2

Только там расцветут пышно розы, мой мальчик, где ты выполол все сорняки!

Френсис Бернетт
...
ПАЛАЧУ НЕ УЙТИ ОТ РАСПЛАТЫ!

Советский суд, рассмотрев в особом порядке дело военного преступника, бывшего генерала царской армии Маннергейма, заслушав многочисленных свидетелей зверств белофиннов в Выборге в 1919 году и ознакомившись с документами, принял единственно верное решение и приговорил Карла Густавовича Маннергейма к пожизненному заключению в колонии-поселении особого режима.

Из статьи в газете «Уральский рабочий» от 22 октября 1938 года
...
ПРИКАЗ НАРОДНОГО КОМИССАРА ОБОРОНЫ СССР

об установлении воинских званий для рядового и младшего начальствующего состава Красной Армии и введении в действие Положения о прохождении службы младшим начальствующим составом

№ 356

2 сентября 1938 года


В целях повышения ответственности младшего начальствующего состава за состояние боевой подготовки подразделений, воспитания бойцов и укрепления воинской дисциплины, а также дальнейшего поднятия авторитета младшего начальствующего состава приказываю:

1. Установить для рядового и младшего начальствующего состава Красной Армии следующие воинские звания:

а) Для рядового состава:

1) красноармеец,

2) ефрейтор.

б) Для младшего начальствующего состава:

1) младший сержант,

2) сержант,

3) старший сержант,

4) старшина.

2. Ввести в действие объявляемое Положение о прохождении службы младшим начальствующим составом.


7. Приказы РВС СССР 1931 г. № 135, 1932 г. № 232 и 1934 г. № 62 отменить.

Нарком обороны маршал К. Ворошилов
...

Из приказа Народного комиссара внутренних дел

…привести воинские звания младшего начальствующего состава НКВД в соответствие с распоряжением СНК № 65 от 1 сентября 1938 г.

Нарком внутренних дел комиссар 1-го ранга Л. Берия

Солнце еще не скрылось за горизонт, когда диверсионно-разведывательные группы начали выдвижение к линии фронта. Финны стояли отдельными подразделениями, что облегчало преодоление фронтовой полосы, и одна за другой группы начали просачиваться во вражеский тыл.

Минировалось все, до чего дотягивались умелые руки саперов, включая обочины дорог и войсковые склады. С особенной любовью одноразовыми ракетометами были обложены позиции финских егерей, охранных команд и артиллерии.

«Сталинская побудка» началась в четыре часа утра, когда было еще темно. Волна взрывов накрыла тыловые подразделения, уничтожая места хранения оружия и боеприпасов и сметая артиллерийские батареи.

К этому моменту все группы уже вернулись в расположение бригады, а услышав первые взрывы «Сталинской побудки», к делу подключилась артиллерия.

Поднятые по команде «В атаку» моторизованные подразделения тяжелой пехоты опрокинули тонкую линию финской обороны и погнали неуправляемую и деморализованную толпу вперед.

Новым тактическим приемом была ротация войск, когда уставшее от продвижения подразделение сменялось свежим, а старое оставалось на месте или отводилось в тыл для отдыха.

К концу дня механизированные части Ленинградского фронта продвинулись вперед на тридцать километров, оставив границу далеко за спиной, и остановились лишь перед линией долговременных оборонительных сооружений, которую уже никогда не назовут «Линией Маннергейма», заодно отрезав несколько десятков тысяч человек в окружении.

На другом участке войны — польском, тоже начали грохотать орудия.

Польские дивизии ударили в согласованный с финнами день в направлении Новгорода и Киева, сразу попытавшись прорваться кавалерийскими подразделениями и легкими танками, но октябрь месяц не лучшее время для путешествия по России, особенно если дороги и мосты тщательно заминированы. Правда, не все, но от этого польским жолнежам не стало легче…


Командир Поморской кавалерийской бригады, генерал Гжмот-Скотницкий [Это не выдумка авторов. Генерал с такой «говорящей» фамилией действительно командовал Поморской бригадой в описываемый период.], пригляделся. Нет, ничего такого, что предвещало бы хоть какие-то проблемы на дороге. Следуя в порядках 16-го полка великопольских улан и пропустив вперед 8-й полк конных стрелков, Гжмот-Скотницкий вел бригаду на Житомир. Ему уже доводилось бывать там в славном двадцатом году, когда польская армия гнала и опрокидывала большевистскую сволочь, и вот теперь он снова ведет войска по дорогам славы.

Кроме 16-го полка великопольских улан, 18-го полка поморских улан, 2-го полка рокитнянских шеволежеров, 8-го полка конных стрелков и собственного 81-го бронедивизиона, бригаде был подчинен 4-й бронебатальон — целых три роты танкеток ТК-3 и TKS. — грозных боевых машин. Командующий гордо усмехнулся в усы и поправил свой квадратный головной убор. Невольно вспомнилось, как насмешливо кричали красные на своем варварском языке, когда подходили к Варшаве: «Польские солдаты! Головы — квадраты!»

— И совсем не остроумно, — пробурчал он себе под нос.

Ничего, ничего. Сейчас эти головы в конфедератках покажут вам, краснопузые, как надо воевать. На Висле показали, и здесь снова покажут. Недаром же он, генерал Гжмот-Скотницкий, так ловко обошел Новоград-Вольшский укрепленный район и вывел свою бригаду противнику в тыл. Еще немного, еще чуть-чуть, и вот он — Житомир!..

Впереди показалось какое-то селение. Начальник штаба, полковник Закжевский, доложил, что это деревня Червоные хатки.

— Червоные? — переспросил Гжмот-Скотницкий. — Это они хорошо назвали свою деревню. Передайте командиру полка конных стрелков брать их в сабли! Пусть эти хатки и впрямь станут червоными…


Командир механизированной роты из второго механизированного полка, второй танковой дивизии старший лейтенант Логинов опустил бинокль и задумчиво закусил сорванную с крыши ближайшей стодолы [Низкий амбар, крытый соломой, с двумя входами (укр.).] соломинку. Поляки шли нагло, открыто, словно никого и ничего не боялись. Вообще-то правильно: больно уж их много. У него, старшего лейтенанта Логинова, всего-то и есть, что один танк Т-28АМ, взвод мотострелков на четырех «пятерках» [БТР, созданный на базе танка БТ-5. Броня — 8-10 мм, вооружение — пулемет ДТ, плюс место для установки станкового пехотного пулемета, экипаж/десант — 2/8 чел.], смешанный взвод из двух БА-10 и двух БТР-26 [БТР, созданный на базе танка Т-26. Броня — 8–10 мм, вооружение — пулемет ДТ, экипаж/десант — 2/10 чел.], и взвод тяжелого оружия — два ДШК и два таубинских гранатомета на мотоциклах да радиостанция на полуторке. На самом деле Т-28АМ было три, но один, сволочь такая, сдох, и сейчас им занимаются ребята из рембата в Житомире. А второй так и не вернули из учебного батальона, куда реквизировали личным распоряжением комдива Ротмистрова.

— Так, — Толя Логинов сплюнул и легко, словно кошка, спрыгнул с башни. Затем внимательно оглядел своих взводных. — Так. Вот что, мужики. Между нами и Житомиром наших больше нет. В Житомире, сами знаете — рембат, госпиталь, горючка и прочее. Плюс — люди. Чего с ними поляки натворят — кто не знает, потом объясню. Так что стоять нам тут насмерть. Чтоб ни одна сволочь мимо не прорвалась. Покидать бой запрещаю. Даже мертвыми. Ваша задача — не умереть геройски, а пшеков на тот свет наладить, — он снова сплюнул. — Так. Вот карта — давайте-ка определимся, кто где держится…


Генерал бригады [Именно так звучит польское воинское звание, соответствующее генерал-майору.] Гжмот-Скотницкий с замиранием сердца следил за тем, как конные стрелки разворачиваются в несокрушимую лаву, раздается старинная команда «szabledlon!» [«Сабли вон!» (польск.)] и с грозными криками «Jeszcze Polska nie zgin??a, kiedy my ?yjemy!» и «Da? nam przyk?ad Bonaparte, jak zwyci??a? mamy!» [«Еще Польша не погибла, пока мы живы!» и «Дал пример нам Бонапарт, как нам побеждать» (польск.) — слова из польского гимна, который и сейчас является гимном Польской республики. Хочется задать полякам один вопрос: если вы утверждаете, что Бонапарт дал вам пример, как побеждать, то каким образом 38 млн 200 тыс. поляков собираются разместиться на острове Святой Елены, площадью всего 122 км2? Вероятно, пример Бонапарта предполагает складирование поляков штабелями…] кавалеристы устремляются в атаку с саблями на отлет. Вот сейчас, вот прямо сейчас они ворвутся в деревню и начнется…

Того, что началось в следующий момент, Гжмот-Скотницкий никак не ожидал. С разных сторон по наступавшему восьмому полку полоснули десятки пулеметов, а одновременно с ними заквакали легкие минометы. Судя по частоте разрывов мин, конных стрелков возле этих Червоных хаток поджидали в засаде не менее двух десятков ротных минометов, а это значило, что беззащитную с виду деревню защищает десять красных рот, то есть — целый стрелковый полк.

Гжмот-Скотницкий был опытным военным. Ему уже довелось охранять тылы и бороться с красными партизанскими бандами в девятнадцатом. Он отступал от бешеных большевистских дьяволов Буденного в двадцатом, а буквально месяц тому назад вместе со своей бригадой входил на территорию бывшей Чехословакии [Польша приняла деятельное участие в разделе Чехословакии 1938 года вместе с фашистской Германией и захватила Тешинскую область.]. В общем — он прекрасно понимал, что если немедленно не оказать конным стрелкам помощь, то очень скоро от восьмого полка останется только воспоминание. Генерал бригады махнул рукой, и к нему подскакал командир 12-го полка полковник Гробецкий.