Эликсир счастья

Любовь лечит. Того, кто любит. И того, кого любят. Любовь может снять злое заклятье, как в сказке про Спящую красавицу или про Аленький цветочек. Это универсальный эликсир счастья. Плохое может превратиться в хорошее. И может измениться жизнь человека.

Иногда вся надежда только на любовь. Если хоть искра любви загорится в сердце пропащего человека — он спасён. Может измениться его судьба, вернуться здоровье…

В научной работе по психиатрии был описан один психопат. Он вырос в детдоме, потом связался с дурной компанией, пил, воровал, потом его арестовали и поместили в клинику — он казался слабоумным.

В больнице этот тип выпрашивал у других папиросы и еду, льстиво подлизывался к персоналу, чтобы что-то получить, ничем не интересовался, еле-еле разговаривал, врал, потихоньку крал…

Полнейший дегенерат, так решили врачи. Его и судить нельзя, пусть остаётся в больнице под наблюдением. А потом пристроим его в приют.

Но произошло чудо. Этот дегенерат так называемый стал ухаживать за больничной лошадью. Искренне и сердечно. И сильно к этой старой лошади привязался: он гладил её, кормил, чистил, все свободное время проводил с ней. Защищал её и жалел.

Взгляд его стал осмысленным, а раньше он смотрел на мир оловянными глазами. Он стал разговаривать, общаться с другими больными, даже смеяться начал над шутками.

Маска тупости исчезла, лицо стало вполне привлекательным. Обычный парень. Он рассказывал про свою лошадь с любовью и говорил, что не хочет выписываться. Как же он свою лошадь оставит?

Его все же выписали. Он остался работать при больнице и очень хорошо трудился. Женился на медсестре намного старше себя, завёл семью, получил права, обустроил свой дом. И стал совершенно нормальным человеком. Все отклонения психики прошли сами собой.

Это реальный случай, хоть и не возвышенный. Любовь может спасти и вылечить, может переменить судьбу человека. Если он способен искренне полюбить, то может спастись от злого рока. Может проснуться от мрачного сна и сбросить шкуру Чудовища.

Любовь — спасительное лекарство. Но только для тех, чья душа спит, а не мертва от рождения.

Любить важнее, чем быть любимым

Способность любить — вот что важно. Может быть, важнее всего для сохранения души и личности. Наденька Вольпин в юности полюбила Есенина и так радовалась! Есенин говорил: чему вы радуетесь, глупая девочка? Я на другой женщине женат и вас не так чтобы очень люблю. Вы ребёнка ждёте, а мне ребёнок не нужен, у меня уже трое есть. Всё сложно, непросто, вокруг голод и разруха. Я ничего не могу вам дать! А Наденька отвечала: какое счастье! Оказывается, я могу любить! Я же себя безлюбым уродом считала, а сейчас я люблю! Вас люблю! И безмерно вам благодарна!

Глупость какая, скажут скептики. А Надежда прожила 98 лет. И даже на последних фотографиях есть что-то детское и нежное в её чертах. Родила от Есенина сына, вырастила, вышла замуж за ученого младше себя на 12 лет, выучила массу языков, жила, работала, переводила. И в восемьдесят с лишним лет написала книгу о Есенине и о своей любви. О том, что любить — важнее, чем быть любимым. Любовь даёт силы жить и оставаться собой; быть личностью, не сломаться и выжить в любых условиях. Надо любить! И на фотографии пожилой сын Есенина, видный учёный, похожий на папу, нежно и бережно обнимает свою старенькую маму. Она и его научила любить. Не все умеют. Не каждому это дано. Но это и есть главное свойство души, как считала наивная Наденька Вольпин. И я тоже так считаю.

Доверимся природе

Любовь существует сотни миллионов лет. Способность любить вовсе не прерогатива человека. Это чувство связано с древнейшей частью мозга — лимбической системой. А она есть даже у земноводных и пресмыкающихся. И верности — тоже миллионы лет; способность жить в паре необходима для защиты потомства. Учёные, изучая любовь, открыли, что романтическая любовь возникла из любви к потомству, из родительской любви. Желание быть рядом, защищать, опекать, прикасаться и любоваться — одно из самых древних. Любить — это почти как дышать. Как появились живые существа, так и любовь появилась. Может, сначала такая же примитивная и страшненькая, как трилобиты и кистепёрые рыбы, но всё же любовь. И склонность к изменам, неверность, полигамия вовсе не угодны природе, что бы там ни говорили изменники. Это дефект мозга, в котором плохо вырабатывается окситоцин — гормон, отвечающий за верность и преданность. Мыши, которым снижали уровень окситоцина, становились полигамными мессалинами и дон жуанами. И теряли интерес к потомству — родительская любовь тоже исчезала. Так что любить и быть верным — это нормально. Так мозг устроен.

Мы рождаемся со способностью любить и заботиться, а все остальное — эгоизм, полигамия, измены и лёгкие связи — ненормально с точки зрения эволюции и работы здорового мозга. И для всех есть пара, природа об этом позаботилась. И если безглазый трилобит и мохнатый паук кого-то себе нашёл, глупо думать, что нам это не удастся. Это все равно что беспокоиться, что мы разучимся дышать или спать. Или испытывать чувства.

Так что любовь правит миром сотни миллионов лет. Это древнее и могучее чувство. И ему можно довериться. Впрочем, а что ещё остаётся?

Тайна гармонии

Жить вместе — это другое

Страстная любовь — это прекрасно. Но не всегда страстно любящие друг друга люди способны уживаться. Бурные эмоции, крики, ссоры и примирения… Иногда до драк доходит. Эти люди не умеют уживаться и часто расходятся, хотя всё начиналось с сильной любви. Жить вместе — это другое. Мне с детства очень нравились слова в сказке: «И стали они жить-поживать и добра наживать». Ужиться нетрудно, если принимаешь человека таким, какой он есть. И совместно обустраиваешь жилище. Свой домик. Ватсон отвадил Холмса от наркотиков, запретил стрелять в комнате, научил разбирать корреспонденцию и следил, чтобы Холмс вовремя ел. Они отлично уживались и вместе расследовали преступления.

Бернард Шоу, женоненавистник, женился в 42 года на 45-летней Шарлотте. И они стали счастливо жить в своём домике. Прелестный домик в сельской местности, с книгами, картинами и роялем. И драматург, умница такая, первым делом сходил на местное кладбище. Увидел надписи на могилах, вроде «1818–1895. Она умерла слишком рано!» В уме посчитал возраст той, что умерла юной. И остался жить с Шарлоттой в этой деревне. И прожил 94 года.

Счастливая совместная жизнь не всегда зависит от страстной любви. А зависит от умения уживаться. Не только любить человека, но и уважать его. И жалеть. И учить прибираться. И вместе покупать что-то в домик. И, как Ватсон, следить, чтобы в буфете всегда была варёная говядина, портвейн и печенье — для Холмса.

Комплекс спасителя

В последнее время читаю советы психологов. Раньше в основном так американские коллеги рассуждали. А теперь и наши соотечественники принялись внушать: не надо ничем жертвовать. Если вам захочется помочь человеку пьющему, больному, несчастному — значит вы сами психически больной. Это у вас комплекс спасителя. Или спасительницы. Надо в любых отношениях в первую очередь заботиться о своих интересах. Чтобы вам было хорошо и удобно. Сразу, так сказать, определить границы в отношениях с мужчиной, например. Это — мое. А это — твое. Это мои проблемы. А это твои. И если что не так, отношения следует рвать. А лучше всего и не начинать их вовсе. А то вдруг человек окажется недостойный. Или пить начнёт. Или заболеет. И конечно, помешает вам жить, делать карьеру. Деньги придётся тратить, усилия прилагать. Вот зачем вам это надо? Живите для себя. Разумный эгоизм.

В 19 веке доктора Гааза, который даром лечил тех, кто сидел в тюрьме, вымаливал для них прощение у властей, на каторгу провожал и делился деньгами, называли святым доктором Гаазом. А нынче психиатры пишут, что он страдал мазохизмом и комплексом спасителя. И если женщина спасла алкоголика или наркомана, как жена Булгакова, если вышла замуж за инвалида или бедняка — она попросту ненормальная. С комплексом спасительницы. Надо было поискать нормального, обеспеченного человека. А калеку немедленно бросить. И жить для себя. Делать карьеру, вкусно есть, сладко спать и заниматься духовным развитием. Посещать тренинги и другие интересные мероприятия для духовного роста. Мне вспомнились показания одного юноши из уголовного дела столетней давности. Была такая секта — скопцы. И один скопец, одинокий богатый человек, начал заманивать юношу в эту секту. И привел паренька в подвал. И показал ему полный сундучок золотых монет. Видишь, говорит, как я богат! Сколько у меня золота скоплено! А все потому, что у меня нет жены-транжиры. Детей-спиногрызов. Я один. И все тебе оставлю. Да и ты немало скопишь, если последуешь моему вдохновляющему примеру. Юноша в ужасе убежал и дал показания в полицейском участке. И я бы убежала. И даже показания дала бы. Потому что любовь и совместная жизнь невозможны без жертв и спасения. И никакой сундучок с золотыми монетами не заменит милосердия и сострадания. А комплекс спасителя — мне нравится это название. Потому что я знаю, кого Спасителем называли.