Алекс Ирвин

Сверхъестественное. Книга монстров, призраков, демонов и оживших мертвецов

Об авторе


Алекс Ирвин — автор романов «Пролив», «Жизнь Райли», «Один король, один солдат» и «Осколки нефрита». Его рассказы публиковались во многих американских литературных журналах и позже выходили в сборниках «Нежелательные последствия» и «Фотографии из экспедиции». Кроме того, он создает новеллизации («Бэтмен: Инферно», «Абсолютные: Против всех врагов»), комиксы («Хеллсторм: Сын Дьявола») и сочиняет сюжеты для онлайн-изданий и сетевых игр. Ирвин — лауреат премии «Локус», премий имени Уильяма Кроуфорда и IHG, он также был номинирован на премию Pushcart Prize и Всемирную премию фэнтези. Его работы переводят на французский, испанский, итальянский, чешский, польский, русский и китайский языки и иврит. В 2005 году он взял первый приз «Ассоциации прессы Новой Англии» за журналистские расследования и в том же году вошел в состав писательской команды, получившей премию Webby и премию за инновации от «Международной ассоциации разработчиков игр». Алекс Ирвин преподает английский язык в университете штата Мэн.

Предисловие

От привидений, упырей и тварей долгоногих, нападающих в ночи, избави нас, Боже милостивый.

Старая шотландская поговорка

А если милостивый Господь не избавит, то избавим мы.

Новая винчестеровская поговорка

Сэм и Дин Винчестеры — к вашим услугам. Мы охотники. Истребители призраков и злых духов, бич всего неживого и противоестественного, ужас демонов, перевертышей и прочих страшилищ всех форм и размеров. Если в двух словах: мы выслеживаем монстров, а потом их мочим.

Мы занимаемся этим всю жизнь. Сэму было полгода, когда демон убил нашу мать. Дину — пять лет. Можно сказать, мы с раннего детства были вовлечены в семейное дело. Мы ни разу не занимались обычной честной работой, разве что Сэм — то недолгое время, когда он убеждал себя, будто способен жить нормальной жизнью. Только потом убили его подружку Джессику — в точности так же, как маму, — это положило конец его мечтаниям, и он присоединился к фирме «Винчестер и сыновья».

В прошлом году в нашем семейном бизнесе остались двое. Папа пожертвовал собой, чтобы спасти Дина. Заключил сделку с тем же ублюдком демоном, который убил маму и Джессику. Теперь мы разыскиваем этого Желтоглазого сукиного сына, а по пути убираем всех встречных злобных тварей.

Мы такие не одни. Вокруг есть и другие охотники, даже если вы не видите ни их, ни их работу. Это люди, посвятившие свою жизнь тому, чтобы защищать вас от тварей, о существовании которых вы даже не подозреваете, а если узнаете, то не захотите поверить. Некоторые в свое время обучали папу: Дэниел Элкинс, Бобби Сингер, хорошие ребята. Другие, такие как Джо и Эллен Харвелл, помогают сейчас нам.

А некоторые позволили охоте превратить себя в таких же монстров, каких они пытались прикончить всю жизнь. Гордон, мы именно про тебя говорим.

Кроме шуток. Ницше сказал: если долго смотришь в бездну, бездна начинает смотреть на тебя. В нашем охотничьем списке приоритетов пункт 1 — уничтожить зло, а пункт 1A — убедиться: то, что ты собираешься уничтожить, в действительности зло. Порой это не так просто. Иногда остается только довериться чутью, а иногда в результате принятых тобой решений погибают люди.

Так как отличить, проделки это злых духов или просто кому-то, как водится, не повезло? Это один из вопросов, которые терзают охотников с самого начала. В средневековой Европе людям было куда проще спихнуть все на происки сверхъестественной силы, а теперь то и дело оказывается, что серия происшествий, похожих на шутки духов или проклятие, вовсе и не оно. Мир вокруг достаточно суров даже без демонов, черной магии и неупокоенных душ.

Однако некоторые вещи не объяснишь ни наукой, ни самыми диковинными проявлениями человеческого поведения. Мы научились отличать сверхъестественное от просто странного.

Отец учил нас искать повторяющиеся схемы. Если где-то случилась серия необъяснимых смертей, не происходило ли подобного раньше? Некоторые сверхъестественные плохиши орудуют несколько лет или несколько дней, а потом надолго исчезают. Так поступают стриги, ракшасы и отдельные виды демонов. Такой же почерк у некоторых злых духов. Они вымещают злобу, а потом затихают, и порой трудно понять, что же их так взбудоражило. Сложно укокошить призрака, если не знаешь, что им движет. Кто-то когда-то сказал: «узнай своего врага» — папа вбил нам в головы и это.

Некоторые схемы легко распознать. Убийства в полнолуние? Явно вервольф — хотя не все всегда так просто. Год за годом во время летнего солнцестояния тонут люди? Можно побиться об заклад, виноваты никсы. Массовые исчезновения в одном месте? Злой дух, подробности позже. Странная погода и локальный неурожай? Вероятно, демон. Детали потом. Много деталей.

Другие схемы включают в себя отношения между втянутыми в эту заварушку людьми. Они пьют в одном баре? Все играют в бейсбол в одной команде Малой лиги? В разное время были владельцами одной и той же вещицы, на которой, возможно, лежит проклятие? В этом смысле наша работа похожа на полицейское расследование. Только копы отправляют преступников в тюрьму, а мы отправляем призраков в загробный мир, а демонов — обратно в ад.

В этой книге мы расскажем вам о всевозможных призраках, монстрах и демонах, с которыми мы столкнулись в поисках главаря — Желтоглазого демона, уничтожившего нашу семью. Грядет война, и когда она начнется, нам всем понадобится как можно больше знаний о противнике.

Так что приступайте к чтению и вы увидите, каково это — сделать шаг в мир сверхъестественного.

Призраки

Призраки бывают самых разных видов. Остаться в нашем мире их могут побудить любые эмоции — любовь и ненависть, печаль и растерянность. В своих записях папа цитирует английского демонолога Эбенезера Сибли:

...

«В мире духов ожидающих расспросов и приготовлений всегда превеликое множество, однако их нахождение тут не ограничено определенным временем, ибо одних отправляют на небеса, а иных заключают в преисподнюю вскоре после прибытия. Одни проводят здесь недели, другие — годы».

Почти всегда призраки привязаны к материальному объекту. Чаще всего это их собственные останки. Мы проводим много времени, выкапывая кости, но бывает, что призрак цеплялся к украшениям, куклам, рамкам и чему только не. Короче, вот что мы уяснили:

Потусторонний подарочек может обнаружиться в чем угодно.

После смерти некоторые призраки не хотят покидать этот мир. Они считают, что их земная миссия не выполнена, или же им кажется, что нужно что-то исправить или за что-то отомстить. Вот они и не уходят. Бродят по округе, ничего не могут потрогать, ни с кем не могут поболтать, и их единственная компания — точно такие же потерянные и сбитые с толку призраки, как они сами. Не нужно быть гением, чтобы понять: ни к чему хорошему такое хождение не приводит.

В итоге мы получаем призрака, который либо зол, либо рассержен, либо просто звереет от тоски. Вне зависимости от причин такие призраки опасны: когда на их пути оказываются люди, последние обычно погибают. Наша работа заключается в том, чтобы вывести заплутавших призраков на прямую дорожку к загробной жизни.

Дело это нехитрое, хотя не всегда легкое. Ищешь останки или предмет, с помощью которых призрак удерживается в человеческом мире. Когда находишь — посыпаешь солью и сжигаешь. Хана призраку. Грубовато, зато наверняка. Иногда достаточно просто захоронить останки, как полагается. Такая штука работает, если призрак не успел слететь с катушек, застряв между двумя мирами. А если призрак оказался предвестником смерти — что ж, ему хватает того, что его заметили.



Вот старая история — может, даже одна из самых старых — про такого призрака. Одна из папиных любимых. В смысле, была. Возможно, от нее и пошли легенды о домах с привидениями.

...

ПИСЬМО ПЛИНИЯ МЛАДШЕГО СУРЕ

«Стоял в Афинах большой просторный дом, но ходила о нем дурная слава, и потому в нем никто не хотел жить. Глубокой ночью часто раздавались там звуки, напоминающие лязг железа, а если прислушаться, то становилось ясно, что это звон оков, который раздавался издали и постепенно приближался. Затем появлялся призрак — худой изможденный старик с длинной бородой и растрепанными волосами, потрясающий цепями, в которые были закованы его ноги и руки. Из-за этого жильцы дома проводили бессонные ночи, полные невообразимых ужасов: не было им покоя, их здоровье ослабевало, и уныние заполняло их сердца. Страх крепчал, и приходила смерть, ведь даже днем, когда призрак не появлялся, память о нем не покидала умы жильцов, и ужас не затихал, хотя причина его исчезала. Потому дом был давно заброшен, признан непригодным для жилья и полностью отдан во власть чудовища. Все же, в надежде на то, что кто-нибудь, не зная о напасти, пожелает поселиться там, дано было объявление, что дом продается или сдается внаем.

Как раз в то время прибыл в Афины философ Афинодор, прочел объявление и, заинтересовавшись подозрительно низкой ценой, узнал всю эту историю. Тем не менее та его ни капли не смутила — напротив, он с большой охотой снял этот дом. Когда стало вечереть, он приказал постелить себе в передней части дома, потребовав принести светильник и письменные принадлежности. Всех прочих он отослал, а сам всецело сосредоточился на письме, чтобы праздный ум не создавал попусту воображаемых звуков и призраков. Поначалу все было тихо, как обычно, однако затем раздалось лязганье железа и звон оков. Афинодор не поднял глаз и не выпустил из пальцев стило, а чтобы остаться собранным и спокойным, постарался убедить себя, что звуки ему лишь чудятся. Шум все приближался и, наконец, раздался совсем рядом, у двери. Афинодор оглянулся и узнал призрака, о котором ему рассказывали. Привидение манило его пальцем, будто звало за собой. Афинодор жестом велел ему обождать и снова углубился в работу. Призрак приблизился и начал греметь цепями над головой философа, и только тогда тот, повинуясь, немедля поднялся и, прихватив светильник, последовал за привидением. Оно ступало медленно и тяжело, словно оковы тяготили его. Оказавшись во дворе, призрак внезапно исчез. Оставшись в одиночестве, Афинодор отметил место его исчезновения травой и листьями, а на следующий день обратился к членам магистрата и посоветовал им начать там раскопки. Последовав его совету, те обнаружили скелет, обвитый цепями, ибо тело, долго пролежав в земле, полностью сгнило. Кости были собраны и преданы достойному погребению. После всех подобающих обрядов призрак более не беспокоил этот дом».

Итак, это объясняет, почему помогает перезахоронение, по крайней мере иногда. Но почему соль? Фольклорные сказания о нашем любимом минеральном соединении насчитывают тысячи лет. Соль всегда символизировала чистоту. Греки, римляне и евреи применяли соль в жертвоприношениях, считали ее могущественной… и потребляли в больших количествах. Римляне даже вино свое солили. Знавали мы охотников, которые солили пиво — отдавая дань старой шотландской традиции, когда к суслу добавляли щепоть соли, чтобы отвадить от него ведьм. В римской легенде говорится, что если беременная женщина не ест соль, то она родит вампира. В японском фольклоре беспокойных привидений заключали в сосуды с солью. Соль также символизирует постоянство. Ветхий Завет упоминает «завет соли», существовавший между Яхве и его непутевыми детьми. В «Открытии колдовства» Скота 1584 года говорится: «Дьяволу соль в мясе не люба».