Александр Широкорад

Секретные объекты Сталина

Введение

Эпоха Сталина — это, безусловно, время лишений и трудностей, вызванных непрерывной войной 1914–1921 гг. и 1941–1945 гг. Ну а сразу за Великой Отечественной началась холодная война.

Но это было и время великих строек, равных которым не было ни в царской России и ни в одной другой стране Европы. Многое из созданного в 1930–1950-е гг. мы видим и сейчас. Это огромные заводы, гидроэлектростанции, каналы, метрополитен, сталинские «высотки» в Москве и многое другое.

Но имелись и закрытые объекты. Они были секретны при Сталине. Часть из них засекречена властями до сих пор, а многие просто забыты. Об этих уникальных сооружениях и пойдет речь в нашей книге «Секретные объекты Сталина».

Раздел I. Тайны Московского метро

Что такое Московское метро? Это главная транспортная артерия столицы. Это десятки красивейших станций постройки 1930–1960-х гг. и более скромные станции последующего периода. Но это лишь видимая часть айсберга.

На самом деле есть пять (!) московских метро, из которых мы видим только «Метро-1». Правда, это деление подземных объектов метро весьма условно и введено журналистами, пишущими о метро. Ну а какое мнение у специалистов, занимающихся проектированием и эксплуатацией метрополитена? Да никакого! Они немы как рыбы.

Это молчание более чем удивительно. Я понимаю, что человек, давший подписку о неразглашении при Сталине или даже Брежневе, боялся раскрыть рот. Но сейчас давно нет державы, построившей Московский метрополитен. Многие специалисты уехали в ближнее зарубежье, а кто и в дальнее: США, Германию, Израиль и т. п. Там вроде бы им бояться некого, да и морально они не связаны подпиской несуществующему государству, тем более что в РФ с 1991 г. начали шельмовать все, что связано с социалистическим строем — его вождей, индустриализацию, коллективизацию, строительство каналов и гидроэлектростанций, и даже само строительство Московского метро.

Лично я эту молчанку могу объяснить лишь договоренностью спецслужб Запада и РФ с целью не допустить утечки в независимые СМИ больших массивов секретной информации бывшего СССР. Ну а кому моя версия покажется фантастической, пусть предъявит свою. Но пока иных версий нет.

Я же могу привести аналогичный пример. В начале 1990-х гг. правительство РФ передало США и НАТО подробную информацию о химическом оружии СССР. Но эта информация до сих пор засекречена от населения России. Я в 1990-х гг. имел неплохие связи в военных кругах. Но когда я говорил, покажите то, что было передано на Запад, у дядь в погонах начинали трястись руки.

Но вернемся к метро. Итак, согласно условному делению, существовало пять московских метро — 1, 2, 3, Е и служебное метро.

Глава 1. «Метро-1»

«“Метро-1” — упрощенно, транспортная система общегражданского назначения, предназначенная для обслуживания пассажиропотока, представляющая известную всем по карт-схемам систему радиальных линий, замыкающихся на кольцевую линию. Осуществляет свою деятельность в обычных повседневных условиях. Помимо представленных на карт-схеме туннелей, оборудована значительным числом вспомогательных служебных туннелей (перегонных, накопительных, фильтрационных и т. д.) и сооружений, имеющих непосредственное отношение в работе данной общегражданской транспортной системы и обеспечению ее деятельности, не обозначенных на карт-схеме, но присутствующих на общем техническом плане метро» [Материалы сайта: http://caves.ru/threads].

В условиях чрезвычайной ситуации (военного времени) «Метро-1» по первоначальному замыслу его создателей превращается в большое бомбоубежище для рядовых жителей города и приезжих лиц, что с учетом нынешних военных достижений в области крылатых ракет с боевыми частями проникающего действия уже полностью утратило свой смысл. В случае войны граждане доставляются в «Метро-1» как с городских улиц через обычные входы в метро, так и через служебные ветки, созданные в советские годы для крупных предприятий, организаций и прочих мест большого скопления людей, имеющие рельсовый выход в туннели «Метро-1», но в обычных условиях по понятным причинам не задействованные для его работы и заблокированные.

Говоря об использовании «Метро-1» в качестве бомбоубежища, думаю, стоит процитировать любопытный документ.

...

«Документ № 49 (с. 133)

Обязательное постановление Исполкома Моссовета о правилах использования Московского метрополитена как бомбоубежища


№ 36/18

21 сентября 1941 г.

В целях создания лучших условий для укрывающегося населения в метрополитене во время вражеских налетов исполком Московского Совета постановляет:

1. Московский метрополитен использовать как бомбоубежище для населения, проживающего поблизости от станций метрополитена.

2. Разрешить вход в метрополитен до объявления воздушной тревоги только детям и женщинам с детьми до 12-летнего возраста.

Примечание: начало впуска в метрополитен женщин и детей устанавливается администрацией метрополитена.

3. После объявления воздушной тревоги на станции метрополитена пропускаются в первую очередь дети, а затем взрослое население.

4. Запрещается пользоваться метрополитеном как бомбоубежищем:

а) больным инфекционными болезнями (тиф, скалатина, корь и т. д.);

б) лицам в нетрезвом состоянии;

в) лицам с громоздкими вещами (чемоданы, узлы, ящики и т. д.).

Примечание: разрешается иметь при себе постельные принадлежности.

г) лицам, содержащим себя в неопрятном состоянии.

5. Входящее в метрополитен население обязано без задержки пройти в тоннель на место, указанное администрацией метрополитена или органами милиции. На платформах станций и в вагонах метро разрешается размещаться только детям и женщинам с детьми до 2-летнего возраста.

‹…›

9. Администрация Московского метрополитена обязана:

а) немедленно после сигнала воздушной тревоги подготавливать станции и тоннели метрополитена к приему укрывающихся граждан;

б) иметь на всех станциях метро медицинские пункты для оказания первой помощи».

Московское метро имело надежные бомбоубежища со времени первых налетов германской авиации.

При объявлении воздушной тревоги на станциях и в тоннелях укрывалось около 435 тысяч человек. Метро закрывалось для пассажиров в 18 часов, проводилось спешное дооборудование станций — на пути укладывался деревянный настил, устанавливались фонтанчики для питьевой воды.

За всю войну метро не работало только один день — 16 октября 1941 г. во время возникшей в Москве паники.

Лишь однажды возникла ситуация, угрожающая жизни укрывшихся в метро людей. Это случилось 22 июля 1941 г., когда авиабомба попала в перекрытие тоннеля мелкого заложения между станциями «Арбатская» и «Смоленская». Одновременно была разрушена магистраль городского водопровода, и вода хлынула в образовавшуюся воронку. Метрополитеновцы смогли без потерь вывести людей из поврежденного тоннеля и ликвидировать последствия бомбежки.

В тот же день на площади Белорусского вокзала при авианалете был поврежден магистральный водопровод. Вода затопила площадь и вестибюль станции метро «Белорусская», проникла в машинный зал эскалаторов. Общими усилиями движенцев, сантехников, сооруженцев и эскалаторщиков воду удалось направить под железнодорожный путепровод. Через несколько минут поступило сообщение, что вода прорвалась в торец станции «Белорусская». С большим трудом при помощи водоотливных установок откачали воду, не допустив ее в тоннель, где находились люди.

С самого начала строительства «Метро-1» было связано с секретными бункерами.

В 1937 г. Метрострой начал строительство спецобъекта недалеко от станции «Кировская». Расположенный на большой глубине бункер предназначался для штаба противовоздушной обороны Москвы. Вскоре, вместе со строительством второй очереди, началось строительство аналогичного объекта для штаба гражданской обороны на Советской площади. В строй их ввели в 1940 г.

В мирное время торжественные заседания Московского Совета ВКП(б) проводились в Большом театре, но в октябре 1941 г. в вестибюле театра зияла большая воронка от фугасной бомбы. Бомбы падали на территорию Кремля, одна из них попала в Георгиевский зал Большого Кремлевского дворца, но, к счастью, не разорвалась. Заводы не прекращали работу под бомбежками. Но как праздновать под бомбами? И было принято решение провести торжественное заседание на одной из красивейших станций метрополитена глубокого заложения — на «Маяковской».

Тогдашний секретарь МК ВКП(б) Б.Н. Черноусов вспоминал:

«Вечером 6 ноября в Москве была объявлена воздушная тревога. Под грохот зенитных орудий подъехали к станции метро “Маяковская”. Мы знали, что вся система ПВО Москвы в особой боевой готовности. Около 250 фашистских самолетов пытались в тот памятный день прорваться к столице.

В подземном дворце была сооружена сцена, на постаменте бюст В.И. Ленина, цветы, трибуну доставили из Большого театра, стулья — из соседних к площади Маяковского театров. У перронов — составы: по одну сторону в вагонах устроили гардероб, по другую — буфет, там накрыли столы. Праздник есть праздник!