Алекс Громов, Ольга Шатохина

Историкум 2. Terra Istoria

МАНУСКРИПТЫ И ПРЕСС-РЕЛИЗЫ

Галактическая история

Археологами на планете Дум-Дум был найден уникальный письменный источник, датированный XXI веком от Разложения Вселенной. Это учебник галактической истории, написанный на всеобщем языке, но принадлежащий пока не опознанной расе.

К сожалению, этот особо ценный памятник сохранился не целиком. Часть страниц вырвана, отдельные куски текста залиты неизвестным пищевым соусом. На других имеются атрибутированные по времени, хотя и анонимные рукописные пометки личностно-исторического свойства. Тем не менее этот культурологический памятник позволяет трезво оценить как роль истории во Вселенной, так и влияние самой Вселенной на историю. А заодно выявить связь исторических пертурбаций с фактором личностного переживания граждан Галактики.

Предлагаем вашему вниманию фрагменты спасенного от забвения текста:

«Во время Большого взрыва возникла и большая История…

И над тысячами планет еще не горело электричество, а существа многоразумные уже вылезали из рек, озер и болот и торопились в свои офисы, озабоченные при этом насущным вопросом, а что же было до них. И устремлялись сии офисы к небесам, порождая многоликие корпоративные правила и дресс-код. Но однажды одни из них (офисов-небоскребов) перешли дорогу другим, и началась лютая война, в ходе которой… ФРАГМЕНТ ТЕКСТА УТЕРЯН… Выросли богатыри — защитники отечеств.

Каждая из обитаемых планет, оценив свою уникальность, стала финансировать собственную историю, порой смастеренную неблагими извергами и паразитами. И посему в этот период галактического распада историй было много, и были они кривыми и косыми. А посему, заботясь о благе существ разумных, обитаемые планеты начали объединяться в одну цивилизованную галактику. При этом повсеместно происходило планомерное унифицирование как культурных, так и исторических ценностей, в ходе которого… ФРАГМЕНТ ТЕКСТА УТЕРЯН… на полях рукописная пометка “козлы!”… создали альтернативные истории, до краев полные извратительства и гнуси.

Историческая парадигма связывает прошлое, настоящее и будущее в прочную стальную цепь, где каждый элемент пространства-времени и обитающий в нем субъект надежно закреплены. Несмотря на то, что галактические ревизионисты не раз и не два пытались расколоть историю на сексисторию, трабл-историю и кошмар-историю, их попытки не были поддержаны сотнями миллиардов разумных обитателей нашей Галактики.

Галактическая история по праву стала одной из неотложных наук обитаемой Вселенной. Покидая поверхности бесчисленного ряда планет, командиры, комиссары, старшие и младшие научные сотрудники, воины-миротворцы и другие разумные существа рабочих профессий досконально вдохновляются основными этапами и датами прогресса. Многие из них являются отличниками глобального знания истории и не раз сдавали соответствующие исторические нормативы. Они бережно несли галактическую историю туда, в темные глубины космоса, куда никогда не ступала нога историка».

Караоке-история

Данный текст предназначен для внимания обитателей далекой от Центрального Солнца цивилизованной планеты, имеющих желание быть культурными, но не путем напрасной траты времени на изучение исторических премудростей родных мест.

Как известно, историки приходят и уходят, а культурными хочется быть всегда. Поэтому вам предлагается научно-практическое пособие, состоящее из комплекса базовых идей, которые позволят вам самим собрать нужный вариант истории. И — даже петь и плясать под него. На праздниках и дома.


I. Продукт натуральный. Без посредников


Нередки случаи, когда историю делают одни, а пишут о ней совсем другие, читают же третьи. Деятельность вторых, так называемых историков, породила формулировку «врет как очевидец». Поэтому в магазинах выбирайте исторический продукт с надписью «История от производителя. Без торговой наценки». Бывает так, что событие маленькое, ну ударил крейсер из пушки, а в силу некоторых обстоятельств разбавлено до невероятных размеров. В случае приобретения жидкой разливной истории (т. е. истории в жидком виде) требуйте отстоя пены.

Историю в твердом виде, как и колбасу, можно нарезать на эпизоды, добавив к хлебу насущному.

Так, в «колбасе исторической» сам ингредиент «история» составляет от пяти до восьми процентов, а остальное — острые приправы, эротика, злодейства, казни, авантюры и фавориты самых разных полов и расцветок. Именно при таком процентном соотношении обычно появляется ценник «Золотой век этого самого…».

Историю газообразного вида по причине ее эфемерности в данном тексте не рассматриваем.

Века могут быть золотыми, серебряными, железными и мусорными.


II. Кто-то нагадил? А ты не побрезгуй, вытри


История как наука границ не имеет. Поэтому простирается как в прошлое, так и в будущее. Изучение исторического будущего — дело, достойное настоящего историка. Некоторые возразят — будущее должны изучать футурологи. Но они будут неправы, поскольку взгляд из более отдаленного будущего в менее отдаленное — это обращение к прошлому, а поэтому им должны заниматься историки.

Обустройство Грядущего — это дело Настоящего. Но при этом необходимо правильно, при помощи специалистов, выбрать то самое Грядущее.

Один из самых актуальных вопросов истории будущего — это как налажен в нем быт? Иначе говоря — изжиты ли «Темные Пятна Прошлого», исправно ли трудятся роботы, издаются ли произведения классиков в подарочном оформлении или же просто рулонами?

Почему ученые до сих пор не могут ответить на вопрос — когда откроется первая чебуречная на Луне?


III. Сколько историческую фактуру не трешь — до дыр не протрешь


Забота о разумных существах неотделима от заботы об их досуге. Но к этому вопросу нужно подходить научно — по мере развития человеческого общества происходило узаконивание людских фобий. И, следуя тернистым путем толерантности, неуклонно возрастало и количество потребляемых зрелищ, совершенствуясь при этом технологически. В древние времена, к возвращению которых надо быть морально готовыми, ввиду отсутствия телетрансляций и Интернета, жизнь была невыносимо скучна. И приезжавшие из дальних мест говорливые иностранцы шли буквально на вес золота. Приехавший издалека конкретный посол в течение недели рассказывал принявшему его владыке, что слева от их державы живут козлы, а справа — люди с песьими головами. В древности послы вручали не только верительные грамоты, но и верительные истории своих держав.

Позже появились актуальные поучительные (Полдень. XXII век: термоядерные костры инквизиции) и торговые (с 1 июля 2087 года новорожденные будут продаваться в интернет-магазинах) новости.


IV. Неоднозначность масштабов Истории


Крупные объекты истории вымирают, так же, как и мелкие. Неужели размер объекта не зависит от его места в истории? Многие историки, не знакомые с этой концепцией, тщетно ломают слушателям головы над вопросом, почему вымерли динозавры. Почему-то сваливая вину на метеорит или климат. Историческая мудрость подсказывает — дело в другом: у динозавров были жадные и глупые родители. Поэтому динозавры и вымерли. В силу наследственности.

Ной не ной, а потоп всё равно будет.

Диета для Минотавра.


V. Набор исторических традиций


Традиция не предусматривает того, что она верна (вам или другим), гуманна и годится для рекламы времени и места. Бывают традиции буквальные и не очень.


А) Примерами буквальной традиции может быть:

— Это ваше родовое гнездо?

— Конечно!

— То есть вы здесь прямо из яйца вылупились?


Они зашли в темные века и в трех столетиях заблудились.


И еретиков тоже всегда не хватало на всех.


Злодеи как движущая сила идут в истории нарасхват.


Б) Не очень традиции:

Ванна — регулярное бремя белого человека.


Каков царь, такова и история царизма.


Делать историю с броневика удобнее, чем без него.


Кто к нам с чужой историей придет, тот в ней и останется.

Образцовый пример личной истории

А н к е т а


1. ФИО


Алекс Бертран Громов


2. Прежние места работы и занимаемые должности


Олимп. Департамент бога Гермеса:

курьер;

старший курьер (с крылышками).


Капитолий:

пресс-секретарь Юлия Цезаря;

начальник департамента по возвеличиванию Октавиана Августа.


Римская курия:

старший научный сотрудник алхимической лаборатории папы Сильвестра.


Замок Тиффож:

личный бизнес-консультант барона де Рец по актуальным вопросам получения «философского камня».


Ленинское аббатство:

филологические и исторические консультации по составлению «Ленинского пророчества».


Крымская губерния:

руководитель службы возведения «потемкинских деревень» при князе Г. Потемкине.

3. Публикации


Мною написаны следующие работы:


«О Галльской войне» (глава «Зачем я, Цезарь, поперся в Галлию»).


«История о докторе Иоганне Фаусте, знаменитом чародее и чернокнижнике» (глава «Тот самый договор. Ничего личного — лишь бизнес»).


Завещание Петра Великого (пункты с 4-го по 9-й).


4. Образование


Римская гимназия № 57 (не окончил в связи с нашествием на Рим вандалов).


Парижский университет, факультет софистики (отчислен по обвинению в злоупотреблениях черной магией).


5. Предоставленные рекомендации


Речь Цицерона в Сенате от 27.03.49 г. до н. э. «Об Алексе и прочих негодяях, живущих среди нас».


Выдержка из протокола Святой инквизиции г. Кордовы от 30.07.1509 г. за № 7646. «И вышеуказанного Алекса, изловив, предать огню, предварительно удавив, а богомерзкие пресс-релизы его сжечь и пепел по ветру развеять».


Выдержка из письма В. И. Ленина И. В. Сталину (копия Л. Д. Троцкому). «И вообще, такой пиар Мировой революции, как его делает Громов, нам не нужен. Скажите тов. Дзержинскому, пусть примет… (далее затерто)».


Торжественная речь А. И. Попали при вручении хлеба и соли инопланетянам (со слов «Дорогие мои пришельцы! Среди нас…»).

Дети капитана Гусакова

Я нашелся!


Только в присутственных местах бывают такие унылые, крашенные дешевой масляной краской стены и банкетки, обитые дерматином, потертым на углах и порезанным в любых других местах (иногда порезы заштопаны крупными стежками).

Впрочем, подросток, сидевший на одной из таких банкеток, в ожидании, когда закончится обеденный перерыв, был под стать обстановке. Бледный, взъерошенный, с нервным затравленным взглядом и грязной каймой под ногтями. Немытые черные волосы выглядели серыми, цивилизованная прическа отсутствовала. Одежда не по размеру велика, футболка затерта до полной неразличимости изначального рисунка. Про стоптанные ботинки даже и говорить не приходится.

Он, не отрываясь, смотрел на круглые часы, висевшие в торце коридора. И вот черные стрелки коснулись нужных цифр. Парень поднялся, помедлил немного в нерешительности — и толкнул дверь.

В кабинете за монументальным, хотя и обшарпанным столом сидела женщина в строгом синем костюме. Достаточно молодая и симпатичная, но для парнишки она выглядела очень взрослой и суровой.

— Присаживайся, — без улыбки предложила она, кивнув на ближайший стул. — Как тебя зовут?

— Э-э-э… понимаете…

— Имя твое как? — в ее голосе прорезались металлические нотки.

— Витя… понимаете, я сын капитана Гусакова, — выдохнул парень.

— Вот как? — Брови на официальном лице слегка поднялись. — А кто твоя мать? И где она? Другие родственники у тебя есть? Ты знаешь, кем был твой отец и что с ним случилось?

— Папа погиб в бою за родной сектор галактики. Я его совсем смутно помню. И когда прорвавшиеся гиндосы, эти кровожадные огромные рептилии, захватили пересадочную станцию и начали резню, мне просто чудом удалось спастись. Тогда я был совсем маленьким… Я потерял всё — маму, родных, страховку, оставшись один-одинешенек в бескрайнем космосе.

— Понятно, — констатировала сотрудница. — Разберемся. Пока могу сказать, что мы можем поместить тебя в интернат для несовершеннолетних, оставшихся без попечения родственников. Я тебя провожу в соответствующий кабинет.

— Я не хочу в интернат! — вскинулся парень. — Я хочу, как папа, боевой звездолет водить! В интернате этому не учат! Я хочу сражаться с нелюдями!

Знаменитый капитан Гусаков был истинной легендой. Всякий школьник знал его имя и рисовал в тетрадях портреты мужественного героя космических далей. Командир патрульного звездолета во время обычного облета пограничного сектора вступил в неравную схватку с армадой кораблей Чужих, атаковавших одну из галактических станций, и доблестно погиб, выиграв время, необходимое для подхода основных сил, которые и отразили вторжение.

— То есть ты утверждаешь, что являешься родным сыном капитана Гусакова?

Парень скромно кивнул.

— А документы, подтверждающие родство, у тебя есть?

— Все документы погибли во время вторжения. Понимаете, если бы я был вражеским шпионом, лазутчиком негуманоидов или даже просто заурядным космическим проходимцем, я бы имел в своем распоряжении все нужные свидетельства, а так…

Сын капитана Гусакова тяжело вздохнул и опустил голову.

Тут распахнулась дверь, и в кабинет энергично вошел, можно сказать, впрыгнул еще один парень. Выглядел он, пожалуй, получше первого, хотя внимательный взгляд сразу распознал бы, что уверенность слишком напускная и вызывающе яркая ветровка явно с чужого плеча. А так он и ростом был выше, и в плечах пошире. А еще в отличие от первого он был белобрысым, хотя их роднило отсутствие причесок.

— Здравствуйте! Я нашелся!

В кабинете повисло молчание. Ввалившемуся пришлось продолжить:

— Гражданочка, вы, конечно, уже знаете, кто я?

«Гражданочка» сурово сдвинула брови, ее взгляд, и до того не слишком добрый, окончательно заледенел.

— Нет, мне о вас не докладывали. Представьтесь для начала.

— Но посмотрите внимательно — разве я не напоминаю вам моего отца? Говорят, что очень на него похож… Понимаю, что вы его никогда не видели, но, может быть, видеогравюры с его подвигом вам на глаза попадались?

— Фамилию назовите.

— Неужели не узнаете?

— Фамилию!

— Эх!.. Я мог бы быть героем множества галактических ток-шоу, давая одно интервью за другим. Но предпочитаю быть среди тех, кому можно доверять, кому бы доверял мой отец… Если, конечно, вам можно доверять! Я уже думаю, что ошибся…

— Возможно, — невозмутимо обронила женщина. — Так вы называете фамилию или уходите? У меня сегодня и так много посетителей, так что нет времени разгадывать и играть в вопросы-ответы.

— Я сын капитана Гусакова, если это вам о чем-то говорит. Если нет, то ничего удивительного… Тут у вас на окраинах, нет времени ни на героев, ни на их детей…

— Что ты мелешь?! — сорвался на крик первый парень. — Это я сын капитана Гусакова! А тебя я и знать не знаю!

— Да вы только посмотрите на него! — расплылся в издевательской улыбке второй. — Конечно, не знаешь, ты же непонятно кто. Враги человечества не только убили отца, но и хотят нивелировать его подвиг, заставить человечество разувериться в своих силах. И нанимают таких, как ты. Еще надо проверить, гуманоид ты или ящер замаскированный! У тебя сердце-то есть или целых три, и все в желудке?

— Отставить разборки! — приказала хозяйка кабинета. — Кто из вас настоящий, определить не так уж сложно. Или, может быть, вы — родные братья, потерявшиеся в детстве и теперь снова встретившиеся в моем кабинете?

Соперники еще несколько секунд сверлили друг друга негодующими взглядами, потом разжали кулаки и уставились на говорившую. Но бросаться друг другу в объятья, признав родную кровь, не стали. Хотя первый поступил более разумно, сказал, что действительно отец был женат дважды. Но второй на это сразу ощерился, и снова актуальным стало выяснение правды в конфликте претендентов.

— Определить можно, — повторила она. — Проще всего будет, если один из вас прямо сейчас откажется от претензий. И уйдет, откуда пришел. Если, конечно, у него нет другого предложения к представителю Галактического Союза.

— Нет! — слаженно прозвучали два голоса. — Я сын капитана Гусакова!

— На этом этапе, — иронически усмехнулась она, — вам бы следовало попытаться убедительно сыграть единокровных братьев от разных браков вашего отца. Может, всё же попробуете?

— Нет! Я этого… — эпитет, определяющий сущность «братца» оба застенчиво прошипели себе под нос, — не знаю!

— Да он шпион чужаков, посланный для разведки и разрушений!

— Только те, кто помнят про моего отца и его подвиг, могут бескорыстно помочь сыну!

— Ну, нет так нет. Выясним и разберемся. Для этого вам придется некоторое время провести в нашей зоне контроля.

При слове «зона» помрачнели оба, особенно второй. Но промолчали.

— Или отказываетесь от претензий на статус сына героя Галактического Союза и обучение по квоте, положенной детям погибших сотрудников Пограничной службы, и покидаете территорию посольства, сознавшись в обмане? Или всё же остаетесь, согласившись на проверку?

— Согласен, — слово прозвучало уже вразнобой и негромко.

— Тогда вам надо привести в порядок свой внешний вид. Сначала вы поселитесь в нашем общежитии, затем отправитесь в парикмахерскую и в душевые. Вас проводят. Когда вернетесь, куплю вам одежду поприличнее. На брендовые вещи не рассчитывайте, бюджет не резиновый. Идите.

— Эй вы, канцелярская душа! — голос белобрысого нагловатого сына Гусакова сорвался на визг. — А если бы так с вашими детьми обходились, понравилось бы? Мой отец погиб за вас, а вы тут прохлаждаетесь, играя в расследования! — После чего, не дожидаясь ответа, изобразил слезотечение и с размаху злобно хлопнул дверью.

Если бы он не покинул кабинет так поспешно, то успел бы разглядеть на лице женщины саркастическую улыбку. Но сейчас всё его внимание, а вернее, вся ненависть была направлена на конкурента.

— Убирайся-ка ты, недоросток, подобру-поздорову, покуда цел!

Только вот завершающего аргумента уже не было — остро заточенный и отнюдь не маленький нож-выкидуху, который белобрысый прятал в сапоге, у него отобрали еще при входе в галактическое посольство. И даже не обещали вернуть, поскольку именно эта разновидность холодного оружия считалась бандитской.

Неизвестно чем бы закончилась эта семейная разборка, но тут к «братьям» подошел молодой человек в неброском костюме стального цвета и, коротко представившись Иваном и ненавязчиво-крепко обняв обоих за плечи, повел в посольское общежитие, располагавшееся неподалеку.

Лицо первого парня было напряженным и хмурым. Лишь однажды выражение его смягчилось — когда на глаза сыну капитана попался большой и пушистый белый кот, непонятно как оказавшийся на вахте общежития.

Он важно сидел на столе с пачками всевозможных бланков, лениво пошевеливая кончиком хвоста, и внимательно осматривал входящих и выходящих, словно работал здесь сотрудником службы безопасности и отвечал за всех и вся.