Гуляют в сети и курьезные случаи, связанные с потерей Bitcoin. Например, парень поссорился с подругой, она разбила ноутбук и выкинула его в помойку, а спустя три года этот человек пошел искать, не найдется ли где-нибудь на свалке жесткий диск от этого ноутбука. На самом же деле жесткий диск не важен, главное, чтобы сохранился файл резервной копии кошелька, пароль или закрытый ключ. Ведь если они у вас есть, восстановить доступ к кошельку на другом устройстве не составит проблем. Это все равно что сейчас потерять смартфон с приложением «Сбербанк онлайн», но при этом свой банковский счет вы не потеряете. Вы купили новый, скачали и вошли в приложение, ввели логин и пароль — все ваши деньги остались на счету. Так же и криптовалютные монеты никуда не денутся с потерей оборудования, если вы позаботитесь о резервных копиях и паролях. Поэтому очень важно не только иметь монеты, но и знать, как их не потерять.

Черный рынок как катализатор роста популярности криптовалюты

Понимая специфику сделок на черном рынке, можно предположить, что именно он помог биткоину вырасти до тех масштабов, когда и традиционные предприниматели, и инвесторы решили применять технологию в сфере платежей. Почему черный рынок? Предположим, кто-то захотел купить запрещенный к обороту товар. Естественно, покупатель не может отправить на карточку или на счет какого-то юридического лица средства и написать, что это «оплата за оружие». Даже если покупатель замаскирует назначение платежа, ему не хотелось бы раскрывать свою личность, если вдруг продавца поймают и он все расскажет правоохранительным органам. Самому продавцу также не хотелось бы, чтобы попавшийся полицейским покупатель сказал, что приобрел товар именно у него. Встал вопрос анонимности сторон сделки и платежей между ними. Традиционным способом в подобных сделках всегда выступали наличные, но был риск, что купюры будут мечеными или номера будут записаны при контрольной закупке. Тем не менее идеальным сценарием незаконной сделки остается покупка товара под вымышленным именем и осуществление оплаты наличными. Стороны знают лишь минимум необходимой информации друг о друге, деньги и товар передаются быстро, в некоем условном месте — возможно, публичном. Это считается анонимной сделкой, несмотря на то, что стороны видели лица друг друга. Существует огромная вероятность, что продавец и покупатель никогда больше не встретятся и не появятся в этом месте, поэтому можно считать такую сделку условно безопасной, при этом понимая, что все-таки нарушен закон и сторонам грозит за это ответственность. Однажды кто-то из дельцов, так или иначе задействованный в незаконном бизнесе, понял, что с помощью биткоина достаточно легко добиться анонимности при первоначальном отсутствии доверия. Тогда уже существовали первые обменные пункты, и, ко всему прочему, в августе 2010 года вышла памятная статья о биткоинах на сайте Slashdot, подогревшая и без того растущий интерес к блокчейну и биткоину. Уже существовала возможность посмотреть котировку Bitcoin на определенный день, чтобы привязать ее к какой-то стоимости в долларах. Тогда, соответственно, и начал развиваться черный рынок.

Надо оговориться, что черный онлайн-рынок был бы невозможен без создания в начале 2000-х годов проекта DarkNet — темной стороны Интернета, в который можно попасть через анонимизированные прокси-серверы и так называемую луковую маршрутизацию — Tor. Программное обеспечение Тор позволяет передавать информацию в зашифрованном виде по сети виртуальных тоннелей, делая соединения сторон полностью анонимными. В феврале 2011 года, объединив технологии Тор и Биткоин, американский предприниматель Уильям Росс Ульбрихт создал анонимную торговую площадку Silk Road — Шелковый Путь — для покупки изменяющих сознание веществ, ставшую впоследствии синонимом успеха на поприще незаконной торговли психотропными веществами и пиратским контентом. Площадка просуществовала по октябрь 2013-го. Конец был предсказуем: организатор арестован, как и его активы. Но необходимо обратить внимание на цифры, которые стали достоянием публики в результате расследования ФБР. Страшный пират Робертс (Dread Pirate Roberts) — именно таков был псевдоним Ульбрихта в ДаркНет — провел 1,2 миллиона сделок на общую сумму 9,5 млн биткоинов, получив в качестве комиссий 600 тыс. биткоинов, что приближалось к круглой сумме в 50 млн долларов на начало 2013 года, однако уже к концу того же 2013-го она перевалила за полмиллиарда долларов, но ими наш антигерой воспользоваться не успел. Чем важны эти цифры? Давайте посмотрим на общий объем выпущенных биткоинов в обороте на начало 2013 года — он составлял около 12 млн единиц, 80 % из которых никогда не участвовали в транзакциях. Часть рынка, занятая легальными инвесторами и теми же простыми пользователями Биткоин, коих насчитывалось уже несколько сотен тысяч, принадлежала бирже MtGox, и наверняка обороты биржи и пиратской площадки сильно пересекались. Различные источники сообщают о доле рынка Биткоин, обслуживаемой MtGox, не менее 50 %. Можно предположить, что несколько миллионов «активных» биткоинов курсировали между этими двумя площадками, создавая самый главный плюс биткоину — распространение его в массы. Сотни тысяч покупателей на Шелковом Пути, которых в реальности могло быть меньше в разы, из-за возможности одного пользователя создавать неограниченное количество кошельков Биткоин, и всего не более 10 тысяч пользователей с ненулевым балансом на крупнейшей на тот момент бирже MtGox — показатель важности ресурса Silk Road в становлении биткоина. И сегодня последователи Ульбрихта не сдают свои позиции, достоверных данных о доле глобального рынка, занятой ими, нет, однако можно с уверенностью сказать, что эта доля весьма существенна.

Появление новых монет

Так как Bitcoin реализовывался как проект с открытым кодом, любому желающему можно создать свои монеты на его основе, скопировав исходный код и внеся в него свои правки. Изменить название, модифицировать алгоритм добычи монет, настроить свои сетевые узлы, собрать сообщество пользователей и команду разработчиков… В самом начале эта задача была под силу только небольшому числу профессионалов, но сейчас существует множество подробных иллюстрированных инструкций, как можно сделать форк (от англ. fork — вилка, ответвление) той или иной монеты или даже заказать его практически моментальное изготовление на специализированном сайте. Можно сделать и последующий форк предыдущего удачного форка. Другое дело, что в сегодняшнее время количество монет огромно и полезность минимум 90 % из них вызывает сомнения. Такие «дочерние» монеты принято называть альткоинами — альтернативными монетами. Например, первым задокументированным форком был namecoin — монета, из названия которой видна связь с английским словом «имя» — name, что вкратце отражает ее суть. Namecoin предлагает пользователям доменные имена в зоне. bit и систему альтернативных традиционным DNS (domain name servers) — систему адресации доменных имен. Выход монеты датируется сентябрем 2009-го, спустя чуть более полугода после биткоина. Следом появляется «облегченный» биткоин, что также нашло отражение в названии монеты — litecoin — от англ. lite — облегченный, упрощенный. Создатель лайткоина Чарли Ли анонсировал ее в октябре 2011 года, спустя целых 2 года после появления первого форка. Как мы помним, на начало 2011 года пришлось множество значимых событий в мире криптовалют. Появление лайткоина также, несомненно, является таковым. И если неймкоин по общей капитализации занимает место в начале четвертой сотни популярного ресурса CoinMarketCap (рейтинг монет по рыночной капитализации и не только), то лайткоин уверенно держится в десятке лидеров.

Сегодня альткоинов, со своим доработанным, собственным уникальным кодом и даже структурой блокчейна, уже несколько сотен. Но необходимо понимать, что некоторые платформы, такие как Ethereum — Эфириум или просто Эфир, созданный нашим бывшим соотечественником Виталиком Бутериным, предлагают создать собственный токен, как бы дочернюю монету внутри проекта, не создавая свой блокчейн и соответствующую инфраструктуру. Уже тысячи монет-токенов являются составной частью платформы Ethereum. Существует также платформа BitShares (цифровые акции или доли), где можно превратить в цифровой актив что угодно, например, долевое участие в пляжной недвижимости или доходы от рекламы на Интернет-сайте. Можно в этом же ключе упомянуть платформу Waves (волны) от российских разработчиков, возглавляемую Сашей Ивановым, которая позволяет создать внутренний токен и начать торговать им на внутренней бирже за считаные минуты.

Одной из уникальных и популярных на сегодняшний момент криптовалют является монета Dash, созданная в 2014 году известным криптоэнтузиастом Эваном Даффилдом. Ранее монета называлась Darkcoin (а при создании носила имя Xcoin) и позиционировалась как монета для полностью анонимных и по-настоящему моментальных транзакций, которые проходят лишь за пару секунд. Эван объединил 11 алгоритмов хеширования в комбинированный алгоритм x11, что должно было спасти блокчейн Dash от вездесущих ASIC-устройств, угрожавших децентрализации криптовалют, что уже настигло биткоин и лайткоин. Также ставку на анонимность сделали создатели монеты monero (с эсперанто — монета), появившейся как форк монеты ByteCoin (байткоин). В 2017-м мир узрел еще одну монету, с упором на анонимность и быстроту — Zcash, которая обеспечивает приватность отправителя, получателя и суммы транзакции. В названии буква Z — от словосочетания zero knowledge (доказательство с нулевым разглашением), намек на возможность подтверждения верности транзакций, не имея никакого представления о другой стороне. Если в Bitcoin и большинстве других монет по адресу кошелька или идентификатору транзакции можно узнать всю информацию о получателе и отправителе, то благодаря ZK узнать эти данные нельзя.