Из-под книжного стеллажа в комнату проникал мягкий синий свет. Наморщив лоб, он подполз к стеллажу на коленях и заглянул в щель между ним и полом. Точно! В таинственном свете он увидел лестницу, ведущую наверх.

Но куда?

Чердака в доме нет — об этом папа сегодня упомянул за завтраком. Есть только подвал, причём в довольно плачевном состоянии. За ужином мама попросила папу сходить туда и немного убраться. Папа показался не слишком воодушевлённым и пробурчал себе под нос «хорошо». Знакомая тактика.

Ведёт ли лестница на крышу?

Но почему тогда прежний владелец вместо двери поставил стеллаж? Как туда попасть?

Лукас попробовал потрясти стеллаж. Ничего. Он схватил его и потянул. Без шансов.

— Должен быть механизм, который его отодвигает, — рассуждал он вслух, ощупывая книги.

Свет стал ярче. У Лукаса закружилась голова, он начал пошатываться и инстинктивно искать опору. И нашёл её в книгах. Его пальцы коснулись какого-то фолианта и за него ухватились. Точнее, попытались ухватиться.

Но миг спустя книга выскользнула, послышался щелчок, а затем — грохот. Стеллаж отодвинулся в сторону.

Лукас отпрянул, споткнулся и упал на кровать.

Головокружение прошло.

Он ошарашенно посмотрел на лестницу, которую больше ничто не преграждало, и внезапно вспомнил, что в первый день тоже видел здесь свет. Мальчик совершенно об этом забыл. Как такое возможно?

Лукас осторожно приблизился.

Когда он стоял прямо перед нижней ступенькой, на стене за лестницей загорелись лампы — пузатые стеклянные колбы с медной проволокой внутри. Они выглядели так, будто попали сюда из прошлого века. Две секунды лампы мигали, после чего свет стабилизировался.

Здесь есть какие-то датчики? Наверное. Как иначе лампы могли среагировать на его присутствие?

Лукас увидел около двадцати деревянных ступенек, ведущих наверх. На них был толстый слой пыли. Должно быть, по ним уже давно никто не поднимался.

Лукас сглотнул.

Он вспомнил, что прежний обитатель дома — профессор Архибальд фон Тун — бесследно исчез. А что, если он найдёт его там, наверху? В детективах, которые мальчик любил читать, такое случалось довольно часто.

Лукас подумал, не разбудить ли родителей. Но быстро отогнал эту мысль, покачав головой. Он открыл потайной ход! В собственной комнате! Возможно, там наверху… он не имел ни малейшего представления, что там может быть. Как бы то ни было, Лукас хотел выяснить это самостоятельно.

В свете ламп мальчик увидел в стене рычаг. Должно быть, он открывает потайную дверь с другой стороны. Юный исследователь попробовал за него потянуть. Рычаг двигался без проблем.

— Эй?! Есть там кто?

Тишина.

Лукас натянул спортивные штаны и кроссовки, достал из рюкзака карманный фонарик. Ему не хотелось оказаться в темноте, если лампы вдруг погаснут. От такой мысли у мальчика мурашки забегали по коже.

На всякий случай он нацарапал записку на бумажке:


«Открыл потайную лестницу. Если потянуть книгу, стеллаж отодвигается».


Если с ним что-то случится, мать найдёт записку и сможет восстановить ход событий. После таких приготовлений Лукас вернулся к лестнице.

Когда его нога коснулась первой ступеньки, та заскрипела. Это был странный, какой-то нереальный звук. Он вспомнил о синем сиянии. Откуда оно? Кроме настенных ламп, никаких других источников света здесь не было, а лампы горели жёлтым.

— Ладно, вперёд.

Бросив последний взгляд на свою комнату, мальчишка стал подниматься по лестнице.

Потайной кабинет


Лукас достиг верхнего конца лестницы.

Он осторожно осмотрел комнату, в которой оказался. Здесь тоже на стене висели лампы, и их мягкое сияние создавало игру света и тени.

Под ногами оказался пушистый ковёр, приглушавший шаги. Он устилал весь пол, от стены к стене. Напротив люка лестницы, который сверху выглядел как обычное квадратное отверстие в полу, стоял тяжёлый письменный стол. Вдоль стен тянулись стеллажи. Те, что находились справа от Лукаса, были заставлены современными и старинными книгами и свитками. Расположенные напротив — колбами и баночками различных размеров.

Некоторые баночки светились.

Лукас изумлённо погладил переплёты книг. На многих он различал слова на иностранных языках, которые не смог прочитать. На письменном столе царил настоящий хаос. Там была разбросана куча бумаг. В небольшой баночке засохли чернила, из которых торчало перо. Сбоку лежала раскрытая книга, в которой можно было прочитать слова на латыни.

С другой стороны от конца лестницы был уютный уголок для отдыха. Он состоял из потёртого, но удобного на вид дивана и трёх стульев.

И тут Лукаса кое-что поразило. Что-то невозможное.

В комнате были высокие и прямые стены, хотя она явно находилась прямо под крышей. Крыша была двускатной, а значит, стены должны быть косыми.

И удивляло не только это.

Лукас озадаченно подошёл к круглому окошку. Оно находилось между двумя стеллажами и выходило в сад. Лукас увидел бассейн. Лунный свет отражался в грязной воде. Однако он знал из своей вчерашней вылазки, что снаружи на этой высоте никаких окон нет.

Как такое возможно?

Лукас опустился в кресло рядом с письменным столом.

Значит, здесь профессор фон Тун работал. Чем же он занимался? Он заметил на столе ручку и лист бумаги рядом с ней. Когда мать в следующий раз заговорит о его ужасном почерке, Лукас просто сунет ей под нос эту записку. Там с трудом можно было что-либо разобрать.

Но, немного напрягшись, ему всё же удалось прочитать:


«Он идёт.

Я должен бежать.

Печать в опасности».


Ситуация становилась всё загадочнее. Лукас поднялся и подошёл к стеллажам с колбами и баночками. К счастью, они были подписаны.

— Зелье для полётов, — прочитал он. — Длительность действия: три часа.

Лукас покачал головой. Профессор, наверное, был сумасшедшим. Возможно, решив, что выпил волшебное зелье, он спрыгнул с обрыва.

«Порошок, делающий невидимым», — гласила надпись на одной баночке.

Лукас обернулся.

И вскрикнул.

За ним между стеллажами стояли напольные часы. Но ещё минуту назад их там не было. Часы начали бить. Лукас в ужасе сделал шаг назад…

…и натолкнулся на стеллаж.

Одна баночка соскользнула с полки и ударила Лукаса по голове. Его с ног до головы обсыпало синим порошком. Захотелось чихать.

— Чёрт побери!

Мальчик закашлялся.

К счастью, баночка не разбилась. Лукас рукой сгрёб остатки порошка в пузырёк и поставил его на место. На небольшой этикетке было написано: «Шепчущий порошок».

— Класс, утром я смогу только шептать. Вот Лизе такой порошок бы не помешал.

Он хихикнул.

Лукас с любопытством подошёл к часам. Те оказались с него ростом и даже чуточку выше. Маятник неспешно покачивался из стороны в сторону в раме из декорированного дерева. Нижний конец маятника напоминал гаргулью. Профессор, наверное, увлекался фантастическими историями. Этим также можно объяснить, почему он пытался изготовить волшебные снадобья. Вместо цифр на циферблате были какие-то странные знаки. В центре выступало стеклянное полушарие.

«Возможно, я их сначала просто не заметил?» — размышлял Лукас. Наверное, так и было.

Он взъерошил себе волосы. С него посыпался синий порошок. Утром надо первым делом принять душ, чтобы не осталось никаких следов.

Его взгляд блуждал по корешкам книг на другом стеллаже. На толстых корешках были названия, на тонких — нет. Между книгами размещались свитки и пачки сшитых листов.

— «Обитатели Шепчущего леса», — прочитал Лукас на одном из корешков.

Это был один из самых толстых фолиантов, в красном кожаном переплёте с ярким золотым шрифтом. На пожелтевших страницах были рисунки фантастических существ с подписями внизу, выполненными вычурным почерком.

Лукас зевнул.

Его возбуждение постепенно прошло, хотелось вернуться в постель. Книгу он решил взять с собой. А завтра он рассмотрит здесь всё получше. Ему непременно надо узнать больше о профессоре фон Туне. Похоже, тот не просто исчез. Он также написал об опасности для какой-то зловещей печати, что бы это ни значило. Когда обнаружилось исчезновение, его должны были искать. Лукас был уверен, что где-нибудь ему удастся найти информацию об этом происшествии.

Он спустился по лестнице.

Потайная дверь по-прежнему была открыта. Впредь ему стоит её за собой закрывать. Лиза не должна её найти. И родители тоже. Они тут же запретят туда ходить и выбросят все колбы и баночки. Ведь в них могут быть взрывоопасные вещества.

Лукас вошёл в свою комнату и потянул книгу на стеллаже. Что-то щёлкнуло, загрохотали шестерёнки, и потайная дверь с тихим скрипом закрылась.

Лукас довольно отбросил кроссовки в сторону и залез в постель. Книгу он засунул под кровать. Завтра его ждёт увлекательный день.

С этой мыслью он заснул.