Через толстый и тонкий

Глотать или давиться?

Акт глотания — последний этап, в котором мы сознательно принимаем участие до того, как включается в работу пищеварительный аппарат. На происходящее между пищеводом и анусом мы повлиять не можем. Нельзя давать указания желудку вроде: «Я прожевал не очень хорошо и слишком рано отправил пищу в пищевод. Я знаю, что тебе в последнее время приходится несладко. Но, пожалуйста, не мог бы ты попытаться выполнить эту работу вместо зубов?». К сожалению, это совершенно невозможно. Обычно глотание непроизвольно. Чтобы управлять этим процессом, природа наделила нас глотательным и рвотным рефлексом.


...

РВОТНЫЙ РЕФЛЕКС ЯВЛЯЕТСЯ ЗАЩИТНЫМ МЕХАНИЗМОМ, ПРЕДОТВРАЩАЮЩИМ ГЛОТАНИЕ ПЛОХО ИЗМЕЛЬЧЕННОЙ ПИЩИ. ОДНАКО ЭТОТ РЕФЛЕКС ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ МОЖНО ОБМАНУТЬ, АКТИВНО СГЛАТЫВАЯ (НАПРИМЕР, ЧТОБЫ ПРИНЯТЬ БОЛЬШУЮ ТАБЛЕТКУ ИЛИ КАПСУЛУ).


Глотательный рефлекс активируется, когда пища касается задней стенки глотки. Если зубы в достаточной мере измельчают пищу, глотание происходит само собой. Проделайте следующее: возьмите кусочек старого хлеба и прожуйте 30–40 раз. Во рту ничего не останется, даже если вы не будете сознательно сглатывать. Теперь возьмите еще кусочек, пережуйте дважды и попытайтесь протолкнуть в направлении горла. Стенки глотки сомкнутся и отправят кусок обратно в рот для дальнейшей обработки.

К сожалению, с актом глотания чаще всего связана отправка мало пережеванной пищи вниз по пищеводу. В случае с плохо прожеванным хлебом это, конечно, условно. Обычно кусок запивают чем-либо, так как за столь короткое время слюна не успевает выработаться в нужном количестве. Соответственно, это скорее называется не глотанием, а «смыванием» или заталкиванием. Неудивительно, что задняя стенка глотки становится все менее чувствительной. Реже вызывается рвотный рефлекс, и в результате в пищеварительный тракт поступает трудная для переработки пища.

Ошибки совершаются еще в первый год жизни. Когда еще наполовину беззубого ребенка сажают за стол и заставляют глотать то, что сначала нужно измельчить, пища снова и снова возвращается обратно. Мы регулярно наблюдаем, как обеспокоенные родители настойчиво пытаются втиснуть в чадо ложку, чтобы все же отправить содержимое в направлении желудка. Если рвотный рефлекс побежден, значит, время потрачено не зря. С этих пор ребенок в больших количествах глотает плохо пережеванную пищу, чем ставит перед ЖКТ задачи, с которыми он не может справиться в течение долгих лет.

Что ж, какие у вас остались вопросы? Глотаете ли вы пищу, заталкиваете в себя или просто смываете?

Желудок любит все маленькое и терпеть не может злостных нарушителей

Транспортировка пищевого комка в желудок по пищеводу занимает всего несколько секунд, в течение которых пищевод подталкивает кашицу ко входу в желудок с помощью перистальтической волны. Перистальтические сокращения возможны в любом положении тела. Для этого не обязательно сидеть или стоять, можно есть и лежа, и стоя на голове, кашица в любом случае окажется в желудке.

В режиме замедленной съемки можно было бы представить этот этап пищеварения следующим образом: участок кольцеобразной мышцы расслабляется и расширяется, принимая пережеванную кашицу, а после снова сжимается. Эта сложная операция продолжается до тех пор, пока пища не достигнет следующего контрольного пункта, сфинктера (клапана) у входа в желудок.

Сфинктер блокирует поступление в желудок, к примеру, ледяной воды. На несколько секунд она задерживается в пищеводе, что вызывает болевые ощущения в груди. Жидкость приобретает температуру тела, и лишь затем поступает в желудок. Боль утихает. Потребляя ледяную воду, мы можем испортить этот механизм, и он перестанет функционировать.

Сфинктер необходим для того, чтобы соляная кислота не поступала из желудка в пищевод. В противном случае мы чувствуем изжогу. Ведь кислота настолько едкая, что при контакте с пищеводом возникает раздражение, которое проявляется в виде жжения или чувства давления в грудной клетке.

Нелишним также было бы избегать продуктов, провоцирующих изжогу. У каждого эти продукты свои: кофе, белое вино или кремовые пирожные. При частых контактах с вредной пищей и постоянной изжоге разумно принимать кислотонейтрализующие средства или, что еще лучше, устроить небольшую «тренировку» для желудка, чтобы дать ему возможность восстановиться. Что мы под этим подразумеваем, вы узнаете из третьей главы.

Желудок должен получить пищевую кашицу, как следует из названия, кашеобразной. Тогда вне зависимости от того, что мы съедим, желудочные соки будут обрабатывать химус не более получаса, и он, в свою очередь, отправится дальше, к клапану выхода из желудка.

Когда клапан работает правильно, он пропускает пищу только по достижении жидкого состояния. Частички пищи при этом имеют размер не более 0,2 мм, в противном случае они остаются в желудке, пока не будут измельчены до нужной величины. Именно за это отвечает желудочный сок. И этот процесс может затянуться.

Львы плохо жуют, но очень любят мясо. За раз они съедают до 35 килограммов. Но у львов большие желудки. И львы едят мясо не трижды в день. Трижды в день они вообще не едят. Проглотив добычу, они выбирают место в тени и позволяют желудку делать свое дело. 2–3 дня спустя они снова отправляются на поиски новой жертвы. Хорошо бы нам не появляться в это время в их поле зрения.


...

ПЛОХО ПЕРЕЖЕВАННЫЙ КУСОК МЯСА ПЕРЕВАРИВАЕТСЯ 8–10 ЧАСОВ. ЗА ЭТО ВРЕМЯ ПИЩА ОСНОВАТЕЛЬНО ПЕРЕМЕШИВАЕТСЯ И СКЛЕИВАЕТСЯ.


Однако мы не ждем 10 часов, пока желудок выполнит работу зубов. Уже через 3–4 часа мы снова едим. Какое-то время желудок может ее за них доделывать, но не постоянно. Он устает. Он больше не дожидается, пока мясо станет жидким, он продвигает его дальше слишком рано. Если мясо выходит из желудка в жидком состоянии, пищеварительные ферменты в двенадцатиперстном кишечнике легко справляются со своей задачей. Мясо полностью усваивается в тонком кишечнике, но при этом не содержит никаких балластных веществ. А жаждущие питания бактерии толстого кишечника остаются ни с чем.

Когда мы впоследствии едим мясо, здоровое пищеварение нам больше уже не гарантировано. В процессе пищеварения в тонком кишечнике пища не переваривается в должной мере, а только начинает перевариваться. Учитывая длительное время прохождения через толстый кишечник и огромное скопление микроорганизмов на этом участке пищеварения, неудивительно, что бактерии, ответственные за гниение, очень обрадуются этим полупереваренным кускам мяса и быстро развернут свою деятельность.

Возвращаемся к желудку: плохое пережевывание — это еще не все, что осложняет его работу. Пока желудок справляется с заданием, а соляная кислота разлагает пищу, к нам часто заглядывают крайне неприятные для него знакомые в виде потоков холодных шипучих напитков. Когда они приобретают температуру тела и больше не пенятся, ничто не мешает им вне очереди, вперед кашицы, оказаться в двенадцатиперстном кишечнике, на следующем этапе пищеварения.

Когда усталый работник — сфинктер желудка — выведен из строя, холодные или пенящиеся жидкости больше не проходят дальше. Жидкость смешивается в желудке с соляной кислотой и кашицей, что значительно увеличивает время пищеварения.

Вы можете, конечно же, попробовать и сами: выпейте стакан холодной, сильно пенящейся воды или какой-нибудь лимонад на голодный желудок. Если бы жидкость сразу же прошла через желудок, содержащийся в ней газ привел бы ко вздутию тонкого кишечника. К счастью, этого не происходит. Лимонад остается на некоторое время в желудке. Газ оказывается за диафрагмой, дыхательной мышцей, отделяющей грудную полость от брюшной. Эти газы затрудняют дыхание. Но ничего, пара отрыжек — и вот место для следующего глотка. Нелегко выпить большее количество, не обременяя желудок. Несколько забавляет, да. Немного взбадривает. Но большие дозы таких напитков — пытка для нашего желудка.

Об этом давно уже известно китайцам, поэтому они пьют чай. У нас же в традиции простая вода, что также безвредно для желудка. Помимо плохо переваренной пищи и пенящегося льда желудку приходится иметь дело с еще кое-чем неприятным: концентрированным жиром или маслом. Когда концентрированный жир, а именно слишком жирная пища, находится у выхода из желудка, желчным пузырем вырабатывается масса желчи.

Желчь необходима для переваривания жира, это, так сказать, инструмент расщепления. Если желчи недостаточно, стенки желудка начинают двигаться и перемешивать его содержимое, это может продолжаться от 1 до 2 часов. Мы чувствуем себя неважно. Очень неважно. Из-за давления под диафрагмой дыхание затрудняется, становится неглубоким.

И тут наступает очередь спасительного шнапса! Он и впрямь нас спасает. Ему нужно менее секунды, чтобы «взбодрить» желудок. Мы снова можем дышать. А иногда даже и появляется желание продолжить трапезу. Хотя шнапс и не способствует пищеварению. В общем, дистиллированный алкоголь не к месту. Еще у желудочного сфинктера он вызывает раздражение, приводя желудок в состояние возбуждения. Желудок «вздрагивает», вследствие чего образуется полость в верхней части живота. В конечном счете все это оказывается для желудка настоящим мучением. Все равно что выжатый лимон выжимать дальше [В оригинале: «Einen müden Esel durch die Steppe treiben». Дословно: «Словно усталого осла гнать по степям». — Прим. пер.]. Более выносливым желудок от этого не станет.