Мы можем лишь надеяться, что все больше людей, особенно из числа молодежи, начинающей свой трудовой путь, прислушаются к главному совету Роббинса относительно инвестирования: вступайте в игру!

Он прав. Родившиеся на рубеже веков допускают ту же ошибку, что и предыдущие поколения несколько десятилетий назад. Тогда люди были напуганы катастрофой Великой депрессии. Их страх перед акциями был вполне объясним. С 1929 по 1932 год промышленный индекс Dow Jones рухнул на величину, эквивалентную нынешним 17 тысячам пунктов, то есть почти на 90 процентов! Все 1930-е годы были отмечены высоким уровнем безработицы. А затем началась Вторая мировая война. Неудивительно, что многие американцы зареклись даже близко не подходить к акциям.

Однако после войны в Соединенных Штатах начался длительный период процветания. Цены на акции выросли во много раз. К сожалению, люди, вкладывавшие слишком много денег в, казалось бы, надежные облигации, вряд ли догадывались, что на рынке долговых обязательств начался тридцатипятилетний медвежий период. Инвесторы потеряли огромные деньги из-за инфляции, которая является принципиальным врагом облигаций. Они упустили фантастическую возможность сделать свою жизнь богаче.

Поэтому никогда не забывайте о двух факторах, препятствующих биржевому успеху, — страхе и комиссионных сборах.

Обогатит ли эта книга самого Тони Роббинса? Нет. Все доходы от ее продажи пойдут в пользу организации Feeding America, которая обеспечивает бесплатной едой всех нуждающихся. Роббинс является ярким воплощением принципа, которому зачастую не уделяется внимания: коммерция и филантропия — это не противоположности, а две стороны одной медали. В условиях свободного рынка вы можете добиться успеха только за счет предложения необходимых обществу товаров или услуг, то есть ваше процветание зависит от того, сможете ли вы удовлетворять нужды и потребности других людей. Филантропия — это тоже удовлетворение человеческих потребностей. Она делает это другими средствами, но фундаментальная цель остается все той же. На самом деле преуспевающие бизнесмены — это очень часто и известные филантропы. Билл Гейтс лишь один из многих.

Тони Роббинс показывает, как, создавая ресурсы и производя продукты, можно помочь окружающим. Его книга станет бесценным источником информации, которая однажды поможет вам сделать то же самое, причем в таких масштабах, в каких вы даже не ожидали.

Предисловие

Джона Богла, легендарного инвестора и учредителя фонда Vanguard, в управлении которого находятся активы на 3 триллиона долларов

Когда наступил новый 2016 год, я субботним утром за завтраком взял в руки New York Times. Бегло просмотрев первую полосу и отложив на потом страницу с кроссвордами, я углубился в раздел, посвященный бизнесу На самом почетном месте вверху красовалась колонка Рона Либера, в которой он описывал важнейшие стратегии управления накоплениями, изложенные по его просьбе шестью финансовыми экспертами на картотечных карточках.

Целью Рона было доказать, что эффективное управление деньгами не должно быть сложным и что основные моменты стратегии вполне могут уместиться на небольшом кусочке картона. Пять из шести карточек содержали пункт, посвященный инвестированию, и в каждом из них был один и тот же совет: вкладывайте деньги в индексные фонды.

Постепенно эта истина начинает доходить до инвесторов. Свой первый взаимный индексный фонд я открыл в 1975 году и до сих пор не устаю его расхваливать. В те времена мой голос был одинок и к нему мало кто прислушивался. Сегодня в помощь мне звучит уже мощный хор. Инвесторы слышат громкие и чистые голоса и голосуют своими кошельками.

После 2007 года активы взаимных инвестиционных фондов пополнились почти на 1,65 триллиона долларов, в то время как фонды с активным менеджментом потеряли 750 миллиардов. Такое изменение в предпочтениях инвесторов, выражающееся в 2,4 триллиона долларов за последние восемь лет, является беспрецедентным в истории инвестиционных фондов.

В последние семь лет Тони Роббинс видит свою миссию в том, чтобы помочь рядовому инвестору победить в этой игре и убедить его в том, что не надо переплачивать инвестиционным фондам за услуги сомнительного качества. За это время он провел множество бесед с величайшими умами в мире финансов. Хотя я не уверен, что тоже принадлежу к этой категории, но однажды Тони пришел в компанию Vanguard, чтобы узнать мое мнение об инвестировании. Позвольте заметить, что Тони — это настоящий сгусток энергии! Уже через несколько минут после начала беседы я понял, каким образом ему удается вдохновлять миллионы людей во всем мире.

Мы прекрасно провели время за беседой, которая была рассчитана на сорок пять минут, но затянулась на четыре часа. Это было самое провокационное и творческое интервью за всю мою шестидесятипятилетнюю карьеру в сфере взаимных инвестиционных фондов. Энергия и страсть Роббинса поистине заразительны. Я сразу понял, что эта книга станет незаменимой для инвесторов.

Но даже я недооценил Тони. Его первая посвященная инвестициям книга «Деньги. Мастер игры» вышла в свет тиражом более миллиона экземпляров и уже через семь месяцев возглавила рейтинг New York Times в разделе литературы о бизнесе. Сегодня он вновь возвращается к читателям с книгой «Непоколебимый», в которой читатели наверняка найдут для себя что-то новое. Книга содержит инсайдерскую информацию, полученную от самых значимых фигур в мире инвестирования, таких как Уоррен Баффет и учредитель инвестиционного фонда Йельского университета Дэвид Свенсен. Оба они не раз говорили, что индексные фонды представляют собой лучшее средство для максимального повышения шансов на успех. С помощью этой книги их послание дойдет до еще большего числа инвесторов.

В индексных фондах нет ничего сложного. Вместо того чтобы угадывать нужный момент на рынке и пытаться переиграть профессиональных менеджеров, манипулируя конкретными акциями, индексные фонды покупают и держат акции широкого спектра, входящие, к примеру, в такие биржевые индексы, как S&P 500. За счет этого расходы на инвестирование сводятся к самому необходимому минимуму. Последовательно придерживаясь стратегии «покупай и держи», фонды отказываются от дорогих услуг менеджеров и платят минимальную трейдерскую комиссию. Мы не в состоянии влиять на деятельность рынков, но можем контролировать свои инвестиционные расходы. Индексные фонды позволяют вкладывать деньги в хорошо диверсифицированные портфели активов, затрачивая минимум средств.

Представьте себе следующую ситуацию: все инвесторы в совокупности владеют всем рынком и делят между собой рыночные доходы (за вычетом расходов). За счет того, что индексные фонды также владеют всем рынком, они могут обеспечить вам среднерыночный доход, но при минимальных расходах — всего 0,05 процента годовых с инвестированной суммы. Весь остальной фондовый рынок ведет активную игру. Инвесторы и менеджеры лихорадочно покупают и продают активы, стараясь превзойти рыночные показатели. Они все вместе также владеют рынком и делят между собой его доходы. Однако покупка и продажа активов — очень дорогостоящее занятие. Менеджеры фондов требуют (и получают) огромные вознаграждения, а Уоллстрит отщипывает понемногу с каждой сделки. Все эти явные и скрытые комиссии могут запросто превысить 2 процента годовых.

В итоге клиенты индексного фонда получают среднерыночный доход за вычетом комиссии, составляющей 0,05 процента или даже меньше, в то время как инвесторы фондов с активным менеджментом получают те же доходы, с которых берется 2 процента или более. Чистая прибыль инвестора — это рыночный доход за вычетом расходов на инвестирование. Вот и все, что требуется знать вкладчикам, чтобы понять преимущества индексных фондов. На протяжении всего срока инвестирования разница в расходах накапливается, а с учетом того, что у большинства сегодняшних молодых людей продолжительность вложения денег будет составлять шестьдесят и более лет, накопление поборов может украсть у вас умопомрачительную сумму — до 70 процентов от всех жизненных накоплений!

Но и указанные расходы не предел. Многие клиенты пенсионных программ 403(b) и 401(к) платят еще больше. Как указывает Тони в главе 3, эти дополнительные поборы (зачастую носящие скрытый характер) забирают у вас еще больше денег.

Я рад, что внес свой скромный вклад в написание этой книги и помог Тони стать рупором добра. Я с удовольствием провел с ним вечер за чудесной беседой. Это дало мне возможность сказать правду об индексных фондах и тем самым оказать содействие простым и честным людям, которые копят деньги на собственную пенсию и обучение детей.

Тони глубоко и подробно описывает историю инвестиционных рисков и доходов. Тот, кто хочет добиться успеха, должен знать историю, которую английский поэт Сэмюэл Тейлор Кольридж сравнил с фонарем на корме, бросающим свет на волны позади корабля. Но этот фонарь не освещает путь, лежащий впереди. Прошлое совсем необязательно служит прологом для будущего.

Мы живем в мире, полном неопределенности, и имеем дело не только с ожидаемыми, но и с непредсказуемыми рисками. Как говорил бывший министр обороны Дональд Рамсфельд, «мы даже не знаем, чего мы не знаем». Несмотря на это, мы должны инвестировать, если хотим получить шанс на достижение своих долгосрочных финансовых целей. В противном случае мы наверняка проиграем. Однако это не значит, что мы должны вносить 100 процентов своего капитала и нести 100 процентов всех рисков, чтобы получить всего 30 процентов (а иногда и меньше) от возможных доходов. Покупая дешевые и охватывающие весь рынок паи индексных фондов (и держа их «вечно»), вы можете гарантировать себе справедливый доход, которого рынок достигает в среднем на протяжении длительного периода.