Прошло десять лет, я стала довольно известным человеком в сфере праздников и в один прекрасный день увидела комментарий в личном блоге, который гласил: «Да кто ты такая, чтобы раздавать советы? Свинья жирная, лучше в спортзал сходи!» Прежде чем отправить автора оскорблений в блок, я решила посмотреть, кто поставил на комментарий лайк, поддержав им эту запись. Угадайте, кто это был? А. собственной персоной! Я зашла к нему в Инстаграм и увидела свежие фото, сделанные в провинциальном городке, из которого он когда-то уехал покорять Москву. Под фото с пятью лайками были упоминания редких подработок Дедом Морозом в очень ущербном полинявшем костюме. Думаю, выводов писать не нужно.

...

Совет № 8.

За годы профессиональной деятельности я уяснила важный закон: мало родиться суперзвездой. Нужно иметь достаточно сил, чтобы засиять в правильном месте и сиять долго. Чем раньше ты примешь то, о чем я говорю, тем быстрее ты поймешь, что нужно делать. В каждой профессии есть своя шторка, но не каждый готов ее открывать перед другой звездой, даже ради своей большой мечты.

Глава 5

Как в мою жизнь пришли детские праздники

Первый год учебы закончился: отгремел летний показ! Впереди целых два месяца отдыха! Но это у рядовых студентов. Для меня же это звучало примерно так: «Ура, наконец-то я смогу работать каждый день в любое время суток без ограничений!» Зная это, моя мама, как обычно, подкинула мне нестандартную идею — поехать на две недели вожатой в подмосковный лагерь с уклоном английского языка. «Потренируешь свои организаторские способности, да и язык подтянешь!» Она нашла объявление в Интернете и показала мне его. Я подходила по всем запросам работодателя: возраст, активная жизненная позиция, возможность две недели проживать на территории лагеря, но… Я НИКОГДА не имела дел с детьми! У меня не было младших братьев и сестер. Да у меня не было даже животных, кроме джунгарских хомячков, которые умирали каждый год и этим повергали меня в уныние, отбивая все желание о ком-либо заботиться! Я слабо себя представляла в роли мамочки или няни, да и, честно говоря, не хотела представлять. Когда я узнавала, что кто-то из моих школьных товарищей родил ребенка в свои 18, я приходила в настоящий УЖАС и думала: «Уфф, надеюсь, это не произойдет со мной в ближайшие лет 10!» В общем, предложение мамы поначалу меня шокировало. Но тут я вспомнила, что, когда я была в лагерях в детстве, вожатые не блистали педагогическими качествами и особой любовью к детям. Честно говоря, казалось, что некоторые из них вообще ненавидят детей и считают дни до окончания смены, чтобы наконец распрощаться навсегда с оравой надоедливых спиногрызов. Поэтому я сделала вывод, что мое неимение опыта работы с детьми не приговор, и подала заявку на вакансию.

На следующий день мне позвонили и пригласили на собеседование. Я с первой минуты поняла, что понравилась им. Особенно соискателей заинтересовала моя профессия режиссера. На первой же встрече мне сказали, что я поеду на смену. И вот тут мне вновь стало страшно: я одна и 12 детей! Мне предоставляли питание, проживание и зарплату в размере 6000 рублей. Я согласилась и, выйдя из офиса лагеря, первым делом обрадовала маму по телефону.

Мне досталась группа детей семи лет. Они были такими разными, но при этом слишком уж хорошими! У меня в группе не было НИ ОДНОГО ребенка, которого можно было охарактеризовать словом «хулиган». В конце рабочего дня перед сном в молитве я говорила Богу: «Спасибо, что мне достались именно эти дети! Пусть на следующий день с ними все будет хорошо!» Единственное, о чем я переживала, — это то, что я могу не уследить за кем-то во время прогулки, обеда или дискотеки. Когда они наворачивали борщ, я ходила вокруг стола, как курица, и наблюдала, чтобы никто не подавился.

А они и не давали повода для переживаний. Наоборот, мне было весело с ними, и оказалось, что дети — это не так страшно, как я думала. Я не чувствовала, что работаю. Я отрывалась с ними на дискотеке и с радостью клеила плакат для конкурса. Когда они выполняли свои игровые задания на английском с педагогами-носителями, я смотрела на них и представляла, какими они станут, когда вырастут. Отличница и настоящая красавица Катя с русой косой до пояса, которая до последнего дня смены скромно поднимала руку, чтобы сказать что-то мне. Я вижу ее классической «счастливой мамой и женой лучшего мужа». Подружки-модницы Лера и Алина наверняка через десять лет станут звездами любой столичной вечеринки. Их ждет красивая жизнь, путешествия и много поклонников. Голубоглазый Рома — очень воспитанный парень с добрым сердцем, влюбленный в Алину, но слишком скромный для того, чтобы ей об этом прямо сказать. У него слишком идеальный характер, чтобы к двадцати пяти годам иметь шансы остаться неженатым. Повезет же кому-то!

Сегодня я открываю Вконтакте фотографии этой смены и могу вспомнить каждого из них, а с некоторыми мы общаемся в Интернете до сих пор! Эти дети, сами того не зная, стали маленьким очень важным зерном, из которого вырастет огромное агентство детских праздников «Лобачева Проджект». Ведь вернувшись из этой поездки, я поняла, что больше не боюсь детей. Я стала их другом.

Кстати, 6000 рублей, заработанные в лагере, я потратила в комиссионке элитной одежды прямо напротив офиса. Я купила себе лаковые сапоги на каблуке от Dolce&Gabbana — это была первая в моей жизни вещь от люксового бренда. Эти сапоги до сих пор есть в моем гардеробе, и я вряд ли смогу их выкинуть или подарить кому-то.

Последний месяц лета пролетел быстро: я взяла несколько промоакций.

В сентябре мы вновь погрузились с головой в праздники: на втором курсе мы впервые участвовали в детских новогодних елках! Вячеслав Юрьевич был режиссером елок в госучреждении и пригласил нас в этот проект. Мы готовили его всю осень. Дети приходили в гардероб, там их встречали аниматоры, помогали переодеваться, развлекали играми, пока не набиралась группа из десяти человек, после чего один из аниматоров строил детей в «паровозик» и отводил по лестнице на второй этаж, где проходила более масштабная интерактивная программа с микрофонами. Мы работали двумя составами: на одну и ту же роль поставили, как и ожидалось, меня и Жаннетту — мы обе по природе своей были гиперактивными девушками и получали невероятное удовольствие от возможности свободно подурачиться с детьми. Частенько мы вели себя как аниматоры и в жизни. Если на репетиции начинался беспорядок, Жаннетта могла собрать всех своим звонким громким голосом в секунду, так же как и я, впрочем.

В общем, мой опыт работы с детьми органически рос. Органически — это потому, что намеренно я ничего для этого не делала. Я не рвалась быть вожатой, как ты помнишь, да и в новогодней елке оказалась совершенно случайно, не думая о том, что кривляния перед детьми можно рассматривать как профессию или миссию жизни.


Но в этом мире не бывает случайностей — анализируя свои прожитые 28 лет, я это понимаю.


Однажды ко мне подошла однокурсница Саша — скромная девочка, которая не любила повышать голос и быть в центре внимания. Она сказала мне, что ее пригласили работать аниматором в агентство детских праздников преподавателей нашей кафедры — семейной пары Анны Александровны и Олега Николаевича, по четвергам у них бесплатные репетиции для новичков, и прийти могут все, кто хочет. В то время слово «аниматор» ассоциировалось у меня исключительно с людьми, которые развлекают отдыхающих морских курортов. Я ни разу не была на детском дне рождения с аниматорами и, более того, не знала, что этот рынок в Москве настолько огромен. Я спросила, что надо делать и сколько за это платят. «Надо проводить детские дни рождения — игры, конкурсы. В общем, развлекать детей в разных костюмах. Платят тысячу рублей в час», — сказала Саша.

Я была в шоке! Я стою полдня в колбасном отделе на дегустации и ору на весь гипермаркет за 120 рублей в час, а тут целая тыща в час! Я сказала Саше, что обязательно пойду на следующую репетицию с ней.

Репетиции проходили после лекций в одной из аудиторий. Вела девушка по имени Рузанна, тоже выпускница Вячеслава Юрьевича. Пожалуй, она была одним из самых добрых людей, которых я встречала в этой жизни. Я частенько думала о том, как ей, наверное, тяжело работать с нами. Я не услышала от нее за все время ни одного матерного слова (что в Институте культуры на репетициях просто нонсенс). Она даже не могла нас нормально отругать. Например, когда в назначенный день репетиции больше половины людей не приходило, потому что им было просто лень, и они придумывали отмазки вроде: «Сегодня мне необходимо убраться дома, иначе мама выгонит меня!» — она говорила: «Ну, ребята… Ну как же так…», хотя я бы на ее месте точно заявила: «Вы совсем офигели, дармоеды??? Вас вообще-то бесплатно обучают, имейте совесть!»

При этом она была очень талантливой и трудоспособной. У нее были роскошные кудрявые волосы, как у принцессы в сказке. Она, кстати, их и сочиняла — перед Новым годом нам раздали сценарии новогодних сказок с подписью: «Автор сценария — Рузанна Д.».