3

Дедуля умолк. Во время лекции его настрой менялся от восторга к трауру и обратно. Сама лекция меня не сильно озадачила… К чему-то такому я уже был морально готов… С инструментами грубо разобрались… Концепция Темного Властелина — кровавого лорда, стремящегося к тотальному разрушению, — оригинальностью не страдала… Интересно, на чем погорели мои предшественнички? На неуемном усердии последователей? Или на неумении заметать следы на первых порах? Судя по их виду, а также сведениям, приобретенным благодаря свежеобретенному шестому чувству, я знал, что ребята явно собирались прямо сейчас отправиться с мечами наголо прямо на штурм столицы, рубя и круша все на своем пути… Проблема как раз была в том, что мечей у них не было, — сыновья носили деревянные дубины на поясе, а отец вообще был безоружен. К тому же обращению с оружием их явно не учили… Далеко бы они не ушли, в общем… Странно, что сюда вообще добрались… «Гнали камнями», — так, кажется… Интересно, это тоже «подарок» Голоса — вводное условие и «оберег» до начала кампании? Срок действия которого только что истек? «Потеряли своих слуг, а новых не обрели… Самые удачливые становились кровавыми тиранами…» Мне явно нужен экскурс в историю!

— Скажи, приходили ли Повелители до меня?

— Как же такое возможно, Повелитель?! — Старик от удивления был на грани обморока. Похоже, я здорово его шокировал своим вопросом. Выводы напрашивались сами собой, но уточнить детали все-таки надо…

— Кто-нибудь из правителей объявлял себя властелином всех земель? Организовывал большие войны, приносил жертвы?

— Да все этим только и занимаются… — Вновь тотальное удивление… Ну несведущий тебе достался Повелитель, дедуля, привыкай! — В жертвы, правда, редко приносят — чаще в рабство угоняют, на работы или на продажу… Да и большими эти войны не назовешь… А так, набеги друг на друга… Бывали и большие войны! Тогда и жертв много было. Гхак Огнеметатель — так тот вообще вон скока земель объединил. Большой был любитель жертв! И алтари знатные строил! Кирим Кровавый Топор тоже повоевал много! Фениамин Жестокий воевал мало, но в своей стране на дыбу за любую провинность или даже подозрение отправлял…

— А почему первого прозвали Огнеметателем?

— А он придумал, как простое масло гореть лучше заставить. И машину специальную, чтоб огонь далеко кидала. У него этих машин много в войске было, оттого он и завоевал много. И города быстрее всех брал… Ну или то, что от них оставалось! Ему поначалу сдавались все, а как поняли, что он всех на алтарь отправляет, так старые распри забыли, объединились и навалились со всех сторон.

— И что с ним самим стало?

— А его живым взять хотели — чтоб самого на алтарь! Но он такой сильнющий оказался, что прям жуть. В одиночку столько положил, сколько полк не кладет! И стрелы его не брали, и копья…

— Ну и?

— Так его с евоной машины маслом и закидали! Даже гореть не хотел поначалу! Но когда несколько машин жахнули, то и он поджарился!

— А второй?

— У Кирима войско было даже больше, чем у Огнеметателя! Машин там, правда, не было — не признавал он их! Зато большим любителем сечи сам был! И воинов сам в войско отбирал, и тренировал, и за оружием следил! Никогда такого войска не было на земле огромного да умелого…

— Огромного — это сколько? И сколько машин было у Огнеметателя? И войско какое?

— Точно неведомо мне, давно это было, да и далеко… Поговаривают, что у Огнеметателя тридцать тысяч войска было, а у Топора аж под восемьдесят. Про машины не знаю, простите, Повелитель!

— Ничего, продолжай. Что с Топором стало?

— Странная история приключилась. Шел он войной на очередного соседа, войско выстроилось уже… Да какое там войско — смех, а не войско, особенно если с Киримовым сравнивать. И вдруг выходит на поле юнец какой-то! И давай звать на бой самого Кирима! Киримовы воины как услышали, так со смеху падать начали: Кирим не зря Кровавым Топором именовался! Он в каждой битве участвовал, не то что Огнеметатель — тот все прятался где-то. Сам на передовую никогда не лез, но топором своим размахивал как никто! Могучий воин был и очень умелый! Столько поубивал, что легенды слагать устали, да и сравнивать его не с кем было! А юнец вышел такой, что соплей перешибешь! Да еще меч тащит, двуручник! И как поднял? Поединков Кирим всегда опасался, а тут, говорят, вообще помрачнел, как небо перед грозой… Как знал чего. Не хотел выходить! Но то ли передумал, то ли перед войском стыдно стало, то ли услышал, как его командиры зашептались… Вышел все-таки. А дальше что случилось — вообще непонятно, хотя и с той и другой стороны столько глаз смотрело, и все одно и то же говорят — боялся Кирим, как хищный зверь крался. А юнец — не боялся! Стоял спокойно и ждал. А как сошлись — взмахнул мечом, и упал Кирим! Да как упал! Топор его пополам перерубило, доспех, от всех бед заговоренный, как тряпку, да и самого почти пополам! Войско застыло, глотки, что от смеха надрывались, онемели! А юнец развернулся и пошел обратно… А потом как сквозь землю провалился! Ладно, никто не знал, когда пришел и кто таков, хотя пеших юнцов с двуручниками часто не встретишь… Ну мало ли! А как возвращался — должны бы на руках поднять да в город нести, а он в палатку зашел и пропал вместе с мечом своим! Так даже имени его и не знают!

— А третий?

— Фениамин умен был да хитер! Говорят, как хорек хитер, но куда там хорьку. И очень подозрительный! Как к власти пришел — никто не знает, вроде простой человек, да как-то враз в советники попал, а потом и главным советником короля сделался, а потом и самим королем, как старый вдруг умер! У старого вроде и наследник был, но вся знать вдруг как-то собралась и говорит — пусть-де Фениамин королем будет! Мудрый он и справедливый и что да как знает! Чтоб они раньше такое единодушие проявляли! Ну наследник и струхнул да убрался втихаря… Хотя до этого ни мозгов, ни трусости не проявлял! Поначалу вроде все и неплохо было. Законов хороших наиздавал, ворье переловил да по тюрьмам! С соседями договорился хорошо… Вот кто слов не понимал или договора не уважал, с теми повоевал немного, но не сильно. Мелкие соседи — так вообще добровольно к Фениамину присоединялись — под светлую руку, так сказать… Грамоту повсеместно вводить стал! А потом, поговаривают, магией темной увлекся шибко! Люди пропадать стали… Но это уж совсем потом! До этого слухи пошли, что мрут в тюрьмах много, что в замок много преступников свозят, да никто не возвращается! Прислуга замковая стала молчаливой да запуганной. Потом законы злые пошли… Чуть что — в тюрьму! За что раньше только плетей давали — в кандалы и в темницу! А потом и совсем худо стало — народ-то возвращаться уже должон был… Ну сколько там за кражу кошелька давали? А не возвращаются. Помер, говорят! И тот помер, и этот… А тело? Так похоронили уже давно в общей могиле. Какой? А не знает никто! А много могил-то общих? А кто его знает. А будешь много вопросов задавать — сам в одной и окажешься! Бояться люди стали, шептаться! Но и сам Фениамин редко выходить стал! Тоже, говорят, всего бояться стал, всех подозревать, заговоры вокруг видеть. Тайную службу создал, да не одну, а несколько: чтоб друг за другом тоже присматривали! Вот тогда уже и люди пропадать начали! А коли спросишь — так по подозрению в заговоре! Да только спрашивать не стоило — сам в подозренье тут же попадешь!

— Ну а с ним как справились?

— Да вот служб тайных много было, перехватали народу тьму, а реальный заговор-то проморгали… Озлился народ сильно. В одну ночь перед дворцом вдруг собрался да штурмом взял. Ни войска не помогли, ни стража, ни службы. Уж до чего Фениамин все предусмотреть пытался, а не помогло. И оба моста опустились, и через стену народ как-то перебрался, и охрану верную да заговоренную перебил! Сам Фениамин молниями швырялся да проклятиями страшными, но и его как-то утихомирили. Как — не знаю, правда, по-разному говорят! Кто-то говорит, что одним из евойных приспособлений магических, другие говорят, что дева непорочная в одеждах белых, которую проклятия не брали, третьи — что скинули его куда-то… В общем, муть какая-то… Уж деву наверняка запомнили бы…

— Так, интересненько… А скажи, были еще кто-нибудь — не только короли, — кто еще жертвоприношениями увлекался? Какие-нибудь тайные общества, культы?

— Бывало и такое у нас! Вот Черный Паук такой был. Самый известный из всех. Очень большое тайное общество создал! Во многих государствах действовало. Сколько людей входило — неизвестно, тайное ведь общество было, но святилища много где находили… Потом! Говорят, и простой крестьянин мог быть его членом, и аристократ из самой знати… Так что сила у Паука была невероятная! Его потому Пауком и прозвали, что он такую как бы паутину сплел, что все вокруг покрывает, нити повсюду тянутся, чуть тронешь где — вся сеть задрожит, а сам вляпаешься. А паук уже тут как тут! Вот они много людей в жертву принесли! Но никто толком не знает сколько — они хорошо прятались и следы заметали, а стража да власти их покрывали!

— Ну а этого славного господина…

— Прирезали. — Старик сказал это таким будничным тоном, что даже обидно как-то стало за коллегу…

— Как прирезали? Кто? Какая-нибудь очередная дева непорочная в одеждах светлых или юнец безусый со взором горящим? Пылкий возлюбленный, спасающий невесту из объятий Паука, или отчаянный мститель за гибель родных?

— Да нет, вроде кто-то из приближенных, не знаю толком.

— А чем? Неужели обычным оружием? По логике, оно ему уже должно было быть не страшно?

— Мало ли заговоренных клинков на свете! Этого добра где угодно полно. В любую лавку зайти можно — там сразу шепотом расскажут, что только у них, только сегодня, вот уже тысячу лет специальный кинжал, великим темным магом из упавшей звезды выкованный, в крови дракона закаленный, семь дюжин смертоносных чар на него наложено, а что поржавел слегка, так вы не смотрите, это он так замаскирован!

4

Ясненько… Что-то мне после такой лекции даже из кристалла вылезать не хочется… Подведем итоги… Разные люди в разное время разными способами пытались обрести силу и одинаково не преуспели. Не помогала ни техника, ни грубая сила, ни паранойя, ни заклятия, ни конспирация… У противника в любой момент оказывался не просто козырь в рукаве — у него было готовое каре тузов, да с джокером в придачу… А в кармане небось еще и наборы на флеш-роял любой масти… То, что кто-то сумел обойти запрет на технологию, очень радует… Не потому, что я планирую собрать атомную бомбу, а потому, что правило Голоса оказалось хотя бы относительно условным… Плохо иметь дело с совсем уже совершенным противником. Общие черты — ребят били их же оружием. Совпадение?.. Или так удобнее? Или, может, еще интереснее — каждый шаг очередного Темного Владыки был своеобразным спусковым крючком для цепочки действий, которые неизбежно приведут к его гибели… Как там Голос говорил про последствия? Во-во! Все равно что начинать партию с опытным шахматистом, для которого все ваши потуги просчитаны наперед. Кстати, интересно… Этого юношу с мечом на битву тоже Голос подговаривал? Может, это он просто так развлекается, сволочь нематериальная, пылесосом его за обертоны… Кто-то в солдатиков на ковре играет, а кто-то в натуральную величину… Скучно ему. А Темные Властелины сиди тут, придумывай зловещие планы… А как же развитие, скачок и прочее… Или это он мне так наврал для поддержания духа? Спешите видеть — Властелин Тьмы обнадеженный, одна штука… в упаковке! И старик-фанатик в придачу… И два дурня в довесок, в качестве бонуса! Трепещи, Вселенная, мы идем… Точнее, меня можно толкать на тачке, для пущего величия…

Ладно, хватит ерничать! А про скачки мы сейчас и спросим:

— Скажи, а машины этого Огнеметателя в войнах после него применяли?

— Нет, Повелитель! Боялись их! Да и как кто пытался такую соорудить, так на него сразу всем скопом и наваливались, а потом уж и забыли, как машины делать, да и с маслом что.

— Так, а подготовку воинов по методу Топора?

— Тоже нет! Тот знал, тот чувствовал, кого куда надо, кому с чем лучше будет! Да и слушались его во всем и сразу! Ну а так — по старинке: или у кого что есть, если ополчение какое, а если дружина князя какого — то как князь решит.

— А законы Чернокнижника?

— Да кто ж их после такого чтить-то будет?! Если даже с мудрым и добрым такое делается! Не, уж лучше как обычно! Хоть и несправедливо где, а все спокойней! А книжки его потом хорошо горели. Говорят, пламя фиолетовое до небес прыгало!

М-да… Теория «Темный Властелин — двигатель прогресса» провалилась… Не очень-то нашему Голосу скачок нужен… Или он что-то другое под скачком имел в виду? Точно не технологию. Точно не социологию… Про эволюцию не скажу…

— А сколько вообще ваша история лет насчитывает?

— Не знаю, Повелитель! Много тысяч — так точно, а раньше как — не знаю. Люди по-разному верят и считают по-разному! Те от одного сотворения, другие от другого! Записывают редко, а горит все часто. Как один сосед другого завоюет, так и попалит все записи — чтоб неповадно было и чтоб считали как завоеватели!

— А про большие завоевания, я так понимаю, ты мне уже рассказал…

— Да, Повелитель! Огнеметатель да Топор самые великие завоевания совершили! А так — поженят соседи своих детей — вот и страна в два раза выросла, и войско в два раза! И вот уже на остальных соседей, с кем раньше дружились да мирились, косо смотрят да слюни пускают! Если те не сообразили вовремя, то и завоюют парочку… Вот вам и готовое королевство, большое завоевание! А там и дети меж собой передерутся да поотделяются друг от друга… И все начинается заново!

Мамочка, заберите меня в дурку! Буду сидеть на пару с Наполеоном и в картишки лениво перебрасываться!

5

Старик молчал — явно жаждал продолжения беседы… Мне же очень хотелось все обдумать… Услать бы его куда, но страшно… Тюкнут его при очередной попытке найти добровольную жертву — и останусь я без консультанта! Сыновья во время лекции сидели с отсутствующим видом — на разговор им было начхать, они как бы и так при деле, а история и образование их не касаются. По крайней мере, так мне подсказывало новое чувство… А как же Паук, прирезанный кем-то из своих? Нестыковка? Мало информации?.. Я этих красавцев насквозь видел! Может, там кто покруче был? Какой-нибудь Назгул Снейпович? Ох-хо-хо! Так, решаем вопросы по мере их поступления… Вопрос первый: это глюк? Как бы ни хотелось верить в положительный ответ, надежды на него все тают и тают… Слишком много подробностей, имен, названий… Непохоже это на обычные глюки! На необычные тоже… Так, ладно, если это все-таки глюк, то он закончится… А пока будем исходить из того, что это все вокруг — новая реальность, данная нам в ощущении. Вопрос второй — из кристалла выбираться будем? С одной стороны, стремно… Тут только высунься — сразу все напасти обрушатся на маленького Темного Владыку! Срам, да и только! Выбираться надо однозначно, даже если потом не светиться… Забавный термин для Темного Властелина! Вопрос третий: как??? Кровушка, значит… И явно не коровья… кстати, в корове крови много должно было быть… меня, конечно, хорошо потерли, но на ведро не тянет!

— Эй, Салкам, скажи, кровь жертвы вся нужна или можно символично?.. Да, и еще: убивать обязательно — или жертву можно оставить в живых?

— Чтоб жизненную силу получить, жертву надо убить — как иначе сила перейдет? Про кровь не знаю… Может, можно и частью обойтись… Мы вон курдюк один по дороге потеряли, а все равно подействовало!

М-да-а… Традициями не разбрасываемся — если положены Темному Владыке приспешники-идиоты, то так тому и быть… Курдюк они потеряли! А на поблажку особенно можно не рассчитывать — бескровный вариант не пройдет, похоже… Не то чтобы меня очень пугала или отвращала мысль о массовых убийствах на алтарях, но удовольствия и восхищения она явно не приносила. К тому же все «кровавые» варианты просчитывались наперед достаточно легко… С печальным финалом. Похоже, нужно придумать что-нибудь совсем оригинальное, чтобы хоть протянуть подольше…

— Много крови для обряда надо?

— Сила и кровь пятнадцати сме-э-эртных нужна, чтоб оковы Влады-ы-ы-ыки сокрушить и на во-о-о-олю вышел он! — Когда речь заходила про кровь и жертвы, старик начинал говорить высокопарно, да еще и гласные растягивал. Историю он рассказывал, как простой любитель сплетен.

— Тут в округе зверье водится какое?

— Водится мелочь всякая… Недостойная быть в жертву Повелителю принесенной! — Старик понял, куда я клоню, и его этот вариант не устраивал — ему уже виделись кровавые оргии!

— А собаки бродячие годятся?

Старик бухнулся на колени и взвыл:

— Прости-и-и меня, о Повелитель! Спешили мы к пробуждению твоему!

— Значит, годятся! — Слушать вой еще раз не хотелось. — Значит, сгодится и мелочь… Так, дальше. — Деньги у вас есть при себе?

— Мало, Повелитель! Почти все сбережения на дорогу ушли!

Идея с закупкой откладывалась до лучших времен…

— Значит, так, орлы, слушай мою команду. Один отправляется наружу и организует охоту на местную фауну… Второй занимается добычей материала для строительства алтаря и подготовки лагеря… Вы ж небось еще и жрать хотите все трое, а припасов нет!

— Проницательность твоя достойна легенд, Повелитель! Так спешили мы, что не заготовили еды в достатке!

— А сопли вам не вытереть случайно? А одеялом не укрыть? Колыбельную не спеть на ночь? — Был бы пистолет — застрелился бы!