— Мадам Фре? — отступил юноша, спрятал оружие и коротко кивнул: — Битали Кро к вашим услугам…

— Ишь ты, какой, — погрозила ему мечом хозяйка зверинца. — Ходит тут во время урока, ходит, тотемников трогает. Ты знаешь, что случиться может, коли тотемника убить? Смотри у меня!

— Простите, мадам, я не хотел вас напугать.

— Напугать меня? — хмыкнула старушка. — Да я сама кого хошь напугаю! Кабы не в школе, так и имени бы не спросила! Как, сказываешь, тебя кличут? Мне все ваши Темные Лорды нипочем. Меня убить ему никогда не получится.

— Битали Кро, — повторил юноша.

— А-а, тот самый, что без тотемника учится? Про тебя уж раз пять учителя спрошали.

— Знаю, мадам, — вздохнул Битали. — Они оказались упрямее. Похоже, без тотемника мне больше не обойтись.

— Без него человеку вовсе никак, полная погибель, — немедля согласилась мадам Фре, и меч из ее ладоней наконец-то исчез. — Коли тотемника нет, так ты, почитай, уже мертв наполовину. Ты к кому больше душами лежишь? К зверям али птицам? А то тебе гады мерзкие любы? Так и змеи с ящерами у меня тож обитают. Живые твари, они все расплодиться стремятся. Оттого у меня завсегда детеныши всякие подрастают. И собольи есть, и кошачьи, и варанов песчаных два поганца жиреют.

— Варана хочу, — моментально отреагировал Битали. — Пусть спит спокойно и по окнам не лазит. А то нам Надодухова ворона одного на двоих хватает.

— Вот ты каков, стало быть, нутром своим, Битали Кро. Ну, коли так, то пойдем, покажу тебе твою половинку…

Следом за хозяйкой зверинца юноша несколько минут петлял по узким проходам чердака. По дороге мадам Фре в одном месте прихватила заветренный кусочек мяса, в другом — палку с длинным шилом на конце, в третьем углу подняла за нижнюю ступеньку стремянку.

— Давайте помогу! — предложил Битали.

— Цыц! — рявкнула на него старушка. — Вам, шалопаям, токмо дай. Обязательно все переломаете.

Наконец она водрузила стремянку в одном из проходов, шустро забралась наверх, ласково забормотала:

— Заскучал, малой, без маменьки? Никто брюшка не почешет, никто зубки не почистит, никто сладеньким не угостит. На, мой хорошенький, закуси… — Мадам Фре насадила мясо на шило, просунула палку между прутьями, громко пошуровала и, выдернув свое оружие, кивнула: — Кушай, миленький, не торопись. Тебе мальчик скоро еще принесет. Эй, шалопай! Кузнечиков он, знамо, любит, тараканчиков. Ну, и от опарышей али червей, само собой, никогда не откажется. Э-э-э… Ну, ты залазь, обживайся.

К счастью, для двоих площадка лестницы оказалась слишком мала, и чтобы юноша смог познакомиться с тотемником, старушке пришлось спрыгнуть вниз. Кро забрался на ее место, уселся перед клеткой. Серо-коричневый, в мелкую клеточку, пустынный варан с полоской шипов на спине имел длину чуть больше руки и внушительную пасть, которой сейчас перемалывал шматок мяса.

— Привет, — сказал ему Битали.

Ящер не дрогнул даже кончиком хвоста.

— Дабы с тотемником связь установить, — попыталась помочь снизу мадам Фре, — в глаза ему смотреть надобно. Пока чувства и желания, как свои, не ощутишь. Как потребности его осознаешь, так, стало быть, оно и есть. Подселился.

Варан медленно повернул голову и вперился своими полукруглыми глазищами в Битали, словно хотел переместить в юношу свою душу.

— Давай-давай, таращься, — полушепотом посоветовал ему Кро. — Повезло сегодня тебе, сам не понимаешь как. Вот не пригодился бы ты в тотемники — и пустили бы тебя на корм соседям за ненадобностью. Как думаешь, кого ты сейчас жрешь?

Варан шумно сглотнул и замер. Жевать ему больше было нечего.

— Давай-давай, соображай быстрее, — посоветовал ему Битали. — Или ты тотемник, или похлебка.

Варан опустился на брюхо, поднял голову. Поверх его глаз выползла белесая пленка.

— Ты туп, как Дубус, — сообщил ему Кро. — Счастья своего не понимаешь.

Юноша быстро спустился вниз, спрыгнув с последних ступеней.

— Получилось? — с подозрением спросила его мадам Фре.

— Влет! — гордо ответил Битали. — Первый раз, что ли?

— И чего он там сейчас делает?

— Спит.

Хозяйка зверинца глянула наверх и вдруг решительно сложила стремянку:

— Он всегда спит. Сдохнет и не заметит. Как баронесса. Ну, чего застыл? Беги! Теперича тебе на любой урок дорога открыта.

Увы, особого преимущества совершенный подлог юноше не дал. На занятия по колдовству он все равно не успел, для математики наличие тотемника не требовалось, а Филли Налоби оставил Кро в проводниках, сославшись на неосведомленность. Появился у Битали тотемник или нет — он проверить не успел. Мадам Деборе на следующий день наградила Битали двумя баллами, не спрашивая про его зверя, демонология принесла юноше еще пару, и упрямство профессора Налоби, потребовавшего сохранить пары в прежнем виде, Битали особо уже не огорчило: он и так уверенно выбирался в ряды лучших учеников курса. А уж занятия сэра Ричарда его и вовсе разочаровали. Основные стойки, переносы веса и выхватывание оружие уже давно сидели в теле Кро на уровне условных рефлексов.

Из-за ежедневных вечеров с корсовингом ужин однокурсников происходил очень поздно и однообразно: все наскоро перекусывали и расходились по комнатам. За ранним завтраком Битали если с кем и встречался, то только с Генриеттой. Зато обеды в столовой оставались прежними: тесными, неудобными, шумными. Правда, после успешной дуэли вдруг выяснилось, что свободный стол для мсье Кро всегда найдется. Стоило Битали поставить свои тарелки на край — как прочие обедающие начинали тесниться, торопиться, на их места усаживались недоморф, Цивик, Дубус, а то и Генриетта Вантенуа. И никто — даже охрана из сектора ордена или участка «троллей» — ни разу не рискнул прогнать компанию с выбранного места, даже если Битали вторгался на их территорию.

В один из дней к соседям решили присоединиться и обитатели второго этажа, Ирри Ларак и третьекурсник Комби, причем Ирри торжественно провозгласил:

— Дозвольте присоединиться к великому братству Башни!

— Братство? — отозвался от прилавка Арно Дожар. — Скорее, выгребная яма! Какое удивительное зрелище: все уроды и недоумки школы в одном месте!

— Ты что, совсем рассудка лишился, Дожар? — поперхнулся от неожиданности супом Битали. — Тебе мордашку давно не били, жлоб деревенский?

— А ты что, считаешь себя оскорбленным, полукровка? — презрительно скривился юный граф. — Если да, то почему лаешься, словно базарная баба, а не отвечаешь достойно мужчине? — Дожар повернулся к прихлебателям: — Так я и знал. Наш гусар оказался банальным трусишкой без чести и совести. Впрочем, полукровкам о чести заботиться ни к чему.

Столовая притихла, следя за перебранкой.

— Ты меня оскорбил, Арно Дожар, — поднялся Битали. — Немедленно извинись, или будешь наказан.

— Я никогда не стану извиняться перед полукровкой без роду и племени! — громко и размеренно ответил юный граф.

— В таком случае, мсье Дожар, вам придется смывать это оскорбление кровью! — постарался дословно воспроизвести ритуальную форму вызова Битали. — Призываю в свидетели всех, что я принял все меры к мирному разрешению спора. Именем маркиза Клода де Гуяка, основателя этой школы, я вызываю тебя, Арно Дожар, на дуэль за нанесенное мне и моим друзьям оскорбление!

Металлический гонг возвестил, что вызов услышан — и столовая зашумела снова.

— Завтра узнаем, кто из нас окажется смиренным, — пообещал Дожар. — Жалко, обед почти кончился, придется ждать целые сутки.

— Узнаем, — согласился Кро, возвращаясь к обеду.

— Ты его побьешь, правда? — радостно зашептал Ларак. — Побьешь снова, чтобы знал свое место. Этот Дожар постоянно напрашивается! Теперь получит!

Однако больше никто за столом восторгов Ирри Ларака не поддержал.

На сей раз в чердачный зал гендерных искусств набилось еще больше зрителей, нежели во время прошлой дуэли. Те, кто не поместился — зачем-то толкались на лестнице, обсуждая необходимость больших зеркал в аудитории сэра Уоллеса. Битали и недоморф с трудом протолкались наверх и, разумеется, опять оказались не первыми. Юный граф Дожар ожидал противника возле стоек с учебным оружием, всем своим видом выражая нетерпение.

— Наконец-то! — увидев Битали, всплеснул он руками. — Мсье Кро изволит разбрасываться вызовами, а затем сам заставляет себя ждать!

— Я здесь, — лаконично ответил юноша, решив не вступать в перебранку.

— Оставайтесь на месте, мсье Битали Кро! — Сэр Ричард Уоллес, снова в черном запахнутом плаще, вышел на середину дорожки. — Внимание всем! Сегодня школа маркиза Клода де Гуяка услышала официальный вызов на поединок. Я спрашиваю вас, мсье Битали Кро, действительно ли вы посылали вызов на бой мсье Арно Дожару?

— Да, посылал!

— Вы не отказались от своего вызова, мсье Кро?

— Нет, не отказался.

— Что послужило причиной вызова?

— Мсье Дожар оскорбил меня и моих друзей, не имея на то никаких причин.

— Чего вы желаете добиться?

— Я требую, чтобы мсье Арно Дожар принес мне свои извинения и признал, что все мужчины рода Дожар, его рода, являются бесчестными, самодовольными и лживыми людьми.