Ответ на возможный вопрос

Вероятно, нужно ответить на вопрос, который может возникнуть еще до начала внимательного чтения этой книги. Имеет ли Андре Жиордан, известный как специалист в области дидактики, устранения проблем в обучении и избавления от неуверенности, законное право рассказывать нам о почках и моче? Ответ прост.

Во-первых, я преподавал и написал несколько книг о здоровье и человеческом теле [A. Giordan, Le Corps humain, la première merveille du monde, Lattès, 1999. // A. Giordan et A. Golay, Bien vivre avec sa maladie, Lattès, 2013. // A. Giordan, 30 ans sans médicaments, op. cit.]. Более того, прежде чем я начал специализироваться в области дидактики, у меня была совсем другая жизнь. После работы преподавателем биологии я занялся научными исследованиями в области физиологии, которые и стимулировали мой интерес к функционированию почек.

Но если мои коллеги использовали в качестве лабораторных животных мышей, то я работал с золотыми рыбками. Эти «живые украшения», как их называют китайцы, которые селекционировали этих рыбок, всегда испытывают проблемы с водой, в которой живут. Поскольку тело этих рыбок очень насыщено солями, оно быстро впитывает воду, и рыбкам приходится постоянно «прокачивать» воду сквозь себя, чтобы от нее избавиться. Что касается человеческого тела, то оно живет в среде, где вода — большая редкость, и в отличие от золотых рыбок нам приходится вырабатывать различные стратегии, направленные на ее сохранение. В обоих случаях происходят одни и те же процессы и задействованы одни и те же гормоны. Так устроено все живое, механизм идентичен для всех организмов. Он усложняется только с эволюцией видов.

Итак, в течение нескольких лет я занимался тем, что делал анализы мочи и крови. Довольно трудно вставить катетеры, эти малюсенькие трубочки, в мочевой пузырь бедных маленьких существ, чтобы собрать их мочу и провести ее анализ. Поэтому я никому не пожелаю делать подобное с маленькими рыбками! Нужно с многочисленными предосторожностями пройти между двумя чешуйками, чтобы их не поранить. Однако благодаря неоценимой помощи моего тогдашнего научного руководителя Брахима Лалу это позволило мне понять процесс регулирования водно-солевого баланса и таким образом внести свою скромную лепту в дело изучения человеческого тела.

ЗОЛОТЫЕ РЫБКИ СТАЛИ ПРЕКРАСНЫМ СИМУЛЯТОРОМ, КОТОРЫЙ ПОЗВОЛИЛ СЫМИТИРОВАТЬ И ПОНЯТЬ МЕХАНИЗМ РАБОТЫ ПОЧЕК.

Так возник мой интерес ко всему живому, и я делал все возможное, чтобы его удовлетворить. Я приобрел много знаний в этой области и хочу ими поделиться, потому что они, как мне кажется, формируют фундамент нашего здоровья, хотя об этом мало кто догадывается.

Глава 1

Все, что ваша моча может сообщить о здоровье, и не только

Обычно моча воспринимается как отходы жизнедеятельности, этакий мусор, от которого нужно избавиться как можно скорее. Сам процесс вывода мочи из организма зачастую вызывает определенные сложности и дискомфорт. Всякий раз, когда человеку нужно помочиться, он вынужден подыскивать слова, чтобы завуалировать название того места, где он на законных основаниях может опорожнить мочевой пузырь. Одни называют туалет «одно место», другие «ванная комната», третьи вежливо интересуются, «где можно вымыть руки», а дамы ищут комнату, где можно «припудрить носик». Такие слова, как «туалет», «ватерклозет», «уборная» или просто «удобства», почти не используются.

Со временем проблема общественных туалетов становится политикой. Так, например, в некоторых штатах США транссексуалы не имеют права сходить в туалет, который соответствует их новой идентичности, если изменение их гражданского статуса не было официально зафиксировано. Другими словами, транссексуал, ставший женщиной, но сохранивший в удостоверении личности свой прежний статус мужчины, должен справлять нужду в мужском туалете, и наоборот. Неужели вскоре наступит время, когда для получения разрешения облегчиться человеку придется показывать удостоверение личности?

Почему во французском языке существительное «моча» используется в единственном и во множественном числе?

Почему французы говорят «моча» во множественном числе? Чтобы ответить, нам придется обратиться ко временам античности, когда ученые считали, что существует два вида мочи. В те далекие времена анатомия была еще мало изучена, и ученые полагали, что первый тип мочи исходит из головного мозга через спинной мозг, а второй — по каналам из печени. Знаменитый Гиппократ писал, что первая моча — это «моча крови и ночи». По его мнению, она вырабатывалась или собиралась почкой. В подробности он не вдавался. Другая моча выбирала более простые и, как мы теперь знаем, воображаемые пути, двигаясь из кишечника, печени или желудка до мочевого пузыря.

Но и в XXI веке французский врач просит пациента сделать анализ мочи, используя это существительное во множественном числе, хотя он прекрасно знает анатомию.

ФРАНЦУЗСКИЙ ЯЗЫК СОХРАНИЛ ПАМЯТЬ ОБ АНТИЧНЫХ УЧЕНЫХ В КАТЕГОРИИ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА СЛОВА «МОЧА».

В Южной Америке отмечается другая тенденция: там требуют установки общественных писсуаров для женщин. Некоторые феминистки требуют права мочиться стоя, как мужчины, утверждая, что именно так проявляется равноправие. Другие поддерживают это требование из гигиенических соображений, чтобы не соприкасаться с поверхностями.

Постепенно в этот процесс втягивается и Европа, начинается коммерциализация маленьких приспособлений для отправления естественных потребностей. Одно предприятие из Монпелье разработало и распространило по всей Франции одноразовый писсуар pissedebout — дословно «писай стоя». Несмотря на смешное название, этот предмет стал пользоваться огромным спросом. Он представляет собой приспособление конической формы, которое помещается между ног и позволяет мочиться не только не садясь, но даже не приспуская штанов. Идеальная штука не только для общественных туалетов: она может быть использована на природе, во время туристических походов или при заполнении флакона для лабораторных исследований. И, что самое главное, это французская продукция, которую нельзя не оценить.

Но все это не отвечает на наш главный вопрос: почему эта драгоценная жидкость вызывает такой интерес у врача? Почему вопреки рекомендациям Фонда социального страхования врачи по-прежнему настоятельно рекомендуют пациентам сделать анализ мочи? Потому что моча не только отходы, она может рассказать о нашем состоянии здоровья, предупредить о возможном появлении некоторых патологических состояний. Более того, иногда она способна выдать тайны, которые человек тщательно скрывает.

Плоды долгой истории

У большинства наших современников моча вызывает чувство брезгливости, тогда как другие относятся к ней весьма уважительно. Это отношение дошло до нас из глубины веков. Ее важность понимали те, чья профессия была напрямую связана со здоровьем, и, конечно, ученые. Именно они наблюдали за мочой, изучали ее и проводили анализ. В прошлые века моча считалась не менее важным показателем, чем сегодняшняя ДНК. За ней наблюдали, отслеживали изменения и даже пробовали на вкус.

Первые следы научного интереса к урине (а в те времена ее состояние определяли по изменяющемуся цвету) отмечаются у врачей древней Вавилонии и врачей-шумеров. Об этом свидетельствуют найденные таблетки из глины, датированные 4000 лет до Рождества Христова. Научный интерес к моче зафиксирован на древнеегипетском папирусе, называемом папирусом Эберса [Папирус Эберса получил свое название от имени немецкого египтолога Георга Морица Эберса, который его приобрел и перевел. Сам папирус был найден Эдвином Смитом в Луксоре в 1862 году.], это один из самых древних дошедших до нас медицинских трактатов. Он был написан во времена Аменхотепа I, в XVI веке до нашей эры. Написанный древнегреческим иератическим письмом, развившимся из иероглифического, он представляет собой важный и удивительный сборник медицинских знаний, центральное место в котором отведено моче и почкам.

Врачи Древней Индии и Китая также оставили после себя многочисленные трактаты, описывающие связь внешнего вида мочи с различными заболеваниями. Однако не все их выводы можно считать доказательными: некоторые из утверждений относятся скорее к магии, ясновидению или гаданию по земле, по пыли и т. п. Главное, что уже в те далекие времена эта жидкость вызывала большой интерес.

Позже, уже в Древней Греции, Гиппократ, которого считают отцом западноевропейской медицины, так писал о важности мочи: «Никакая другая система и никакой другой орган, кроме мочеполовой системы, не способны выделить жидкость, которая дает нам столько же информации, как и моча». Интерес к моче обнаруживается и в трудах Диоскорида, греческого врача, фармаколога и ботаника, чья работа стала основным источником знаний в области лекарственных средств. Позже этот же интерес проявился в трудах Галена, греческого врача, который работал в Риме, и у многих других.

В VII веке византийский врач Феофил Протоспатариус пишет трактат об урине De Urinis, который считался основополагающим вплоть до эпохи Возрождения и в XI веке был дополнен врачами из медицинской школы Салерно. В Х веке еврейский врач Исаак Израэли бен Соломон пишет трактат Liber urinarum.


Уроскопия, новый метод медицинского исследования, опровергает все другие методы, которые практиковались ранее: внешний вид пациента, его общее состояние, тембр голоса, анализ пота, мокроты и фекалий. Только сфигмология, метод медицинской диагностики по пульсу, составит ему конкуренцию вплоть до XVI века.