Айеле Лушкау

Античный мир «Игры престолов»

Предисловие

Мир «Игры престолов» обширен, но еще более значительным его делают многочисленные связи с нашим миром, не только настоящим, но и прошлым — историческим и литературным. В данной книге рассматриваются точки пересечения «Игры престолов» с древнегреческим и римским мирами. В частности, показано, как видит эту сагу специалист по классическому периоду. Однако это не путеводитель по греко-римской классике в Вестеросе: я не представляю, что происходит в голове Джорджа Р. Р. Мартина, в его библиотеке, на студии HBO или там, где производятся официальные версии франшизы, за исключением случаев, когда авторы сами рассказывают о своих задумках (как, например, Джордж Р. Р. Мартин о Стене Адриана). Несмотря на то что эта книга написана специалистом по классике, в ней нет перечня всех случаев сходства Вестероса с Античностью. Каким бы обширным ни казался мир «Игры престолов», наш мир в разы обширнее, и, изучая образ жизни и мыслей древних греков и римлян, антиковеды фокусируют внимание на разных вещах. Эта книга — взгляд конкретного читателя на то, как древний мир проникает в мир Вестероса и пересекается с ним, какие общие черты представляют особый интерес и как они могут расширить кругозор при просмотре, прочтении и осмыслении «Игры престолов». В основе этой книги лежит идея, что «Игра престолов» может рассматриваться как эпическое произведение, коим она и является, сочетая эпические мотивы, идеи и повествовательные приемы с темами, чаще используемыми в исторической прозе: политика, внутренние интриги, этнография и т. д.

Внимательные читатели, наверное, уже догадались, что я использую термин «Игра престолов» в более широком смысле, чем название первой книги из цикла «Песнь Льда и Пламени». Я употребляю его относительно всей саги. Я попыталась сделать так, чтобы читателю было понятно, когда идет речь о первой книге, а когда обо всей серии; в большинстве случаев это второй вариант. Я пошла на это, чтобы облегчить понимание для читателя, и использовала популярное, устоявшееся название книги и телесериала. Тем же читателям, которым использование этого термина покажется неудобным, я приношу извинения. Эта работа основывается большей частью на книгах и использует экранизацию скорее как дополнение, нежели путеводитель, поэтому, упоминая «Игру престолов», я имею в виду серию книг или сериал, который снят очень близко к произведению Джорджа Р. Р. Мартина.

Подобно «Игре престолов», Древний мир жесток и порочен. По сути, это огромная планета, в которой зарождаются и развиваются различные культуры: у каждой цивилизации — греко-римской, индийской, китайской и т. д. — классический пеориод свой, и определяется он ретроспективно. Понятие «Древний мир» я использую в более узком смысле, и у него скорее техническая функция — им я обозначаю период развития западной культуры в период с 800 г. н. э. по 400 г. н. э. (плюс-минус пара веков), делая особый акцент на римской и греческой цивилизациях. В расчет не берутся финикийская, карфагенская культуры и культура североевропейских племен, за исключением случаев, когда они соприкасаются с римской или греческой. Как вы видите, это идет вразрез с академическими представлениями о Древнем мире, однако отражает суть изучаемого материала.

В своей работе я опираюсь в основном на греческую и римскую литературу, а не на историю, во многом потому, что труды греческих и римских авторов оказали наибольшее влияние на развитие литературы и искусства, в том числе и на «Игру престолов». По той же причине я рассматриваю и Троянскую войну, события которой, происходили они на самом деле или нет, датируются 1200 г. до н. э. Истории о Троянской войне рассказывались по всему миру задолго до того, как были написаны две главные эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея». Эпические поэмы, как нам известно, — многослойные произведения, и даже после своего написания они менялись и редактировались вплоть до эллинистического периода III в. до н. э. Это не единственный источник представлений о Троянской войне — я также часто обращаюсь к афинским трагедиям V в. до н. э. и к известной римской поэме Вергилия «Энеида», написанной в I в. до н. э. Но, помимо Троянской войны, существует множество мифов, историй и памятников, которые появятся на страницах этой книги. В процессе чтения вы поймете, насколько наше представление о Древнем мире зависит от того, каким его показывали в произведениях и какие мотивы двигали автором. Это чувство субъктивности и ограниченности точки зрения очень важно для понимания мира «Игры престолов», особенно если учесть, что он создавался исходя из индивидуального взгляда на события, и у нас никогда не будет полного представления о выдуманном мире.

Невозможно написать книгу, подобную этой, избежав спойлеров. Я попыталась не слишком углубляться в сюжет, в том числе по причине того, что многое в нем до сих пор неясно. Однако спойлеры все же будут, и степень их опасности зависит от того, насколько глубоко вы погрузились в книги или сериал. Я полагаю, что вы уже неплохо знакомы с миром «Игры престолов», прочли все книги серии, включая «Танец с драконами», и посмотрели все сезоны сериала. Поскольку книжная и телеверсии немного отличаются друг от друга, я стараюсь обсуждать их как можно меньше, но дам несколько спойлеров «Танца с драконами» и последних сезонов сериала. Если вы думаете, что информация о финале может убить ваш интерес, вспомните, что классические произведения неоднократно перечитываются, но люди продолжают читать книги и ходить в театр и, несмотря на то что им известен финал, не теряют при этом энтузиазма и восхищаются произведениями, написанными две тысячи лет назад. Тем не менее caveat lector [Будь бдительным, читатель (лат.). // Заряда нет, и массы нет, // Взаимодействий — нет и тех, // Земля ему — пустой орех, // Оно проходит сквозь него, // Как пыль сквозь щели между стрех, // Как сквозь стекло проходит свет… // Джон Апдайк // (Здесь и далее — перевод стихов и примечания Е. Чевкиной.)].

Мне бы хотелось поблагодарить тех, кто поддержал меня и помог в подготовке этой книги. Я начала читать «Игру престолов» по рекомендации Таха Хасана — в том, что последует дальше, можете винить его. Используя сагу в качестве учебного материала на занятиях с первокурсниками Техасского университета в Остине на протяжении трех лет, я поняла, насколько она многогранна и как по-разному ее воспринимают разные люди. Мне очень помог Алекс Райт, мой редактор, и сотрудники издательства I.B. Tauris, которые поддерживали меня на протяжении всего нелегкого пути публикации, а также мои студенты и коллеги, чей безграничный интерес к проекту согревал душу. Дэвид Уэлш оказал неоценимую помощь, уделяя огромное внимание деталям, что позволило мне избежать многих ошибок: те, что остались, — исключительно моя «заслуга». Наибольшая благодарность, однако, адресована, как всегда, моему мужу, Прамиту Шадри, без которого книга, да и автор оной, были бы намного хуже.


Д. Дебуа. Гора и Красный Змей

Вступление

Сир Уэймар Ройс: И какой была Стена?

(ИП [Здесь и далее цитаты из «Песни Льда и Пламени» в переводе Ю. Р. Соколова и Н. И. Виленской. Список сокращений приведен в конце книги. — Примеч. ред.])

Где же спрятан античный мир в «Игре престолов»? На этот вопрос ответить нелегко, потому что у Вестероса и других континентов, входящих во вселенную, созданную Джорджем Мартином, огромная история — как собственная, так и заимствованная из нашей истории и мифологии. Вымышленный мир, с его драконами и магией, отличается от реального еще и хронологией: некоторые детали присущи Античности, Средневековью и Новому времени, но не определенной эпохе и не определенному месту. Античный мир, который я здесь рассматриваю, — это область Средиземноморья, а именно Греция и Италия, в период с 1200 г. до н. э. до падения Римской империи в IV в. после рождения Христа. Этот мир повлиял на то, как мы думаем, говорим и описываем наш мир, и он не прекращает интересовать многие поколения со времен Гомера вплоть до наших дней. Предания и легенды, некоторые из которых правдивые, некоторые — вымышленные, оказали не меньшее влияние на последующие эпохи, чем древние народы и цивилизации. Мифологический эпос, например «Илиада», был такой же частью Античной эпохи, как и войны, города, короли, и зачастую играл роль не меньшую, чем реальные исторические события. «Игра престолов», на первый взгляд, не выглядит античной, она скорее британская, или средневековая, или даже местами современная. С этим, конечно, сложно поспорить, однако черты античного мира просматриваются в ней довольно отчетливо, как в манере повествования, так и в многочисленных аспектах культуры, мифов, истории и, конечно, географии.

Как и в нашем мире, в Вестеросе, Эссосе и разрушенной Валирии, столице империи, по богатству и значимости схожей с Римом, присутстуют следы Античности. Высокий валирийский, например, сохранился после падения империи как язык, использующийся для демонстрации культурного уровня и утонченности, которому обучали благовоспитанных детей из знатных семей, подобно ему латынь в наше время — элитарный язык, используемый лишь в определенных институтах, таких как католическая церковь. Валирийские дороги до сих пор вдоль и поперек пересекают Эссос: ровные, надежные и долговечные, они представляют собой эквивалент одного из величайших римских достижений — дорожной сети.

Римские дороги простирались от самого Рима до каждого уголка империи. По ним передвигались римские армии, торговцы, сборщики зерна и налогов, они способствовали распространению обычаев, развитию торговли, языка, архитектуры, юриспруденции и экономики. Дороги были не только артериями империи, они также оказались самым долговечным наследием — многие из них существуют до сих пор в своем первоначальном виде и являются моделью современных дорог. Архитектура Эссоса также во многом сходна с античной. Гладиаторские арены вроде той, на которой Тирион оказался в Миэрине, напоминают Колизей — гигантскую арену, построенную династией Флавиев для проведения роскошных жестоких представлений.