Перефразируя одного очень мудрого кота: «Чтобы разрушить что-нибудь ненужное, надо сначала построить что-нибудь ненужное». Какое это уже правило Темного Властелина? Пятое, кажись? Надо бы назначить этого кота своим духовным наставником. Да и как животное кот по всем канонам очень подходит архизлодею. Вот только архизлодей, планирующий снижение налогов в целях развития частного предпринимательства, этим канонам не соответствует. С другой стороны, посмотрел бы я на все эти «Империи Тьмы» изнутри! Большую армию кормить надо. И одевать! И экипировать! А кто это все сделает? Хлеб сам не вырастет, оружие из воздуха не образуется. Следовательно, нужна промышленность и сельское хозяйство, а это значит — развитая система товарообмена, транспорта, денежная политика, наконец. Это все по волшебному щелчку из воздуха тоже не берется — это результат долгой и кропотливой работы. По простому приказу, каким бы грозным он ни был, такие вещи не создаются. Ох и тяжко же быть Темным Властелином, особенно если хочется жить долго и счастливо. Впрочем, это можно сказать о любой работе.

29

Следовало отправляться дальше. Вообще-то я порядком уже устал от этого вояжа. Да и надобности особой в этом не было — Дардий присоединился ко мне и мог бы сам легко подмять под себя всех остальных. Но если Темного Властелина что и губит, так это лень (а также любопытство, тщеславие… Ох, список большой получается). Так что, отдохнув в гостях у герцога и обсудив с ним массу дальнейших планов, мы со Шрамом отправились на юг, в Ладар.

Взаимоотношения Дардия и Шрама следует описать особо. Казалось бы, чего общего у наемника-профессионала и у герцога, поглощенного шпионством? Очень много чего. Они очень друг друга уважали как профессионалы — пожалуй, это единственное, что мешало вцепиться им друг другу в глотки. Ну или, по крайней мере, хорошенько отмутузить друг друга. Поэтому они ограничивались большим количеством взаимных колкостей. Шрам по-прежнему старался исполнять роль моего телохранителя и ближайшего помощника. Если с ролью телохранителя герцог и был согласен, то в роли главного помощника он видел себя, и только себя. Шрама это, понятно, глубоко возмущало — пусть главный разведчик знает свое место. Может, он и герцог, вот только за свою жизнь Шрам троих герцогов на тот свет отправил. Вместе с охраной. И в одном случае — даже с любимым песиком. На что герцог возражал — знал он тех герцогов. Из них всех только любимый песик и был достоин хоть какого-то внимания, ибо нагадить монарху в туфлю во время августейшего визита — большая политическая акция. Ну вы поняли.

Функции «правой руки» каждый из них видел по-своему, исходя из собственного опыта и представления о важном. Что не мешало этой парочке каждый вечер совершать обильные возлияния чуть ли не в обнимку и совместно обсуждать и осуждать все пороки рода человеческого.

Пока эта парочка развлекалась подобным образом, я копался в архивах герцога — библиотека у него подобралась преогромнейшая. От досье на всех и каждого более-менее влиятельного человека в стране и за рубежом до описания всех мало-мальских событий. По большей части рылся я там наугад — мне всегда нравился сам процесс рытья на книжных полках. Тут вместо книг были свитки и вместо электрических лампочек — свечи, что придавало процессу некий оттенок таинственности. Я быстро понял, что буду пользоваться услугами этой библиотеки очень часто, поэтому тщательно разметил и зафиксировал точку для телепортации (только не одну, а несколько: да здравствует паранойя). Для начала я попросил архивариуса подготовить мне материалы по всем ныне живущим известным магам и по наиболее выдающимся магам древности. Где собирать о них информацию, если не здесь? Когда мой заказ был собран, мы и отправились в дорогу. Благо теперь скучать в пути не придется — чтивом я запасся.

Я учел рассказ герцога и расширил прикрывающее заклинание. Теперь оно накрывало не только меня, но и всю карету: я пересел в карету с лошади, чтобы была возможность спокойно пошуршать свитками. Шрам взял на себя обязанности кучера — никаких других попутчиков у нас не было. Впрочем, он и не возражал.

До Ладара мы добрались быстро и без происшествий. Вот только назвать саму поездку еще и информативной я не могу. Судите сами:

«Манапах Черный Гром, колдун. Предположительная дата рождения приблизительно двадцатый год от провозглашения Синдарии. Точная дата, место, родители неизвестны. Обучался магии у Стенсиса Буреносца, погибшего в результате кораблекрушения в пятьдесят пятом году (Буреносец гибнет от бури… Ну-ну). В шестидесятом году был приглашен на должность придворного мага королевства Синдария после победы на специальном магическом турнире. Среди побежденных был прошлый королевский маг Граний Огненосный. Хотя подобные турниры обычно проходят без пострадавших, Граний Огненосный погиб в результате прямого попадания молнии, после чего Манапах и получил свое официальное прозвище и приглашение ко двору. Других соперников у него не было. До этого момента колдун уже дважды принимал участие в турнирах колдунов и оба раза выигрывал благодаря эффективному применению молний и ветра. Оба раза обходилось без жертв, хотя и с некоторыми повреждениями участников. Никогда не поддерживал активных контактов с другими представителями своей профессии. На встречах монарших особ, при которых принято также проводить и чародейские съезды, держал себя крайне отстраненно. В период своей службы принимал активное участие во всех военных конфликтах, в которых участвовала Синдария. Его участие выражалось в весьма эффективном применении вышеописанных заклинаний грозы.

Зафиксированы случаи поражения сильными разрядами лагерей противника и особенно тех частей, где располагались наиболее серьезные командующие. Также активно создавал нужную погоду в зависимости от ситуации. Приказы получал непосредственно от действующего короля и отчитывался перед ним же. Ни с кем другим в контакты принципиально не вступал. Его помощь внесла значительный вклад в стабильность государства. Его выезды за пределы замка происходили исключительно при необходимости сопровождать монарха. Из комментариев придворных разных лет известно, что никогда не вступал в пререкания с монархом, за что заработал славу абсолютно преданного человека. За период его служения на монархов Синдарии не было совершено ни одного магического покушения. Это обстоятельство преподносится как заслуга Черного Грома. Были ли попытки магического покушения на монархов, неизвестно. Традиционно такие события происходят крайне редко — предположительно из солидарности чародеев. В данном случае это комментируется как страх других чародеев перед могуществом Черного Грома. Никогда не имел учеников. Крайне не поощрял наличия других чародеев в стране — предположительно, не хотел конкуренции. Сказать точнее либо привести примеры гонений на других чародеев и связать их с Черным Громом не представляется возможным. Личная жизнь неизвестна. Последние двадцать лет стал вести еще более замкнутый образ жизни, чем раньше. Его видит ограниченное количество людей, среди которых сам король и, возможно, его сын. Навести более подробные справки представляется на данный момент проблематичным».

Вот такой вот дядя. Его замкнутость меня не смущала: навел нужное заклинание, телепортировался куда надо — вот тебе и личная жизнь, и любые контакты, и прочее, если захочешь. В том, что он мог телепортироваться, я особо не сомневался — если телепортироваться не спонтанно, а по проведенному маршруту, с фиксированными точками входа-выхода и на небольшое расстояние, то это и не очень сложно. Уж всяко проще, чем крутая гроза и точечное попадание молнии. Так что о шарлатанстве речь не идет. Странная смерть учителя и прошлого придворного мага говорит о том, что дядя не из робкого десятка. И не сентиментального. В то же время прекращение его выступлений на турнирах (которые проводятся довольно редко, но все-таки) свидетельствует скорее о практичности, осторожности и отсутствии тщеславия — зачем красоваться, если и так добился положения, а тебя ценят не только за магию, но и за верность. Его биография много информации мне не дала. Для сравнения приведу выдержки из другого свитка, посвященного Харгу Сотрясателю — придворному магу соседней Рагонии (граничит на юге с Ладарской областью). Его можно назвать единственным реальным конкурентом Черного Грома, потому что имеются реальные подтверждения применения им серьезной магии на поле боя.

Сотрясатель специализируется на магии земли, и его коронный трюк — создание довольно больших големов. Во время последней войны, которую вела Рагония, маг сумел вывести на поле сразу трех пятиметровых исполинов (я мысленно прикинул энергозатраты и уважительно присвистнул). До конца боя ни один из големов не уцелел — один был разбит точным попаданием из катапульты, второй попал в ловчую яму, а третьего смогла свалить большими арканами целая толпа кавалеристов, но погром эта троица все же учинила невероятный. И хотя армия противника изначально была больше армии Рагонии и лучше организована, ущерб, нанесенный именно големами, считается ключевым — они разметали построения войск, переломали всю осадную технику и отвлекли на себя значительные силы. На этом эпизоде война остановилась — стороны подписали мир и с тех пор более не враждовали. В отличие от Черного Грома, Сотрясатель — большой любитель общества (особенно общества рыжеволосых девушек), вина (совершенно в неуемных количествах) и всевозможных развлечений. Не пропустил ни одного турнира, большую часть из которых выиграл. Поражение потерпел дважды — от очень сильного мага огня, приехавшего из далекой пустынной Сатразии (тот просто грохнул его таким протуберанцем, что едва не пробил магический щит, и пригрозил сейчас послать еще один) и придворной колдуньи Шалерских островов. По поводу последней победы ходили разные разговоры — турнир проводился именно на островах, и невесть откуда возникшее болото, в котором увяз исполин, вызывало много вопросов. Результат турнира оспаривать не стали (исполин все-таки увяз, а возникло болото во время турнира благодаря магии колдуньи или каким-то иным способом до турнира, было не определить), тем более что острова поставляли в Рагонию столь любимые Сотрясателем виды вина, а вот награда была более чем скромной. Все остальное практически идентично истории Черного Грома — то есть никакой реальной информации об обучении, источниках силы, магической охраны дворца и так далее. Почти что сказочка. К Сотрясателю было бы проще подобраться благодаря его пирушкам, но не более того.

Большинство остальных историй опиралось на неподтвержденные пересказы слухов о чудесах, творимых когда-то разными придворными магами, но не было реальных описаний этих чудес и применения серьезной магии во время войн — жиденькие огненные шары, да и то в лучшем случае. Бывали, правда, еще иллюзии, но для них нужно скорее воображение, чем большая сила. Тоже искусство, но несколько иного рода.

Совершенно особое место занял специально заказанный мною свиток о Карло Черном Пауке. Да-да, том самом, некогда описанном для меня Салкамом в самом начале нашего знакомства. Я не забыл той истории, напротив — я довольно часто к ней мысленно возвращался. Это была моя первая просьба к старому архивариусу герцога Дардия — собрать все возможные сведения о культе Черного Паука. Меня также смутило имя — первое имя, подобное тем, которые я знаю у нас. Нет, Дардия тоже можно сравнить с Дарием — не спорю, но только, кроме имени, ничего общего нет, а тут у меня была явная информация о возможном «иноземном» происхождении этого господина. Не следовало упускать ни малейшей зацепки. Впрочем, зацепок было совсем мало. Культ Черного Паука возник более ста пятидесяти лет тому назад в ныне не существующем государстве Сэрия — довольно далеко от Синдарии (нас разделяло несколько стран). Просуществовало около десяти лет, а потом вдруг моментально распалось. Было достаточно странно, что во время действия культа его существование было окутано строжайшей тайной. Не были известны имена членов, места сборищ, непонятна структура и координация между ячейками (ох, явно действие клейма типа моего). Зато после распада выплыло огромное количество информации из неизвестного источника — предположительно одного из приближенных к главе культа. Он раскрыл и места проведения кровавых обрядов (которых было довольно много — и мест, и обрядов), и примерный список участников, многие из которых покончили жизнь ритуальным самоубийством (хм, странно… Ритуального, говорите?), и причину распада культа — внезапное убийство основателя и бессменного магистра (так-так… этого слова я тоже до сих пор тут не встречал) одним из приближенных с помощью зачарованного и отравленного кинжала (для перестраховки небось: и сталью, и ядом, и чарами… Авось что подействует). Последовавшее за этим самоубийство самого убийцы с помощью того же кинжала и сильный пожар (а пожар-то там откуда возник?) в резиденции культа, уничтоживший все сведения, бумаги и тела.

Культ действовал не только на территории Сэрии, но и всех окружающих ее государств. Культ обладал огромной силой — его членами были представители правящих семейств и влиятельной аристократии, прежде крайне недружелюбно относившейся друг к другу. Культ также располагал баснословными богатствами, большая часть которых таинственно исчезла после пожара в резиденции. Мистическая суть культа заключалась в концентрации некоей силы в магистре культа. Сила получалась с помощью ритуальных убийств людей на специальных алтарях. Некоторые из алтарей сохранились и до настоящего времени. Сведений о чудесах, творимых магистром культа, не сохранилось.

Общепринятая трактовка событий — использование мистики для самообогащения и смерть в результате заговора приближенных. Неумение заговорщиков договориться привело к пожару и быстрому раскрытию культа. Вот такая вот история. Кто-нибудь поверил? Я — нет. То, что это явно мой предшественник, сомнений не оставляло: и сила, и способ ее перекачки, и законспирированность разветвленной организации, и примирение аристократии — наши методы очень похожи. Сколько сил собрал Паук за десять лет? Думаю, что очень много. Даже если он действовал крайне осторожно и избирательно, сам участвовал во всех ритуалах, да и просто не спешил, за десять лет человеческих жертвоприношений он скопил очень много сил. Куда больше, чем я за полгода, включая пребывание в кристалле. История с «падением» культа наводит на однозначную мысль, что дядя завязал. Прикрыл лавочку. И зачистил все концы. Самоубийства? Пожар? Очень удобно — и никаких вопросов. Исчезли деньги? На долгую и счастливую жизнь? Смог ли он освободиться от Мира? Вряд ли. Голос упоминал, что не просто никто не смог, но даже не приблизился. Голос мог соврать, но косвенно все же я ему верю. Да и на конец света десять лет деятельности культа все же не тянут. Думаю, войны Огнеметателя принесли ему побольше крови даже на одних только пленниках и без использования специального оружия.

Сто пятьдесят лет — большой срок. Интересно, можно ли еще покопать? Посмотреть на алтари? Если предположить, что Черный Паук остался жив, то жив ли он сейчас? Самый старый маг по официальной версии — Черный Гром: ему примерно сто тридцать лет. Сотрясателю примерно девяносто. Остальные — в большинстве своем умирали в обычном для человека возрасте. Более сильные — позже, если их не убивали. Значит, по логике, Черный Паук должен быть еще жив. ОЙ! Это ж сколько он сумел наворотить за сто пятьдесят лет? Страшно подумать и представить. И уж точно не хочется попадаться в паутину такому паучку. Скушает и не поморщится, да еще спасибо скажет, что сам прилетел, комарик недоделанный! Мне стало очень не по себе от таких размышлений. С другой стороны, два черных властелина в мире?.. А почему, собственно, и нет? Особенно если рассматривать второго как подкормку для первого. Неприятно осознавать себя подкормкой, но пока что никакого другого расклада на ум не приходит. М-да… Все-таки надо аккуратно навести еще некоторые справки. Скажем, что происходило в этом регионе после «раскрытия» культа? Велись ли войны? Были или бывали серьезные маги? Какие взаимоотношения у правящих семейств? Не стоит лезть в паутину, а вот попробовать понять ее размеры по дуновению ветра — можно и нужно.

30

Пребывая в крайне подавленном настроении, мы прибыли в Ладар. Ладар был намного меньше тех городов, которые мы посещали до сих пор. Это скорее большая и важная крепость на главной дороге через горный хребет, отделяющий Синдарию от Рагонии. До границы было еще далеко, но удобство места предопределило расположение города. Мы быстро встретились с местным криминальным заправилой, предупрежденным мастером Андреасом, и резидентом Дардия. Для последнего у меня на руках был письменный приказ шефа слушаться беспрекословно, так что никаких проблем не возникло. Я отправил через него запрос в Гарвон и стал размышлять. Птичья почта — вещь хорошая, но много через нее не передашь. Я затребовал самые общие сведения сразу и приказал начать копать по полной, но со всей осторожностью. Тем не менее пока птичка долетит туда, пока ответят, пока обратно — времени довольно много. Меньше, чем мы ехали, конечно, но все равно много. А вот возни с местным правителем много не намечалось. Так что ответ пусть шлют сразу в Меннер. Там и заберу, а до этого все равно планы менять вроде смысла не имеет.

Ланцена Победоносного мне описывал Шрам еще по дороге в Фалан. Дардий немного добавил к картине, но общей сути это не меняло — глуповатый, малость испорченный подросток, которому уже давно пора повзрослеть по времени, но не хочется. Помешан на турнирах, но трусоват — боится серьезных противников. Создал для себя свой мирок, в нем и варится. Ладно. Вскроем. Позаимствуем его меч и им же и вскроем.

Проникнуть в замок особых проблем не составило — сказывалась тренировка прошлых проникновений. Герцога я нашел сразу — он был там, где и предполагалось: в большом зале, стены которого были увешаны разнообразным турнирным оружием и доспехами. Именно турнирным — чересчур вычурным, отдраенным и явно ни разу не использовавшимся. Герцог делал вид, что тренировался. Именно делал вид, а точнее — занимался самолюбованием в большое зеркало, уперев свое оружие в пол и горделиво устремив нос к потолку (как он в зеркале что-то видел — ума не приложу). Он был достаточно крупным юношей — меньше Шрама, но существенно крупнее меня. С выбором оружия долго гадать не пришлось — большой фламберг. Именно большой и явно более тяжелый, чем «наши» аналоги. Наши достигали метра девяноста в длине и пяти кило в массе, хотя обычно использовались метр сорок и три кило. Правда, бывали турнирные образцы и побольше. Эта дурища была где-то два двадцать и из-за ширины клинка весила килограммов под десять! «Деточка, ты же сдохнешь!» — успел подумать я и громко прокашлялся.

Ланцен испуганно обернулся (тоже мне герой, блин, хоть бы сгруппировался, что ли) и пролепетал:

— Кто вы? Как вы сюда попали? Что вам здесь нужно?

— Я посланец герцога Колзона. Прибыл к вашему двору, дабы засвидетельствовать свое почтение и приобщиться к вашему большому мастерству. Герцог Колзон в разговоре со мной не раз упоминал вас как одного из выдающихся мастеров современности в обращения с двуручными мечами и рекомендовал посетить вас в вашем замке. И вот я здесь… — С этими словами я отвесил церемонный поклон. Может быть, парень и слышал когда-нибудь словосочетание «грубая лесть», но об его значении явно представления не имел. Мою байку он скушал не поперхнувшись и даже расцвел от удовольствия.