1.1.2. Общая характеристика законодательных изменений 2008–2011 годов

За период, когда президентом РФ был Д. А. Медведев (с мая 2008 года по май 2012 года), изменения в рамочный закон вносились 31 раз, плюс еще трижды вносились изменения только в закон о выборах депутатов Государственной думы и 11 раз — в закон о политических партиях (без внесения изменений в избирательные законы). При этом три закона были приняты в 2012 году, но они будут обсуждены в следующей главе. Об остальных 42 законах речь пойдет в этом разделе.

Общим трендом, объединяющим все эти законы, во-первых, можно считать продолжение курса на унификацию, затрагивающего все новые сферы избирательного процесса и политической жизни регионов (от регулирования предельных размеров избирательных барьеров до параметров численности депутатов региональных парламентов и гарантий работы депутатов на профессиональной основе). Во-вторых, несмотря на всю громоздкость многих правовых новаций, они были направлены в целом на усиление привилегированного положения «парламентских» партий (представленных в Государственной думе) за счет усиления правового положения «системной» оппозиции и дополнительных гарантий для нее. Д. А. Медведев в этот период отчасти пытался приобрести статус «медиатора» между всеми партиями и тем самым уменьшить свою зависимость от одной («Единой России»). В 2009 году от полпредов президента руководству политических партий, победивших на региональных выборах, было передано право предлагать президенту кандидатов в главы регионов. На президентских выборах 2008 года Д. А. Медведева поддерживали сразу «Единая Россия», «Справедливая Россия», Аграрная партия России и «Гражданская сила».

Если В. В. Путин в период своего первого непрерывного президентства (2000–2008) нечасто вносил законопроекты в избирательной и партийной сфере (всего 11 законопроектов за первые шесть лет; а в 2006–2007 годах ни одного президентского законопроекта), то Д. А. Медведев уделял избирательному и партийному законодательству большое внимание. Во всех его четырех посланиях Федеральному Собранию были разделы, посвященные законам о выборах. Всего до ноября 2011 года им было внесено 13 законопроектов, затронувших избирательное законодательство, и еще 5, затронувших только закон о политических партиях, а также проект федерального закона «О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами».

Большая часть законопроектов, инициированных Д. А. Медведевым, была направлена на защиту избирательных прав. Во многом это было связано с тем, что законы предыдущих лет создали преимущества «Единой России» в тот момент, когда популярность власти на фоне экономического подъема была достаточно высока. Это привело к сильному ослаблению партий парламентской оппозиции, и они начали проявлять заметное недовольство. В частности, в октябре 2009 года прошли выборы региональных парламентов в Москве, Тульской области и Республике Марий Эл, и только КПРФ преодолела заградительный барьер во всех трех регионах, а ЛДПР и «Справедливая Россия» — в одном регионе каждая. В результате все три партии устроили 14 октября 2009 года демарш в Государственной думе, покинув зал заседания. Президентская администрация была вынуждена реагировать на эту ситуацию. В частности, 22 января 2010 года состоялось заседание Госсовета с участием лидеров политических партий, где обсуждалась сложившаяся политическая система. На нем Д. А. Медведев был вынужден признать, что результаты выборов в Московскую городскую думу 2009 года (в Думу прошли всего две партии) не отражают всего многообразия политических пристрастий москвичей [Стенографический отчет о заседании Государственного совета по вопросам развития политической системы России, 22 января 2010 года (http://www.kremlin.ru/events/president/transcripts/deliberations/6693), см. также: Выдержки из стенограммы заседания Госсовета с комментариями (http://www.votas.ru/gossovet.html).].

Однако законодательные новеллы, предложенные президентом, вносили не очень существенные изменения в избирательное и партийное законодательства. В экспертной среде они получили шутливое название «нанодемократизация». Некоторые из новелл были столь ничтожными, что вообще не сыграли никакой роли.

Стоит также отметить любопытную деталь. Предложения президента, изложенные в Послании 2008 года, относились в основном к федеральным выборам, в Послании 2009 года — к региональным, а в Послании 2010 года — к муниципальным.

Параллельно был принят ряд законов, инициированных другими субъектами законодательной инициативы, которые были направлены на ограничения избирательных прав граждан. В результате общая картина изменений избирательного законодательства 2008–2011 годов получилась скорее негативной.

Из упомянутых здесь 42 законов четыре вносили в законодательство лишь технические или терминологические уточнения, и мы их обсуждать не будем. Остальные законы более подробно будут разобраны в подразделах 1.1.3–1.1.9.

1.1.3. Изменения сроков полномочий избираемых органов и избирательных комиссий

В своем Послании Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 года президент Д. А. Медведев предложил увеличить сроки полномочий Президента и Государственной думы с четырех лет до соответственно шести и пяти лет. Данное предложение требовало внесения изменений в Конституцию РФ. И хотя для изменения Конституции предусмотрен многоступенчатый процесс (одобрение не только обеими палатами, но и законодательными органами не менее двух третей субъектов РФ), предложенные Д. А. Медведевым изменения были приняты стремительно: Закон РФ о поправке к Конституции РФ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» был одобрен Государственной думой 21 ноября, Советом Федерации — 26 ноября и 30 декабря 2008 года был подписан Президентом. Это стало первым изменением Конституции РФ после 15 лет ее действия.

19 июля 2009 года был подписан Федеральный закон № 196-ФЗ, который привел в соответствие с этими изменениями Конституции федеральные законы «О политических партиях», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и «О выборах Президента Российской Федерации».

Вслед за этим были увеличены с четырех до пяти лет сроки полномочий Центральной избирательной комиссии РФ, избирательных комиссий субъектов РФ, избирательных комиссий муниципальных образований и территориальных избирательных комиссий. Инициатором законопроекта выступил председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству В. Н. Плигин, закон был подписан Президентом 4 июня 2010 года.

В 2008 году были приняты два закона, касающиеся сроков избрания органов местного самоуправления. По инициативе Законодательного собрания Санкт-Петербурга был принят Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 149-ФЗ, позволивший однократное не более чем на один год продление или сокращение сроков полномочий органов местного самоуправления в целях совмещения дня голосования на выборах не менее чем в две трети органов местного самоуправления муниципальных образований в данном субъекте РФ. Эти выборы должны были быть проведены до 14 марта 2011 года. А по инициативе Московской областной думы приняли Федеральный закон от 25 ноября 2008 года № 222-ФЗ, согласно которому выборы в органы местного самоуправления вновь образованного муниципального образования должны быть проведены не позднее чем через 6 месяцев со дня его создания.

8 марта 2011 года появился еще один Федеральный закон, инициированный Законодательным собранием Санкт-Петербурга. Он разрешил законом субъекта РФ продлевать или сокращать не более чем на 6 месяцев срок полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ в целях совмещения дня голосования на выборах депутатов этого органа с днем голосования на выборах депутатов Государственной думы. Фактически закон был нацелен на перенос региональных выборов с марта 2012 года (когда должны были пройти президентские выборы) на декабрь 2011 года. В результате все субъекты РФ, где региональные выборы должны были пройти одновременно с президентскими выборами, перенесли их на декабрь 2011 года.