Барбара Эрлих-Уайт

Ренуар

Частная жизнь

Эту книгу я посвящаю своему мужу и лучшему другу Леону, который с 1961 года поддерживает меня во всех моих начинаниях, нашим сыновьям Джоэлу и Дэвиду, внучкам Элле и Нине, невестке Хайди. Кроме того, хочу поблагодарить своего наставника и советчика, покойного профессора Мейера Шапиро, который в 1961 году предложил мне Ренуара в качестве темы докторской диссертации: с тех пор я занимаюсь Ренуаром всю свою жизнь.


Все упомянутые в книге картины выполнены на холсте, если не указано иное.

Адреса парижских квартир и мастерских Ренуара

(1) рю Аржантёй, 23 (1-й округ); квартира и мастерская

(2) авеню д’Эйлау, 43 (16-й округ); квартира и мастерская Жюля ле Кёра

(3) рю Висконти, 20 (6-й округ); квартира и мастерская Фредерика Базиля

(4) рю ла Пэ, 9 (2-й округ); квартира и мастерская Фредерика Базиля

(5) рю Боз-Ар, 8 (6-й округ); квартира и мастерская Фредерика Базиля

(6) рю Таран, 5 (6-й округ); квартира и мастерская Эдмона Мэтра

(7) рю Драгон (6-й округ); квартира и мастерская

(8) рю Нотр-Дам-де-Шан, 34 (6-й округ); квартира и мастерская

(9) рю Норвен (18-й округ); квартира и мастерская

(10) рю Сен-Жорж, 35 (9-й округ); квартира и мастерская

(11) рю Корто, 12–14 (18-й округ); мастерская

(12) рю Удон, 18 (18-й округ); квартира

(13) бульвар Рошшуар, 35 (18-й округ), мастерская

(14) бульвар Клиши, 11 (9-й округ); мастерская

(15) рю Эгесипп-Моро, 15 (18-й округ); мастерская

(16) рю Жирардон, 13 (18-й округ); дом

(17) рю Турлак, 7 (18-й округ); мастерская

(18) рю ла Рошфуко, 33 (9-й округ); квартира

(19) рю ла Рошфуко, 64 (9-й округ); мастерская

(20) рю Коленкур, 43 (18-й округ); квартира

(21) рю Коленкур, 73 (18-й округ); мастерская

(22) бульвар Рошшуар, 57-бис (18-й округ); квартира и мастерская


Места, связанные с биографией и творчеством Ренуара


Танец в Буживале. 1883. 179,7×96 см. Музей изящных искусств, Бостон


Предисловие

Вышедшая в 1958 году книга «Мой отец Ренуар», биография Пьер-Огюста Ренуара, автором которой является его средний сын Жан Ренуар, кинорежиссер с мировой известностью и продюсер сорока одного фильма, пользуется колоссальной популярностью, хотя и принадлежит к разряду исторической беллетристики [Renoir, Jean. Renoir, My Father, 2001.]. Свой замысел Жан сформулировал в предисловии: «Читатель: Вы предлагаете нам не самого Ренуара, а свое представление о нем. Автор: Разумеется, ведь История, в конце концов, жанр субъективный» [Ibid. N.p. [P. v]. // * Даты и места, приведенные в квадратных скобках, восстановлены на основании содержания письма или выведены на основании сходства письма с другими. В большинстве примечаний использованы сокращения, полные библиографические данные по соответствующим источникам приведены в библиографии. Если источник упоминается только один раз, данные по нему приведены полностью, при этом в библиографию он не включен. Что касается имен: во времена Ренуара художников принято было называть по фамилии, — например, друзья, а впоследствии жена и сыновья называли Пьер-Огюста Ренуара Ренуаром. Так же обращались к Моне, Сезанну и пр. Художниц тоже называли по фамилии, но с обращением, например мадемуазель Моризо или мадемуазель Кассатт. Обычных женщин, не художниц (например, жену Ренуара), называли по имени — Алина или Габриэль.]. Профессор Роберт Герберт в предисловии к последнему переизданию этой биографии (2001) пишет: «…привлекательность и ценность книги Жана Ренуара заключается в творческой реконструкции эпохи и персонажей с полотен его отца» [Ibid. N.p. [P. xii — xiii].]. Герберт подчеркнуто говорит не «его отца», а «полотен его отца». В воспоминаниях сына оживают полотна, такие как «Бал в Мулен де ла Галетт» и «Завтрак гребцов», а сам Ренуар как личность остается лишь тенью.

В 1919 году, когда Жану Ренуару исполнилось двадцать пять лет, отец его скончался, дожив до семидесяти восьми. Сорок лет спустя, в 1958-м, Жан выпустил в свет свою книгу «Мой отец Ренуар». Его воспоминания полны нежности, но, безусловно, предвзяты. Из завещания художника, которое Жан и его братья увидели только после его смерти, выяснилось, что он был любящим отцом тайной внебрачной дочери [См.: Глава 1; Gélineau. Jeanne, fille d’Auguste Renoir. P. 223–227; другие его публикации см. в Библиографии.]. Кроме того, Жан прекрасно знал, что брак его родителей эволюционировал от бурного романа до взаимного отчуждения. Но в его книге дочь Ренуара не упомянута, а семейную жизнь родителей автор изображает счастливой. В книге Жана нет ни библиографии, ни примечаний. Там процитированы два недатированных письма его матери к его отцу. Жан не ставил перед собой задачу помочь читателю составить представление о личности и характере Ренуара.

В отличие от воспоминаний Жана, моя книга — это результат пятидесяти шести лет профессионального изучения работ Ренуара, его личности и характера. Книга «Ренуар. Частная жизнь» основана на фактах, почерпнутых из более чем трех тысяч писем, написанных Ренуаром, Ренуару и о Ренуаре на протяжении его жизни, а также из дневников и свидетельств его современников. Эта биография — итог моего неизменного преклонения перед великим художником: в 1961 году я написала в Колумбийском университете, под руководством блистательного профессора Мейера Шапиро, докторскую диссертацию, в 1978-м составила антологию «Импрессионизм в перспективе», в 1984-м выпустила книгу «Ренуар: его жизнь, искусство и письма», которая продолжает переиздаваться до сих пор, в 1996-м — книгу «Импрессионисты: Плечом к плечу» (в ней есть глава о Ренуаре и Моне, а также глава о Ренуаре и Берте Моризо); в 2005-м была издана книга о Ренуаре и Жане Ренуаре, для которой я написала одну из глав; кроме этого, в моем активе статьи о Ренуаре в научных журналах и сорок лет чтения лекций о Ренуаре, как университетских, так и публичных [Соответственно: White. An Analysis of Renoir’s Development from 1877 to 1887; Impressionism in Perspective; Renoir: His Life, Art, and Letters; Impressionists Side by Side; Renoir et Jean, 1894–1919; Renoir’s Trip to Italy; The Bathers of 1887 and Renoir’s Anti-Impressionism и др.].

Воспоминания Жана Ренуара — это трогательный рассказ любящего сына о своем отце; из моей книги читатель узнает, что Ренуар служил другим образцом для подражания и примером героизма, что он преодолевал любые преграды: тридцать лет бедности, а потом — тридцать лет тяжелейшего недуга. Все эти шестьдесят лет Ренуар оставался не только очень плодовитым художником, но и неизменно щедрым и великодушным человеком.

Пьер-Огюст Ренуар — один из самых известных и одаренных художников в истории, автор 4654 оригинальных произведений: 4019 картин, 148 пастелей, 382 рисунка и 105 акварелей [Dauberville; Dauberville. Renoir: catalogue raisonné des tableaux, pastels, dessins et aquarelles; далее Dauberville.]. Сегодня его всемирная популярность не вызывает никаких сомнений: его работы экспонируются в музеях разных стран (см. приложение «Избранные произведения Ренуара в музеях мира»), он признан одним из самых выдающихся импрессионистов [Например, мою книгу «Ренуар: его жизнь, искусство и письма» приобрели 1254 библиотеки в 18 странах Северной Америки, Европы, Ближнего Востока, Австралии и Дальнего Востока.]. Гениальность его признавали и современники: в 1914 году, когда Матисс, Моне и Пикассо были уже хорошо известны, художественный критик Гийом Аполлинер поставил Ренуара выше их всех: «Ренуар — величайший из ныне живущих художников, целый легион торговцев и коллекционеров с нетерпением дожидается даже проходных его работ» [Apollinaire. Dans petits pots… // Paris-Journal, 23 July 1914 // Apollinaire on Art. P. 425.].

Поскольку антологии корреспонденции Ренуара не существует, в 1961 году я начала собирать копии всех опубликованных и неопубликованных писем, его, к нему и о нем, написанных при его жизни. В процессе работы над книгой «Ренуар: его жизнь, искусство и письма» таких копий скопилось около 1000. За следующие тридцать лет удалось собрать копии еще 2000 писем, среди которых было много неопубликованных: я получила их от наследников семьи незаконной дочери Ренуара Жанны Трео, от потомков сына Ренуара Коко, который унаследовал отцовский эпистолярный архив, от потомков сыновей Ренуара Пьера и Жана, от наследников его коллег-художников, друзей и заказчиков, от наследников агента Ренуара Дюран-Рюэля, из недавно открытого публичного архива писем Мэри Кассатт в Метрополитен-музее в Нью-Йорке [Многие из этих писем были опубликованы в 1984 г. в: Cassatt. Cassatt and Her Circle: Selected Letters.], из эпистолярного наследия Воллара из Библиотеки национальных музеев в Париже, эпистолярного наследия Альбера Андре из Фонда Кустодиа в Париже, а также из каталогов распродажи писем, от торговцев письмами и из эпистолярных архивов [Например, Музей писем и рукописей в Париже.]. Итак, в процессе работы над этой биографией я ознакомилась с содержанием более чем 3000 писем Ренуара, ему и о нем. В текст вошли цитаты из более чем 1100 писем, в том числе 452 короткие цитаты из 346 неопубликованных. Эти письма — могущественные капсулы времени, которые позволяют напрямую общаться с Ренуаром и его современниками, услышать их собственные слова.

Мне выпала честь познакомиться с несколькими людьми, знавшими Ренуара лично: с его сыном Коко, племянником Эдмоном Ренуаром-младшим, с Жюли Мане-Руар и Филиппом Ганья. Они дали мне интервью, а также позволили скопировать принадлежавшие им письма.

Все эти три тысячи связанных с Ренуаром прижизненных писем проливают свет на его отношения с другими людьми, особенно со значимыми для него женщинами. Среди них письма Ренуара к его внебрачной дочери Жанне Трео, к натурщице и жене Алине Шариго, письма к другим людям, где упоминается его натурщица и спутница более позднего периода, Габриэль Ренар, к художнице-импрессионистке Берте Моризо и ее дочери Жюли Мане — та семь лет вела дневник, в котором отражены дружеские отношения Ренуара с ее матерью, с ней и ее двоюродными сестрами, а также письма Ренуара к его ученице Жанне Бодо.

Ренуар, будучи человеком необычайно общительным, поддерживал дружеские отношения и со многими мужчинами — все они прояснены и задокументированы в письмах. В их числе — взаимоотношения с сыновьями (Пьером, Жаном и Коко), друзьями-художниками (Андре, Боннаром, Базилем, Кайботтом, Сезанном, Дега, Дени, Мане, Матиссом, Моне, Сислеем); с друзьями-покровителями (Бераром, Шарпантье, Дюре, Галлимаром, Ганья), друзьями-агентами (Бернхаймом, Дюран-Рюэлем, Волларом) и сыновьями агентов (Шарлем, Жоржем и Жозефом Дюран-Рюэлями, Гастоном и Жоссом Бернхаймами).

Дружеские связи как с мужчинами, так и с женщинами распространялись и на следующее поколение — Ренуар с теплотой и участием относился к детям своих друзей, особенно к дочери Берты Моризо — Жюли Мане, дочери Ривьера Рене и сыну Сезанна Полю Сезанну-младшему.