Некоторые авторы говорят, что литература о блокчейне находится в зачаточном состоянии (the very infancy) [Cagigas, D., Clifton, J., Diaz-Fuentes, D., Fernández-Gutiérrez, M. Blockchain for Public Services: A Systematic Literature Review // IEEE Access. Vol. 9. 2021. Jan 18.]. Мы не позволяем себе таких оправданий. Создавая книгу, мы отдавали себе отчет, насколько трудновыполнима задача «остановить мгновение» и получить четкий срез настоящего момента с достоверным прогнозом динамики. Тем более соблазнительным был вызов.

Глава 1. Тренды, тенденции, основные события на крипторынке за последние годы

1.1

И снова: а что такое блокчейн?

Я думаю, ученые наврали,

Прокол у них в теории, парез:

Развитие идет не по спирали,

А вкривь и вкось, вразнос, наперерез.

Владимир Высоцкий

В 2018 г. мы издали нашу первую книгу о блокчейне, в которой постарались раскрыть все основные нюансы этой технологии. Тем не менее приходится считаться с тем, что нашу вторую книгу, возможно, читает человек, незнакомый с данной тематикой. Для такого читателя мы приводим чужое определение блокчейна (для более глубокого понимания все же рекомендуем обратиться к первой книге):

«Блокчейн — это распределенная база данных, которая хранит информацию обо всех транзакциях участников системы. Она состоит из цепочки блоков, объединенных по определенным правилам. В основе технологии лежит принцип децентрализации. Это означает, что база данных находится не на каком-то одном сервере, а на компьютерах всех участников системы, образующих сеть. Благодаря такому распределению информация в блоках не может быть заменена или удалена — для этого пришлось бы взламывать сразу все компьютеры сети, а их миллионы.

Защищать информацию от взлома помогает хеширование, т. е. преобразование данных в уникальный код. Каждый новый блок данных в блокчейне не только захеширован, но и содержит хеш предыдущего блока. Это значит, если мы изменим данные в первом блоке, его хеш тоже изменится и перестанет совпадать с хешем, который был записан во второй блок. Система заметит это несоответствие и заблокирует изменения.

Главное преимущество блокчейна заключается в сочетании открытости и безопасности. Посмотреть данные обо всех совершенных с его помощью операциях может любой человек с доступом в интернет, а изменить или подделать эти данные не может никто. Блокчейн обеспечивает полную прозрачность, высокую скорость и защищенность любых транзакций. С его помощью можно, например:

• хранить и подтверждать личную информацию;

• заверять документы;

• отслеживать происхождение и передвижение товаров;

• автоматизировать процессы и избавиться от сложного документооборота;

• проверять контрагентов и безопасно заключать сделки;

• защитить интеллектуальную собственность

и многое другое.


По сути, блокчейн позволяет избавиться от посредников в сферах, где у участников процесса нет доверия друг к другу» [Как инвестировать в блокчейн в 2022 // BCS Express. 2021. 28 декабря.].

По прогнозу аудиторской компании PwC, к 2030 г. повсеместное внедрение блокчейна может принести мировой экономике $1,76 трлн и создать 40 млн рабочих мест [Там же.].

М. Чистяков упоминает [Чистяков М. А. Классификация блокчейн-систем по поколениям // Аллея Науки. 2019. № 5 (32).] о трех поколениях блокчейн-систем: 1.0, 2.0 и 3.0. В блокчейне 1.0 все данные однотипны, их структура и логика работы с ними заложены в систему. К блокчейну 1.0 обычно относят первое поколение криптовалют (Bitcoin, Litecoin, Dogecoin и др.) с простым скриптовым языком [Nakamoto S. Bitcoin: A Peer-to-Peer Electronic Cash System. https://bitcoin.org/bitcoin.pdf.]. Первая система на базе блокчейна 1.0 — это Bitcoin, ее первая версия датируется 2009 г.

Блокчейн 2.0 отличается тем, что в нем поддерживаются смарт-контракты. Впервые они в современном понимании были описаны в проекте Ethereum в 2013 г. Он и стал первым проектом блокчейна 2.0, на практике реализованным в ноябре 2015 г. Особенность систем блокчейн 2.0 (Ethereum, Waves и др.) в том, что смарт-контракты отправляются в сеть как транзакции; таким образом, они являются частью блокчейна и хранятся непосредственно в нем. Задача их выполнения лежит на узлах, поддерживающих сеть.

Отличительная черта систем, основанных на блокчейне 3.0, — отказ от хранения децентрализованных приложений, токенов и информации в одном блокчейне. В случае с криптовалютами это позволяет работать с токенами, не являющимися частью системы. В децентрализованных приложениях (dAps, или ДП) благодаря этому есть возможность полностью отказаться от оборота токенов в сети.

К блокчейну 3.0 можно отнести Lightning Network — сеть, работающую поверх других блокчейнов в целях их значительного ускорения, — и проект Hyperledger Fabric (он появился в 2015 г. и может считаться первой системой блокчейна 3.0).

1.2

О чем пойдет речь в этой книге: основные тенденции в области блокчейна

Технология блокчейн имеет невероятные перспективы для финансовой индустрии.

Джей Клейтон,

председатель Комиссии по ценным бумагам и биржам США, апрель 2018 г.

В этом коротком разделе мы познакомим вас с основными понятиями, которые не раз встретятся на страницах книги. Такие базовые понятия, важные для изложения и понимания, выделены жирным шрифтом.

Говоря о трендах и прогнозах, следует отметить отчет компании [Global Blockchain Markets 2021–2026: Analysis & Forecasts with Focus on Over 80 industries — ResearchAndMarkets.com // 2021. July 09. https://www.ResearchAndMarkets.com/r/uvgt5d.]. По мнению его авторов, в период 2021–2026 гг. при среднегодовом темпе роста (CAGR) 56,9 % мировой рынок блокчейнов должен достичь $56,7 млрд (сравните с $6,0 млрд в 2021 г.).

Эксперты российской инвесткомпании «АТОН» называют блокчейн «новым интернетом будущего» [Дима В., Родионов В. Блокчейн-индустрия: основные тренды и ключевые бенефициары // 2021. 12 ноября. https://www.aton.ru/ideas/blokcheyn_industriya_osnovnye_trendy_i_klyuchevye_benefitsiary/.] и считают важной вехой в развитии этой технологии появление большого количества инфраструктурных компаний, которые будут главными бенефициарами этого рынка [См. раздел 2.5.].

Внедрение блокчейна опережает развитие интернета: количество пользователей технологии превысило 100 млн. По прогнозам, в 2024 г. оно может превысить 1 млрд и к 2030 г. приблизиться к 4 млрд: «Это значит, что продукты, основанные на этой технологии, становятся мейнстримом. Через какое-то время использование этих технологий станет такой же рутиной, как, например, прочтение новостей на смартфоне» [Там же.].

Характерен быстрый приток капитала в различные сегменты этого рынка. В сегменте децентрализованного финансирования (DeFi) [См. главу 5.] в 2021 г. было лишь несколько миллиардов долларов, а спустя год — более $200 млрд.

В. Родионов отмечает три основных стимула этой индустрии: институциональное принятие, развитие секторов DeFi и невзаимозаменяемых токенов (NFT) [См. главу 3.].

До взлета цены биткоина до $20 000 в 2018 г. основными игроками на этом рынке были розничные инвесторы и мелкие фонды. Затем на рынок пришли крупные игроки, что означало институциональное принятие. Однако еще не было инфраструктуры, необходимой крупному капиталу, чтобы преодолеть нестабильность рынка, недостаточную ликвидность, непрозрачность и небезопасность транзакций и т. д.

Решая проблемы крупных инвесторов, достигли успеха несколько платформ, позволяющих безопасно проводить операции купли-продажи активов. Появляются и компании, которые помогают безопасно хранить криптовалюты (с 2019 г. доля кастодиального сегмента рынка превысила 10 %), а также вести налоговое администрирование, учет и отчетность по операциям с криптоактивами.

В США ввели обязательное декларирование доходов от биткоина, и по итогам 2020 г. компания Taxbit помогла составить порядка 2 млн деклараций. В 2021 г. ожидался рост числа налоговых деклараций до 50 млн.

Приход на рынок институциональных игроков делает его менее волатильным и более прозрачным.

Б. Марр выделяет следующие области применения блокчейна [Marr, B. The Six Biggest Blockchain Trends Everyone Should Know About In 2021 // 2021. Mar 12. https://bernardmarr.com/the-six-biggest-blockchain-trends-everyone-should-know-about-in-2021/.]:

Блокчейн для отслеживания и распространения вакцин [См. раздел 6.4.].

Продолжается рост корпоративного блокчейна [См. главу 6.], также называемого частным или разрешенным. Корпоративный блокчейн относится к приложениям, которые, в отличие от криптовалют, контролируются централизованным «владельцем» — обычно это компания, развернувшая цепочку.

По прогнозам, инвестиции предприятий в блокчейн к 2023 г. приблизятся к $16 млрд. Для сравнения: в 2019 г. расходы составили около $2,7 млрд.

Популярность технологии растет: недавний опрос Gartner показал, что 14 % корпоративных блокчейн-проектов перешли на стадию производства в 2020 г. (в 2019 г. таких было 5 %).

Расцвет NFT [См. главу 3.]. Иногда их называют «цифровыми предметами коллекционирования»: в отличие от большинства цифровых файлов, их нельзя просто дублировать и копировать. В этом тренде впервые был задействован в области цифровых активов экономический принцип дефицита.

За последнее десятилетие многие из нас привыкли покупать цифровые активы — фильмы, музыку, книги, ПО или видеоигры. Однако часто мы даже не владеем вещами, которые покупаем, — просто платим за их использование. NFT позволяют подтверждать право собственности практически на все.

Блокчейн как услуга (BaaS) [См. главу 4.] стал ключом к быстрому внедрению технологических тенденций, включая облачные вычисления, интернет вещей (IoT) и искусственный интеллект (AI). Вероятно, скоро множество компаний будет разрабатывать блокчейн-инструменты и платформы, позволяющие использовать эту технологию без предварительных вложений в инфраструктуру и навыки.