Однолюбы

У одиночества много причин. Но чаще всего человек одинок, потому что он все ещё любит кого-то. Безнадёжной любовью, но такой сильной, что её чувствуют окружающие. И понимают: место занято. Даже если сам любящий не осознаёт своей любви и думает, что она давно умерла. И нет рядом любимого человека, и отношений давно нет. Может, их и не было, и «отцвели уж давно хризантемы в саду; а любовь все живёт в моём сердце больном». И такой человек знакомится, общается и вызывает интерес. А потом новые знакомые тихо уходят; чувствуют, что место занято. Отношения рвутся, роман увядает. И поговоришь с одиноким человеком — он разумно старается устроить жизнь. Встретить кого-нибудь. Но глаза становятся живыми, только когда он вспомнит того, кого любил когда-то. Кто ушёл, бросил, оказался недостоин любви, умер, но все ещё живет в сердце. И дело иногда не в завышенных ожиданиях, не в неумении общаться, не в детских травмах, а в том, что «любовь всё живёт в этом сердце больном». В прошлом, по сравнению с которым всё не то и не так. Это однолюбы. И их немало. Хотя даже себе они не признаются в этом — в вечной любви и верности тому, кто ушёл. И только чудо может помочь. Чудо новой любви, которая воскресит и вылечит душу.

Демпинговать не стоит

Хотя Крылов даже басню написал про разборчивую невесту, которой пришлось за калеку потом замуж выйти. Сам Крылов так и не женился, кстати. Может, потому что любил голым ходить, пугая крестьян. Может, тоже был разборчивым. Ну за калеку вышла — и что? Может, полюбила она калеку-то. Может, он на войне за отечество был покалечен…

Я к тому, что часто женщине говорят «понизьте планку», как будто она ищет принца или миллиардера. А ещё говорят «снимите корону». И прочие глупости. Или говорят, что проблема в общении. Я всегда узнаю, а кем работает женщина? Обычно она работает как раз в сфере общения и весьма преуспевает. Не страдает ни косноязычием, ни пугливостью, ни обмороками при виде незнакомых людей. Всё у неё нормально с общением. И друзья есть. А мужчины — нет. Любимого мужчины, единственного, ради которого стоит жить, любить, детей рожать… Эта женщина ищет свою любовь. Ждет. И ей очень тяжело, потому что все полагают, что с ней что-то не так.

Я люблю историю про одинокую даму, которая посещала психолога, и этот психолог через год в отчаянии сказал: «Я не могу вам помочь. Я искренне не понимаю, что с вами не так и в чём проблема. Вы такая умная, добрая, интересная, красивая. Я испытываю к вам чувства и вынужден прекратить терапию, простите. Я не знаю, почему вы так одиноки в личной жизни…» И спросил по наитию (у психологов хороших бывают наития): «Где вы живете?» Дама ответила: «В закрытом военном гарнизоне, на острове». Вот именно. Есть прекрасные дамы, которые живут в закрытом военном гарнизоне, среди грубых людей. Ну, не грубых, суровых. Весь мир для них — военный гарнизон. И никому не интересны их трепетная душа, ум и чувства. Им приказывают: понизьте планку! Вот бравый ефрейтор, вот лихой командир, вот барабанщик, если уж вы музыку любите. Чего ещё вам надо? Любви надо. А представление о любви у каждого своё. И они ждут и надеются, надеются и ждут.

И знаете, как ни странно, встречают своего человека. Иногда на склоне лет. Иногда «калеку», как Крылов написал. Раненного и пострадавшего в боях. Но встречают, знаете ли. А ненужная связь или брак без любви просто убьют такую женщину. Или мужчину. И не стоит демпинговать и соглашаться на что-то чужое и неблизкое. Уговаривать себя, мол, живут же люди без любви… Живут. А вы погибнете морально, так уж вы устроены. И остаётся ждать и верить своему сердцу. Оно не обманывает обычно.

Русалочка

Вот красивая дама — высокая, стройная блондинка. Такая элегантная, немного похожа на актрис из старых фильмов. Глаза синие, лицо породистое. Хотя и обезображенное ожогами. Это от солнца. Дама приехала из Египта — первый раз отдыхала на хорошем курорте за всю жизнь. А ей уже за пятьдесят. Она по профессии логопед, работает с детишками, живёт в крошечном городе вроде рабочего поселка. Одинока. Потому что в рабочем посёлке трудно познакомиться с кем-то. В Египте она плавала в море, она прекрасно плавает. И рядом плавал мужчина, очень приятный. И смотрел на неё украдкой. Воспитанный, интеллигентный мужчина в очках. Они каждый день рядом плавали. И мужчина даже начал круги нарезать всё ближе и ближе. Так, что к десятому дню почти приблизился к даме, которая тоже плавала на одном и том же месте, чтобы облегчить знакомство. И мужчина даже поднял руку из воды и сказал, помахав: «Здрасте!» Очень робко сказал и быстро уплыл, как Ихтиандр. Застеснялся. И всё. Пришло время ехать домой. Мужчина тоже, наверное, весь в ожогах солнечных — они подолгу плавали и глядели друг на друга. Ныряли красиво, плавали брассом и кролем… О бедные люди! Бедные интеллигентные люди! Как трудно знакомиться и как пусто потом на душе… Только и остается вспоминать этот робкий взмах из воды и нелепое «Здрасте!»… Пожалуйста, знакомьтесь с нами, дорогие мужчины. Ну, не со мной, хотя с мужчинами дружить хорошо. И они всегда помогают, потому что я плохо вижу и плаваю так себе. Но с красивыми дамами, которые преданно и верно сидят в воде под палящим солнцем, — с ними знакомьтесь! Умоляю! А дама правда — очень красивая. И ещё поедет в Египет, денег накопит и поедет. Там ещё много других мужчин плавало…

Водоём любви

Есть такие рыбки, когда водоём пересыхает, они закапываются в ил. И так терпеливо ждут, когда пойдёт благодатный дождь. Никто им не обещает, что дождь пойдёт. И сидеть в засыхающем иле темно и страшно. Но они ждут в оцепенении, чтобы не тратить ресурс. Чтобы не слишком много потреблять энергии. Чтобы дожить и дождаться. Так и люди, потерявшие любовь, они в темноте и в оцепенении как-то живут. Стараются меньше дышать, меньше шевелиться, меньше говорить — только по работе, только по необходимости. Они тоже ждут, хотя никто им не обещал, что любовь придёт. Да они и не надеются, ведь, чтобы надеяться, тоже ресурс нужен и затрата сил. Просто выживают так. Иначе задохнутся и погибнут среди чужих равнодушных людей…

И год проходит за годом. И сил всё меньше, а ил всё суше. И возраст, этот проклятый возраст, который всё равно всё больше и больше… А потом идёт обильный тропический дождь. Сплошным потоком, сплошной стеной льётся благословенная вода. И наполняет водоём. И снова можно плавать, распустив плавники. Снова можно жить. И приходит любовь — так же внезапно, мощным потоком. И человек выбирается из ямки, из крошечного укрытия — совсем капелька сил осталась, совсем немножко дыхания. Но водоём наполняется любовью. И человек оживает. Сколько раз такое видела. И снова живёт, дышит полной грудью — он снова полон сил и замыслов. А рядом с ним — другой человек. Вот и всё, что нужно для жизни, — любовь и другой человек. Дождь всё равно пойдёт, просто надо дождаться. И надеяться. Надеяться все-таки надо, мы же не рыбы. Хотя и они, может быть, надеются и потому выживают.