1.2. Электоральная политика российского государства с мая 2008 года по март 2012 года

1.2.1. Выборы депутатов Государственной думы 2011 года

Выборы были назначены на 4 декабря 2011 года указом Президента РФ от 29 августа 2011 года. Они, как и предыдущие, проходили полностью по пропорциональной системе с 7-процентным заградительным барьером.

Выборы депутатов Государственной думы 2011 года не сильно отличались от предыдущих федеральных кампаний по ассортименту и массовости допущенных на них нарушений. Главным и принципиальным отличием стали возросшая активность российских граждан в борьбе с этими нарушениями и проявленная непримиримость значительной части общества по отношению к ним. Особенность избирательной кампании состояла в том, что основная борьба велась не между семью зарегистрированными политическими партиями (подробнее об участии партий в этих выборах см. подраздел 1.4.1). Одной из противоборствующих сторон была администрация всех уровней, бросившая весь свой ресурс на поддержку списка «Единой России».

Администрация Президента ставила перед региональными руководителями задачи по обеспечению высокого результата «Единой России». Главы регионов в свою очередь собирали подчиненных и зависящих от них чиновников и хозяйственных руководителей и давали им соответствующие задания (вплоть до указаний совершать фальсификации), те так же поступали со своими подчиненными; в конечном итоге все это выливалось в давление на избирателей. Благодаря научно-техническому прогрессу и увеличившемуся использованию различных записывающих устройств (смартфоны и т. д.) кампания-2011 сопровождалась множественными утечками в социальные сети различных аудио и видеозаписей совещаний в администрациях, инструктажей, копий приказов и распоряжений и др. [Федеральные, региональные и местные выборы в России 4 декабря 2011 года: Аналитический доклад. М.: ГОЛОС, 2012.]

Другой противоборствующей стороной стала та часть общества, которая желала смены действующей власти. В том числе ставшие популярными в это время и имевшие репутацию «либеральных» сил интернет-ресурсы Газета. ru и Lenta.ru, телеканал «Дождь» [Включен в реестр иностранных агентов 20.08.2021, исключен 01.12.2023 в связи с ликвидацией.], радио «Эхо Москвы». Именно они делали публичным достоянием данные о нарушениях, допускаемых представителями администрации, которые сообщали граждане и независимые НКО. Значительная часть информации о нарушениях поступала на «Карту нарушений» (совместный проект Ассоциации «ГОЛОС» [Включена в реестр иностранных агентов 05.06.2014, исключена из реестра в связи с ликвидацией 13.03.2020.] и интернет-ресурса Газета. ru), за что Ассоциация «ГОЛОС» в конце кампании подверглась массированному давлению [Подробный доклад Ассоциации «ГОЛОС» о кампании опубликован в: Федеральные, региональные и местные выборы в России 4 декабря 2011 года: Аналитический доклад. М.: ГОЛОС, 2012. 276 с.], а Газета. ru по итогам кампании подверглась смене менеджмента и уходу ведущих журналистов. В последующем был разгромлен в прежнем виде коллектив Lenta.Ru, давлению был подвергнут телеканал «Дождь» (в январе 2014 года канал отключило большинство спутниковых и кабельных операторов, что на тот момент поставило под вопрос его дальнейшее существование).

Не случайно главным идеологом избирательной кампании стал общественный деятель А. А. Навальный [Включен в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга 25.01.2022.], публично назвавший «Единую Россию» «партией жуликов и воров» и организовавший кампанию «Голосуй за любую другую партию». Таким образом, впервые в новейшей российской истории центральная тема электоральной мобилизации в ходе кампании была сформирована не властью, а против нее. Именно лозунгом «голосуй за любую другую партию против партии жуликов и воров» больше всего запомнились выборы 2011 года. Этот призыв пронизывал агитацию почти всех альтернативных партий (производные от лозунга были в агитации КПРФ, «Справедливой России», ЛДПР, РОДП «Яблоко» и т. д.), о нем писали граффити, делали самодельные ролики в интернете, призывы с ним размещали за стеклом автомашин и т. д.

В соответствии с официальными итогами голосования явка получилась ниже, чем в 2007 году (60,2 % против 63,8 %). «Единая Россия» получила значительно меньшую поддержку избирателей, чем в 2007 году (49,3 % против 64,3 %), но сумела сохранить в своих руках более 50 % депутатских мандатов. Однако несомненно, что этот результат достигнут в значительной степени за счет фальсификаций, без которых у «Единой России» не было бы парламентского большинства. По расчетам С. А. Шпилькина [Включен в реестр иностранных агентов 10.02.2023.], число «аномальных» голосов составило 15,3 млн, и без их учета результат «Единой России» был бы всего 33,7 %.

Все эти факты привели к массовому недоверию граждан к результатам выборов и избирательной системе в целом, что проявилось в ходе прокатившихся по всей стране в декабре 2011 года и продолжившихся в феврале 2012 года протестных акций с беспрецедентно высоким числом участников. Наиболее массовые акции прошли в Москве. Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека принял 23 декабря 2011 года решение, в котором констатировал: «…многочисленные сообщения о вбросах избирательных бюллетеней, переписывании протоколов об итогах голосования, необоснованном удалении наблюдателей и журналистов, запрете фото- и видеосъемки, других нарушениях избирательных прав, а также необъяснимые парадоксы избирательной статистики вызывают массовое недоверие граждан к результатам выборов. Это влечет нравственную и политическую дискредитацию избирательной системы и сформированной на ее основе нижней палаты парламента». Совет призвал, в частности, «обеспечить скорейшее принятие нового избирательного законодательства с целью проведения на его основе досрочных парламентских выборов». Однако при этом ни одна из партий не стала оспаривать результаты выборов в Верховном суде РФ.

1.2.2. Выборы Президента России 2012 года

Выборы были назначены на 4 марта 2012 года постановлением Совета Федерации от 25 ноября 2011 года. И в тот же день оно было официально опубликовано. Таким образом, избирательная кампания стартовала еще до голосования на выборах в Государственную думу. И уже 27 ноября В. В. Путин (занимавший должность председателя Правительства РФ) был официально выдвинут кандидатом на съезде «Единой России». Поскольку в поддержку его выдвижения не нужно было собирать подписи, такое спешное выдвижение имело значение не для президентской, а для думской кампании: оно было призвано повысить результат «Единой России», популярность которой заметно упала, за счет рейтинга остававшегося популярным В. В. Путина.

В течение почти всего президентского срока Д. А. Медведева сохранялась интрига: пойдет ли он на второй срок или уже после первого срока уступит свое место В. В. Путину. Ситуация разрешилась лишь 24 сентября 2011 года, когда на предвыборном съезде «Единой России» было объявлено о «рокировке»: Путин возвращается в президентское кресло, а Медведев возглавляет Правительство РФ и «Единую Россию».

Выборы проходили в обстановке повышенной общественной активности. После выборов депутатов Государственной думы, состоявшихся 4 декабря 2011 года, по стране прокатилась волна массовых протестов, на которых граждане выражали свое недоверие официальным результатам выборов, требовали их отмены, либерализации партийного и избирательного законодательства, а зачастую также выражали свое негативное отношение к руководителям государства. Значительная часть протестующих выразила желание участвовать в контроле за голосованием при проведении президентских выборов, возникли новые организации, нацеленные на осуществление такого контроля.

Власть попыталась успокоить общество, с одной стороны, предложив пакет политических реформ (см. подраздел 2.1.1), с другой стороны, декларировав честность президентских выборов. Однако меры по обеспечению честности выборов свелись лишь к повышению прозрачности при проведении голосования (о чем будет сказано дальше). Сама же избирательная кампания до дня голосования обладала обычными для российских выборов изъянами.

Степень конкурентности была низкой в первую очередь из‐за непомерных требований законодательства (что фактически признал и президент РФ, предложивший для следующих выборов снизить необходимое число подписей в 6,7 раза для самовыдвиженцев и в 20 раз для выдвиженцев непарламентских партий). Из-за этих требований ряд оппозиционных политиков (М. М. Касьянов [Включен в реестр иностранных агентов 24.11.2023.], Б. Е. Немцов, А. А. Навальный [Включен в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга 25.01.2022.] и др.) отказались от участия в выборах. Всего процедуру выдвижения начали 15 кандидатов (5 представителей политических партий и 10 самовыдвиженцев), однако половине самовыдвиженцев ЦИК отказала в регистрации группы избирателей, созданных в их поддержку. Четыре выдвиженца парламентских партий были зарегистрированы на основании «парламентской льготы», остальные шесть должны были представить в ЦИК не менее двух миллионов подписей избирателей. Из них два кандидата подписи не представили, а один представил заведомо меньшее число подписей. Из трех кандидатов, представивших требуемое число подписей, был зарегистрирован лишь один (миллиардер М. Д. Прохоров), двое (лидер партии «Яблоко» Г. А. Явлинский и губернатор Иркутской области Д. Ф. Мезенцев, игравший роль «технического кандидата») получили отказ.

Таким образом, в выборах участвовали всего пять кандидатов, на одного больше, чем в 2008 году, но меньше, чем в более ранних президентских кампаниях. В то же время следует отметить, что впервые в президентских выборах приняли участие лидеры всех парламентских партий и не было «технических» кандидатов. Тем не менее участвовавшие в выборах кандидаты не отражали полностью спектр общественных интересов.