Нетление — свойство тела не подвергаться разложению после смерти. Его следует отличать от мумификации — высыхания трупа или отдельных отмерших частей живого организма. Несмотря на осторожные заявления служителей культа о том, что сохранность тела после смерти не является определяющим критерием святости, в православной церкви, равно как и в католической, нетленность останков божьих угодников по-прежнему служит важным условием канонизации. Впрочем, православные смешивают понятия «нетленность» и «мумификация». По-настоящему нетленных останков у них почти нет, зато есть огромное количество самомумифицированных тел.


...

Похоронный бизнес очень прибылен, он же и навязывает людям бальзамирование и герметичные гробы, чтобы сохранить тело умершего.

Давайте обо всем подробнее. И начнем мы, пожалуй, с необычных церковных реликвий.

Часть I. Нетленные реликвии

1. Мощи

Мощи — это останки святых, объект религиозного почитания и поклонения. Согласно учению церкви, мощи несут благодать и благодаря ей способны творить чудеса: изгонять бесов, исцелять болезни и т. п. Поклонение мощам считается реальной возможностью прикоснуться к божьей благодати. Традиция почитания мощей официально была закреплена в 787 году на Седьмом Вселенском соборе. Дробление останков стало привычным явлением, а при возведении нового храма в алтарь обязательно помещают частички мощей святого.

Признак святости

При извлечении из могил останков людей, так или иначе связанных с церковью, было обнаружено, что некоторые из них достаточно хорошо сохранились. Поэтому было решено считать неподверженность тел божьих угодников разложению одним из важных условий признания их святыми. Даже в наши дни, прежде чем причислить человека к лику святых, специально созданная в Ватикане Конгрегация по делам канонизации обязательно эксгумирует останки и устанавливает степень их сохранности.

В XIX–XX веках огромное количество тел было объявлено Святым престолом нетленными. Например, тело католического проповедника Луиджи Орионе. При эксгумации его останков спустя два с половиной десятилетия после смерти эксперты не выявили никаких признаков гниения: волосы, ногти и кожа были сухими, но все же целыми. Сохранились даже внутренние органы. Последнее наблюдали и при извлечении тела святой Зиты, пролежавшего в склепе более 700 лет.


...

Нетление — свойство тела не подвергаться разложению после смерти.

Спустя 50 лет после погребения были найдены практически в идеальном состоянии тела святой Терезы и миссионера Винсента де Поля.

Отлично сохранилось тело Катарины Лабур — монахини конгрегации [Монашеское объединение, не имеющее статуса ордена.] «Сестер милосердия», прославившейся многочисленными встречами с Богородицей. Ее останки были эксгумированы спустя 67 лет после ее смерти, в 1943 году. Через четыре года Катарину канонизировали. Эксперт-медик, присутствовавший при извлечении трупа Лабур, констатировал, что его состояние было таким, будто женщина умерла день или два назад. Весьма любопытна история святого Шарбеля. Останки маронитского [Маронитская католическая церковь — древняя христианская церковь.] монаха после смерти были найдены нетленными и, более того, источающими кровь и пот.

При жизни это был ничем особенно не выделявшийся из общей массы монах-отшельник христианского монастыря в Ливане, который последние 25 лет своей жизни провел в полной изоляции и молитвах. Работал в огороде и на винограднике, ел всего лишь раз в сутки, причем исключительно растительную пищу, спал в келье на каменном полу, положив под голову полено вместо подушки. Умер в возрасте 70 лет. Скупая биография святого не особо радует верующих яркими подробностями. Но это не главное, поскольку основные события начались после смерти Шарбеля.

Пятнадцатого апреля 1898 года в горы над монастырем Святого Маруна, где покоилось тело умершего в том же году Шарбеля, на поиски преступника выехал полицейский наряд. Увидев слабый свет около одного из склепов, стражи порядка поспешили туда и потребовали открыть помещение, полагая, что там скрывается беглец. Монахи распахнули тяжелую металлическую дверь, позволив полицейским приступить к осмотру склепа. Разыскиваемого преступника они так и не нашли, но столкнулись с довольно странным явлением: помещение оказалось затоплено, останки монахов уничтожены, и лишь тело Шарбеля не было тронуто разложением. Правда, его лицо и руки покрывала грибковая плесень. Когда ее удалили, люди увидели лицо не умершего, а скорее спящего человека. На нем даже выступила испарина в виде так называемой сукровицы розового цвета. Все конечности были гибкими и эластичными.

Полицейские решили удостовериться, что монах не спит летаргическим сном, и вызвали бригаду врачей. Несмотря на прекрасный вид покойника, отсутствие трупного запаха и явных признаков разложения, врачи все же вынесли вердикт: Шарбель мертв. Когда полицейские уехали, монахи переодели труп и перенесли его в монастырскую кладовую.

Тело Шарбеля продолжало «потеть» так сильно, что приходилось каждый день менять на нем одежду, настолько быстро старые одеяния пропитывались непонятной жидкостью. Просушивание и проветривание тела монаха, продолжавшиеся около четырех месяцев, не дали никаких результатов. В 1909 году останки Шарбеля положили в гроб со стеклянной крышкой и оставили в монастыре. К гробу ожидаемо потянулись толпы паломников.


...

В Ватикане, чтобы причислить человека к лику святых, специально созданная Конгрегация по делам канонизации эксгумирует его останки и устанавливает степень их сохранности.

Ватикан не спешил признавать монаха святым, мотивируя это тем, что одного нетленного тела мало. И вдруг, будто бы по заказу, Шарбель начал творить чудеса едва ли не каждый день: умерший монах исцелял психически больных, поднимал на ноги парализованных, возвращал зрение слепым, слух — глухим, разум — слабоумным. Сейчас в музее Святого Шарбеля при монастыре Святого Маруна можно наблюдать сотни костылей, ортопедическую обувь, инвалидные коляски, которые оставили там исцелившиеся страдальцы. Проверить же достоверность историй, рассказываемых церковью, местными монахами и верующими, не представляется возможным.

Считается, что в течение 17 лет тело Шарбеля не переставало «потеть», не высыхало и не превращалось в мумию. В 1927 году его переложили в цинковый гроб, который поместили в деревянный. С 1950 года верующие стали активно распространять легенду о том, что по стенам склепа, где находится гроб монаха, стекает студенистая жидкость розового цвета. Гроб вскрыли — тело Шарбеля лежало, не тронутое тлением.


...

Считается, что после смерти тело Шарбеля продолжало потеть 17 лет и не превращалось в мумию.

В 1977 году Шарбель наконец-то был признан церковью святым. После этого в монастырь хлынул нескончаемый поток писем и желающих исцелиться. Правда, с тех пор как церковь провела канонизацию ливанского монаха, с каждым годом святой стал исцелять все меньше. Однако толпы паломников и по сей день штурмуют монастырь в надежде получить от святого долгожданное исцеление. Некоторые забирают жидкость, которую якобы выделяет тело монаха, и белый порошок, образующийся после высыхания «пота», добавляют в пироги и раздают детям и больным. Говорят, что помогает.

Но не думайте, что Шарбель помогает только католикам. Несмотря на то, что православная церковь официально не признает ливанского монаха как носителя божественной благодати, называя его «не нашим святым», тысячи отечественных паломников ежегодно едут в Ливан и просят Шарбеля о совершении чудес. Параллельно с этим ведется интенсивная пропаганда «чуда Шарбеля»: распространяются целительные изображения монаха, продаются брошюры, повествующие о «подвигах» святого.

В России активной пропагандой чудес ливанского святого занимается заслуженный работник культуры Анатолий Баюканский. Создан даже сайт, посвященный чудесам Шарбеля, которые он успел сотворить в нашей стране. В открытый доступ выложены фотографии и различная информация, доказывающая, по мнению авторов, реальность целительных свойств изображений монаха (даже простой ксерокопии его портрета). Существует и гипотеза, с «научной» позиции объясняющая, почему тело монаха нетленно, а картинка Шарбеля испускает целительные лучи — монах, дескать, живет как растение и с помощью фотосинтеза получает все необходимое из солнечного света, воды и воздуха, а картинка чудотворная благодаря ионному излучению.

Имеется и множество свидетельств чудотворного воздействия изображений Шарбеля: вылеченные руки, ноги, почки, печень и т. п. Одна женщина описывала случай, когда скорая везла ее в больницу с острым приступом, но по дороге она тайком от докторов приложила целительный портретик к почке, и… все прошло. Врачи остались без работы, и им пришлось вернуть женщину домой. Подобные истории множатся с невероятной скоростью, но все же интерес к телу святого Шарбеля и его чудесам в последнее время заметно угас.

Церковная история знает и случаи «чудесной» сохранности отдельных частей тел божьих угодников. Беда Достопочтенный в «Церковной истории» сообщал о нетленных руках короля Нортумбрии, Освальда, и о «многочисленных чудесах, сотворенных его святостью».