Адриан Шульте

Кишечник

Как у тебя дела?

Посвящается Джозефине, Натану и Эллиот


Введение

Все дерьмово?

Каждый день мы хотим чувствовать себя бодрыми и полными сил, быть здоровыми и готовыми к ежедневным вызовам. Однако в реальности наши ожидания зачастую не оправдываются, и чувствуем мы себя прескверно.

В надежде что-то изменить современный, прогрессивный человек придает поистине огромное значение здоровому образу жизни, долголетию, и в особенности правильному питанию. Статьи на тему питания не сходят со страниц СМИ. Отовсюду слышатся призывы и лозунги, возникают новые рецепты, обещающие помощь в поддержании здоровья, и появляются новоиспеченные лекари, на некоторое время захватывающие умы или становящиеся предметом насмешек. Но во всей этой суете упускается из виду самое важное: мощный орган, отвечающий за правильное пищеварение и обмен веществ, наш кишечник. Он находится у нас внутри, это орган, по важности сравнимый с мозгом.


...

КИШЕЧНИК — ЗАХВАТЫВАЮЩИЙ, САМОСТОЯТЕЛЬНО ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ ПИЩУ ОРГАН. НАМ НЕОБХОДИМО ПОЗНАКОМИТЬСЯ С НИМ ПОЛУЧШЕ И СДЕЛАТЬ ЕГО СВОИМ ДРУГОМ.


Несмотря на то, что кишечник — наш друг, иногда он нас подводит — если мы относимся к нему без должного внимания и не заботимся о нем. Если мы подсчитаем, сколько людей страдает от запоров, рака кишечника, дивертикулеза [Дивертикулез — это заболевание толстой кишки, при котором в ее стенке образуются небольшие, размером до 1–2 см мешковидные выпячивания (дивертикулы). — Прим. ред.], различных воспалений или синдрома раздраженной кишки, станет ясно, что нашим кишечникам приходится не так уж легко. Еще 20 лет назад эти заболевания встречались только у пожилых людей. Сегодня — в любой возрастной группе.

Но как мы можем судить о здоровье кишечника, когда даже ежедневный стул не является показателем, хотя многие и убеждены в обратном?

В течение последних лет наукой было доказано, что нездоровый кишечник имеет отношение ко многим распространенным недугам, таким как сердечно-сосудистые заболевания и рак. Нарушения психики и болезни опорно-двигательного аппарата также могут быть спровоцированы кишечными проблемами.

Многие верят в это с трудом. Они знают, что их здоровью угрожают вредные пищевые компоненты и кишечные бактерии, но надеются, что вскоре от них изобретут таблетки. Исследования в этой области снова показали, что здоровье нашего кишечника зависит в первую очередь от того, что и как мы едим.

Многие вещества, попадающие к нам с пищей, наносят вред и без того ослабленному кишечнику. Но что именно ослабляет его? И как мы можем улучшить его состояние? Манера потребления пищи за последние 100 лет существенно изменилась, как и состояние здоровья большинства людей. Меня уже давно занимает вопрос: неужели мы разучились правильно обращаться со своим организмом и потому подвергли свое здоровье опасности?

Я вырос в 60-е годы. Моя мать работала психологом, отец был специалистом по нетрадиционной медицине. Можно сказать, что увлечение медициной семейное. По крайней мере, кажется, с питанием у нас тогда было все в порядке. Овощи мы выращивали в собственном саду, два раза в неделю ели рыбу или мясо. Молоко привозили с соседней фермы. Меня удивлял объем живота моего отца, и я больше не встречал в жизни людей, с такой скоростью поглощающих пищу. Тогда я не связывал это с болезнями кишечника.

В студенческие годы я питался гамбургерами и макаронами, что было связано и с моей неискушенностью в кулинарном деле, и с тем, что фаст-фуд был в моде.

«Ах ты, милая какашечка!»

Почему качество «кучки» так важно

В языке эскимосов существует около 20 наименований снега. Ошибочно было бы полагать, что наши языки беднее. Если бы мы были окружены снегом постоянно, если бы от него зависел наш быт, у нас было бы по меньшей мере столько же его обозначений. Это подтвердил бы и любой лыжный гонщик. Существует множество видов снега: от измороси, дождя со снегом (и самое неприятное, когда он настигает на лыжне) до рыхлого пористого снега. Для каждого случая у эскимосов есть отдельное слово. А мы прибегаем к словосложению [В немецком языке словосложение является одним из наиболее распространенных способов образования новых слов. Так, при упоминании «дождя со снегом» происходит сложение основ Schnee (снег) и Regen (дождь), то же применимо и к Pulverschnee, где Pulver имеет значение рыхлый, порошкообразный, а Schnee — снег. — Прим. пер.].

У нас имеется всего одно слово, чтобы назвать дерьмо. И это удивительно. Ну, хорошо, есть также синоним «какашка», и вы, конечно, же могли бы придумать еще парочку, но разве они все не обозначают одно и то же? На самом же деле существует бесчисленное количество вариаций этой субстанции и, хоть мы и редко об этом задумываемся, по ним можно судить о нашем здоровье.

Возможны оттенки от светло-желтого и буровато-коричневого до темно-коричневого или даже черного. Консистенция — от водянистой, жидкой или кашеобразной до очень и очень твердой. Тонкая, как карандаш, круглая, как у овцы, или в виде очень плотной колбаски. Мало кто задумается, что по качеству «кучки» можно сделать выводы о состоянии кишечника, органа пищеварения, значение которого трудно переоценить.

Мы с гораздо большей долей ответственности относимся к делам наших четвероногих друзей. Представим себе, что наш лучший друг или, по меньшей мере, лучший из четвероногих, оставляет жидкую кучку на обочине дороги. Что ж, в первый раз мы не обратим внимания. Мы берем пластиковый пакетик и смотрим, нет ли там чего-нибудь твердого, что нужно было бы убрать. А если бы речь шла о нас, то мы бы нажали на кнопку или потянули за ручку — и проблема решена. Но мы бы с удовольствием нажали на кнопку и в случае с домашним животным, если бы это было возможно!

Сначала убедимся, есть ли свидетели. «Собака не моя, это не мой лучший друг! Я никогда ее раньше не видел». А возможно, собака гуляет без поводка. Тогда вам повезло, вы безмолвно переходите на другую сторону улицы. А потом? «Возможно, обратитесь к ветеринару? Вдруг у четвероного друга колит или завелись паразиты? И шерстка у него в последнее время не такая блестящая. Наверняка с питанием и пищеварением не все в порядке». Но если бы с чем-то подобным столкнулись мы, мы бы просто поменяли шампунь, хоть эта попытка решить проблему и не увенчалась бы успехом. А думать о пищеварении нам и в голову бы не пришло.

После того как наш четвероногий друг сделает свои делишки и запачкается, мы возьмем туалетную бумагу, которую мы приготовили заранее на случай диареи любимца. А через несколько часов мы окажемся в приемной ветеринара. Не только потому, что постоянное вытирание зада собаки будет действовать нам на нервы, а еще и для того, чтобы узнать, что не в порядке с пищеварением любимца.

А если он оставил дурнопахнущую кучку посреди дороги, преграждая дальнейший путь? На этот случай мы захватили с собой дезодорант, чтобы нейтрализовать то, что останется после того, как мы убрали «продукт жизнедеятельности» друга. И тогда уж точно — к ветеринару.

Если мы не позаботимся об этом, нас ожидают вопросы от «Общества защиты животных» [Всемирное общество защиты животных, ВОЗЖ (англ. World Animal Protection) — международная некоммерческая зоозащитная организация, осуществляющая свою деятельность в более чем 150 странах мира и объединяющая более 900 организаций. Офисы ВОЗЖ расположены в Великобритании, Австралии, Бразилии, Канаде, Колумбии, Коста-Рике, Дании, Германии, Нидерландах, Новой Зеландии, Танзании, Таиланде и США. — Прим. ред.], ведь мы в ответе за здоровье наших четвероногих друзей.

Но к нам самим это не относится. Мы ничего не знаем о собственном кишечнике, не воспринимаем его сигналы всерьез до тех пор, пока не попадем в больницу из-за непроходимости кишок.

Кое-что из истории туалета

Первые унитазы с вертикальным сливом были запатентованы в Америке в середине XIX века и через Британию попали в Европу. Возможность судить о здоровье кишечника по качеству стула благодаря этому изобретению практически исчезла. Или будет плавать и вонять, или будет плавать, но не вонять. Иных сведений такая модель туалета получить не позволяла. Резкий запах экскрементов, которые может выделять нездоровый кишечник, должен был, по замыслу разработчика, на долю секунды остаться в воздухе и почти сразу раствориться в темно-синем океане канализации. Несмотря на это незначительное время соприкосновения с воздухом, мы не можем не пользоваться все новыми и новыми аэрозолями, средствами для чистки унитазов, подвесными освежителями и прочим. И почему только это никому не кажется странным?


...

В СТРАНАХ С ПРЕИМУЩЕСТВЕННО НЕМЕЦКОГОВОРЯЩИМ НАСЕЛЕНИЕМ ДОЛЬШЕ ВСЕГО ПРОСУЩЕСТВОВАЛИ МОДЕЛИ С ГОРИЗОНТАЛЬНОЙ ВНУТРЕННЕЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ. ПРИ ИСПОЛЬЗВАНИИ ТАКОГО УНИТАЗА КАЛ ОСТАЕТСЯ ВИДИМЫМ, А ЕГО ЗАПАХ — ОЩУЩАЕМЫМ ДО СМЫВА.


Туалеты с горизонтальной поверхностью до сих пор остались только в немецкоязычном пространстве! В магазинах сантехники вызывают улыбку те, кто заказывает их, но такие модели все еще производят. И это очень хорошо.

Хорошо не только для ежедневного инспектирования цвета, консистенции и запаха, но и на случай, если проба стула понадобится для более тщательного изучения в лаборатории специалистом. Как в туалете с наклонным (вертикальным) смывом получить образец стула, когда нужно маленькой ложечкой собирать его в крохотный пакетик? Вы не поверите, тогда придется натягивать бумажную полоску от левого до правого края унитаза как подвесной мост через Амазонку, чтобы поймать желанную рыбку! Это вам не шутки!


...

КАЖДЫЙ ИЗ НАС В СРЕДНЕМ РАСХОДУЕТ ОКОЛО 15 КГ ТУАЛЕТНОЙ БУМАГИ В ГОД. МЫ СЧИТАЕМ, ЧТО ЭТО НОРМАЛЬНО. МЫ ЧАЩЕ ЗАДУМЫВАЕМСЯ О ТРОПИЧЕСКИХ ЛЕСАХ, НО ТОЧНО НЕ О СОБСТВЕННОМ ЗДОРОВЬЕ.


Если модели с вертикальным смывом будут довольно бесполезными в данном вопросе, найдется другой способ узнать о здоровье кишечника: туалетная бумага. Отлично было бы не пользоваться ею вовсе. Все мы сталкивались с ее отсутствием, но не слишком часто. И это нормальное состояние вещей. Здоровый кишечник выделяет слизь, которой покрывается кал, а это способствует тому, чтобы анальное отверстие оставалось чистым.