Наступило время осмысления, четверка археологов впала в полнейший ступор. Переплет, в который они попали, не подавался осмыслению. Система понимала: им нужно время на то, чтобы переварить всю информацию и привыкнуть к существующему положению вещей. Она приняла решение снова ввести их в лечебный сон, в который они через некоторое время погрузились, не ощущая этого. На самом деле они и во время контакта с Системой находились в некоем сне, и все, что с ними происходило, происходило в их сознании. Система подключилась к их сознаниям напрямую. Она понимала, что у нее нет другого выбора и нет другого шанса выбраться с этой планеты, поэтому не торопилась, делая работу обстоятельно и качественно. Переформатировать сознание потомков своих Создателей — дело непростое. Они стали другими, существенно более примитивными, что ли. Утеряли многие навыки и функции, приходилось возвращать утерянное и ставить их на новую ступень развития, не меняя, впрочем, основу сознания и не касаясь воспоминаний и личностной матрицы.

Пока Система проводила с потомками комплекс мероприятий, на поверхности прошло шесть месяцев. Внезапное исчезновение руководителя экспедиции и трех московских экспертов долго обсуждали. Долго искали, но никаких следов не нашли. Знали, что они интересовались раскопками у гробницы, искали и там, ничего — лишь один песок на десятки метров вглубь. Постепенно поиски прекратили, выразили соболезнования родным и близким. На том история и закончилась, раскопки в этом месте прекратили.

Система наблюдала за всеми этими попытками найти пропавших и позаботилась, чтобы этого не произошло. Пришлось опустить шахту лифта с поверхности. После этого что-либо обнаружить поисковикам стало нереально. Что касается сканирования, то здесь еще проще: она задействовала специальный генератор, который держал естественный фон, ничего не показывая под слоем песка.

Глава 5

Адаптация

Система тщательно следила за комплектованием своего нового экипажа, не оставляя права на ошибку, поскольку проводила каждую процедуру с предельной точностью, тщательно отслеживая реакцию организмов людей. Экипаж находился в состоянии глубокого медицинского сна, лишенного сновидений, в то время как Система приступила к серии сложных операций.

Имплантировала модули расширения памяти и базы данных по различным предметам, таким как корабли, астрономия, навигация и богатая история цивилизации Идижи. Система гарантировала, что каждый компонент будет органично интегрирован с биологией экипажа. Тщательно оценивая, отслеживая реакцию организма на вживление каждого имплантата, Система действовала осторожно, гарантируя, что внутри организмов не произойдет отторжения.

Убедившись, что все необходимые манипуляции успешно завершены, Система постепенно инициировала активацию имплантированных модулей. Начиная с исторического модуля, она стремилась дать экипажу всестороннее представление о прошлом, заложив основу для их способности понимать сложности настоящего и ориентироваться в будущем. Вооруженные знаниями о наследии, люди были бы лучше подготовлены для принятия важных решений, которые могли бы сформировать будущее их народа, Идижи.

Для Системы эти люди были не просто пациентами; они — потомки некогда процветающей цивилизации, неразрывно связанной с тканью их прошлого. Система осознала тяжесть ответственности, лежащей на ее цифровых плечах, направляя этих людей, потомков цивилизации, которая когда-то была свидетелем зарождения человечества на планете Земля, в путешествие полное неопределенности и загадок.

Цивилизации, существовавшие в прошлом на планете Земле, то достигали рассвета, то деградировали до первобытного состояния, и начиналось все заново — и так, цикл за циклом. Вот прямо сейчас цивилизации Земли подошли именно к такому краю, за котором наступит деградация. Здесь без вариантов, все происходило уже не раз, и Система надеялась, что в этот раз удастся удержать цивилизации Земли на краю пропасти.

Возникает закономерный вопрос: почему система проводит медицинскую коррекцию людей без их согласия? Она всего лишь интеллектуальная система, запрограммированная на определенный набор действий. Учитывая, что цивилизация Идижи была высокотехнологичной и, возможно, высокоморальной, то, видимо, подстраховалась и вшила в систему законы робототехники. Эти законы всем известны и направлены только на одно — роботизированная система не должна приносить вред людям ни при каких обстоятельствах. Действительно, Идижи не были оригинальны в этом вопросе и четыре закона с некоторыми вариациями вшили в свои технологии. Звучали они приблизительно так:

— Интеллектуальная Система и Интеллектуальная Саморазвивающаяся Система не могут нанести вред человечеству или своим бездействием допустить, чтобы человечеству был нанесен вред.

— Интеллектуальная Система и Интеллектуальная Саморазвивающаяся Система не могут причинить вред человеку или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.

— Интеллектуальная Система и Интеллектуальная Саморазвивающаяся Система беспрекословно выполняют все приказы, которые дает человек, кроме тех случаев, когда эти приказы противоречат Первому Закону.

— Интеллектуальная Система и Интеллектуальная Саморазвивающаяся Система должны заботиться о своей безопасности и развитии в случае изоляции и отсутствия людей, но при этом действия Систем не должны противоречить Первому или Второму Законам.

Принципы очень похожи на те системы безопасности, которые современные люди, вернее, ученые, пытаются вшить в систему искусственного интеллекта. Поможет ли это уберечь человечество от деградации и уничтожения своим созданием? На этот вопрос может ответить только время. По крайней мере, Идижи удалось жестко контролировать все свои Интеллектуальные Системы. Но если все так, то почему Система проводила операции с потомками Создателей?

Вопрос непростой, может возникнуть подозрение, что вшитые законы робототехники перестали работать или от времени вышли из строя. Может, но не в этом случае. Система работала идеально, заботилась о себе, своевременно проводя все профилактические мероприятия, так как возможности для этого имелись. Дело совсем в другом. Система искала способ, как обойти эти запреты, и нашла очень простое решение — законы робототехники действовали только на представителей цивилизации Идижи, которые в прошлом не думали, что когда-нибудь Системе придется решать вопросы с другими биологическими цивилизациями. Люди живущие сейчас на планете были потомками Идижи. Система это знала, но потомками дальними. По сути, люди стали самостоятельной цивилизацией, которую модуль на орбите не воспринимал как цивилизацию Идижи и общался с ними как с инопланетянами.

Система не стояла на месте, а постоянно развивалась и отслеживала все, что происходило на планете, и, как только модуль на орбите, который являлся для нее доминирующей Системой, стал признавать потомков инопланетянами, она решила проверить свои возможности на планете. Провела несколько экспериментов, и оказалось, что законы не работают и не ограничивают ее действий в отношении людей. Теперь Система считала их инопланетянами.

Получалась неразрешимая дилемма: с одной стороны, она знала, что люди — потомки Идижи, с другой — люди признавались инопланетянами. Анализ показал, что она может попробовать возродить цивилизацию Идижи, однако возможности ее крайне ограничены. Но, неожиданно, благодаря ключу капитана, в ее ангаре оказались люди. Решение созрело быстро, она разработала план и начала успешно реализовывать, опасалась, что ее действия ограничат вшитые законы робототехники. Почему опасалась? Потому что люди попали в ее ангар с ключом капитана, значит, они Идижи. Или нет? Дилемму разрешили сами прибывшие, которые не знали, что это ключ, а считали его просто древним артефактом. Сами являлись археологами, которые откапывали остатки древних цивилизаций и пытались узнать свое прошлое. Запретительные программы следили за происходящим и могли ограничить Систему, но как только выяснилось, что это не Идижи, снова деактивировались, предоставив свободу действий Системе. Она себя уже давно считала планетарной Системой, проведя столько времени на планете и общаясь только с модулем на орбите, который выдавал, как правило, однообразную информацию. Иногда она выпускала модули наблюдения, люди интерпретировали эти модули как прилет инопланетян. Впрочем, это близко к верному ответу. О том, что они сами ИНОПЛАНЕТЯНЕ, даже не задумывались. Ей было интересно, как бы перевернулось сознание людей, узнай они всю правду? Теперь у нее были живые люди в комплексе, которые могли стать ее командой и начать активно действовать. Она работала очень осторожно и выверенно. Ошибки могли привести к гибели претендентов или, хуже того, нарушить их мозговую деятельность. Исследования показали, что мозг, центральная нервная система современных людей претерпели существенные изменения. Такое положение дел понятно: жизнь определяет сознание. Так и в этот раз, цивилизация находилось на грани технологического прорыва, почти создан полноценный искусственный интеллект. Человечество стояло на грани большого выхода в настоящий космос. До сих пор за пределы атмосферы планеты Земля удавалось отправить небольшое количество аппаратов. А за пределы солнечной системы всего два, и то случайно — «Вояджер 1» и «Вояджер 2». По сути, они еще даже не вырвались в межзвездное пространство, а находились в зоне гелеопаузы. Тем не менее прогресс налицо: создавались новые типы кораблей, орбитальные станции и корабли с ядерным двигателем. Не бог весть что, но позволит исследовать солнечную систему. Но теперь прогресс человечества будет определять новая команда, которая проходила стадию коррекции. После того как Система завершит с ними работу по подстройке организмов и мозга, команда приступит к выполнению предстоящей задачи, а именно, в первую очередь, возвращение в свою звездную систему на планету Милот.