные, ничем не стянутые седые волосы; узкое лицо с орлиным носом и жесткими, близко посаженными глазами. Уголки губ его широкого рта были неизменно обращены вниз и не знали улыбки. Высокий гладкий лоб, особо выделяясь на коже цвета сумерек, пересекал косой белый шрам. Одеяние Скабандария составляли кожаные доспехи, а оружие — двуручный меч и несколько кинжалов, привешенных к поясу. На плечах чешуйчатая накидка из шкуры Матери к’чейн че’маллей. Шкуру содрали совсем недавно, и она еще блестела от жира.

Заметив своего командира, который весь с головы до ног был покрыт брызгами крови, офицеры тисте эдур стали с удвоенным усердием выстраивать уцелевшие войска.

Скабандарий поглядел на северо-запад, потом сощурился на клубящиеся облака. Вскоре из них вылетел громадный белый дракон. Он был крупнее Скабандария, когда тот принимал облик одиночника, и тоже весь заляпан кровью, бóльшая часть которой принадлежала ему самому, ибо Сильхас Гиблый вместе с соплеменниками сражался против охотников К’елль.