Продолжив исследования, Фелис Яка сделала заслуживающее внимания открытие: у людей, которые часто питаются нездоровой пищей, гиппокамп значительно меньше, чем у тех, кто потребляет здоровую еду. Другими словами, гиппокамп любителей нездоровой пищи поразительно напоминает из-за своего уменьшения мозг пациентов, страдающих от депрессии, — и это наблюдение множество раз подтверждалось.

Идет ли речь о простом совпадении? Или за этим скрывается нечто большее? Если мы имеем дело с систематической связью, то, возможно, повышенное потребление нездоровой пищи на протяжении жизни все больше уменьшает гиппокамп и, скорее всего, из-за пониженного нейрогенеза. Это значит, что мы способны губительным образом «поедать» наш гиппокамп!

Вследствие этого мы можем стать — из-за ограничения управления или способности обрабатывать наши чувства — эмоционально неустойчивыми и восприимчивыми к стрессу, а также это влияет на настроение. Гиппокамп очень важен для запоминания нового: его увядание способно привести к тому, что будет сложно учиться новому и забывать старое, то есть быть гибкими, здоровыми и подвижными в плане разума и сохранять способность разбираться с разными ситуациями и трудностями в жизни.

Такая нехватка подвижности в разуме может сделать нас восприимчивыми к плохому настроению или депрессии. Если здоровый гиппокамп и в особенности его нейрогенез поддерживает гибкость разума, без обновления нервных клеток мы застрянем в старых воспоминаниях и мыслях. Наш мозг попадет в состояние «мыслительного оцепенения», как при депрессии и других психологических расстройствах, например обсессивно-компульсивном расстройстве и аддиктивном поведении. На рисунке 1.2 четко видна эта связь, выявленная при проведении опытов на животных [Прямой перенос результатов исследований с животных на человека считается некорректным в виду существенных видовых различий. — Прим. науч. ред.].


А Высокий нейрогенез


Рис. 1.2 A. В этом водном лабиринте находится вода с молочным осадком, чтобы мышь не могла видеть спрятанную платформу. Однако, поплавав в лабиринте какое-то время, она на нее наткнется и таким образом найдет спасительную платформу. В первой части эксперимента (слева) платформа находится на определенном месте, пока мышь ее не найдет. Затем следует второй эксперимент (справа): платформу перемещают на другое место. Мышь ищет какое-то время на том месте, где платформа была раньше, но вскоре находит новое место, по крайней мере, в том случае, если нейрогенез нормально происходит в ее гиппокампе.


В Нейрогенез, на который оказали влияние


Рис. 1.2 B. Если нейрогенез заторможен, при первой попытке мышь точно так же находит платформу. Однако она терпит неудачу, когда платформу передвигают, ведь мышь ищет раз за разом на старом месте. Кажется, словно она не может забыть ставшее бесполезным воспоминание о первом расположении платформы. У нее не получается освободиться от старого содержания памяти (можно сказать, от представления, составленного о мире). Без создания новых нервных клеток в гиппокампе образ действий мыши негибкий и «оцепеневший».


Может показаться, что депрессия прежде всего связана с миром чувств. Однако мысли и чувства тесно взаимосвязаны. Если человек находится в состоянии депрессии, то мысли в большинстве своем являются негативными и во многих случаях становятся корнем проблем.

Человек так зациклен на неприятных мыслях и переживаниях, что едва ли может по-другому взглянуть на что-то или осмыслить его иначе, и не важно, другие ли это люди, работа или деятельность, которые раньше приносили радость. Мир сужается, а от всего остального мира он отгораживается. Дух попадает в камеру пыток: нас все больше мучит критик в голове, который напоминает, какие мы бездари или плохие и совершенно бесполезные люди. Эти горькие мыслительные переживания называются «руминации» (от лат. rumination — «повторение, пережевывание»), и их считают частым компонентом депрессии.

Ученые подозревают, что мы не можем выбраться из вечного круга мыслей, в то время как «рассказчику» в нашей голове, гиппокампу, не хватает необходимого роста новых нервных клеток, а значит, и ментального обновления.


И наоборот — и это хорошая новость — правильный режим питания, а также арт-фитнес программа или курс омоложения могут повлиять на гиппокамп. Питательная пища может заставить «морского конька» в нашей голове бежать рысью, пробудить нейрогенез и защищать от духовного окаменения и неконтролируемых размышлений. Так как укрепление гиппокампа означает одновременное укрепление сопротивляемости стрессу, здоровое питание способно также облегчить реакцию на повседневный стресс, что пойдет на пользу душевной уравновешенности и жизнерадостности. Возможно, сначала все это покажется чистой теорией, однако радует тот факт, что исследований, подтверждающих данный сценарий, становится все больше.

Средиземноморская диета в качестве антидепрессанта

Прежде чем мы углубимся в результаты исследований, рассмотрим вопрос, как выглядит здоровое питание в целом. Какие продукты должны составлять здоровое питание?

В книге «Компас питания» я уже пытался ответить на этот вопрос, поэтому буду говорить кратко. Множество форм питания могут быть здоровыми, и каждый организм реагирует на них по-разному, поэтому все зависит от отдельного человека и его опыта. Учитывая, сколько рекомендаций по питанию нам назойливо предлагают целые дни напролет, необходимо не забывать прислушиваться к своему организму. Однако в целом можно сказать, что за последние десятилетия общие результаты исследований говорят в пользу питания на растительной основе плюс рыба и/или жирные кислоты Омега-3. Если считать за точку отсчета нашу типичную «западную» диету, большинство из нас получат пользу от бобовых (чечевица, фасоль, нут), цельнозерновых продуктов и орехов, а употребление красного и обработанного мяса (колбаса, сосиски и другое) нужно снизить, так же как и употребление сладких напитков. Даже если человек начнет питаться таким образом с 60 лет, согласно последним исследованиям и статистике, он может прожить на восемь — девять лет дольше!

...

Самый известный пример питания на растительной основе — средиземноморская диета. Она является лишь одной из форм здорового питания, однако ее преимущество состоит в том, что она была проверена в большом количестве исследований.

Средиземноморская диета — интересный пример, поскольку и по сей день в наших головах правит страх жиров. Даже серьезные организации, такие как Немецкое общество питания, советуют диеты с низким содержанием жира. Однако результаты многих исследований демонстрируют, что средиземноморская диета является одной из самых здоровых, а в ней, как известно, не скупятся на жиры. Прежде всего, можно щедро использовать оливковое масло высокого качества. Еще в нее входят орехи и семена, а также жирная рыба и сыр.

Возможно, самое лучшее в средиземноморской диете — ее вкус, а это означает, что многие могут с ней надолго подружиться. Вероятно, услышав ее название, мы в первую очередь думаем о пицце «Маргарита» и спагетти «Болоньезе». Этими блюдами из меню любимых итальянских ресторанов можно наслаждаться время от времени, однако они не являются основой традиционного средиземноморского питания.

Его классические ингредиенты разнятся от страны к стране, но к принципам живущих возле Средиземного моря можно отнести следующие:

• большое количество овощей, бобовых и фруктов;

• предпочтительно цельнозерновые продукты, в том числе хлеб, лапша или кускус;

• регулярное употребление горсти орехов разных видов, а также ядер семян;

• по крайней мере четыре столовые ложки натурального оливкового масла высшего сорта ежедневно;

• меньше молока, лучше ферментированные молочные продукты, такие как йогурт и сыр;

• неоднократное употребление рыбы в неделю;

• лучше белое, а не красное мясо, а если точнее, то свинина и говядина только несколько раз в месяц;

• до семи яиц в неделю;

• лишь небольшое количество сладостей, как правило, десертом должны служить фрукты;

• необходимо употреблять большое количество таких трав, как розмарин, тимьян, шалфей или корица, а также чеснок в качестве приправы, меньше использовать соль;

• сопровождать еду умеренным количеством вина, то есть максимум 1 бокал для женщин и 2 бокала — для мужчин.


Таким образом, мы добрались до основного посыла этой главы: крупные метаанализы (анализы, которые объединяют данные нескольких исследований) показали, что средиземноморская диета снижает риск возникновения депрессии до 30 %. Также ученые обнаружили, что определенные области мозга людей, придерживающихся средиземноморской диеты, с возрастом теряют в объеме меньше, чем у людей, предпочитающих другое питание. И о какой области мозга идет речь в первую очередь? Правильно, о гиппокампе. Чтобы стало понятнее: у тех, кто придерживается средиземноморской диеты, гиппокамп больше, а душевное состояние лучше (рис. 1.3).

Звучит многообещающе, однако все эти взаимосвязи еще не доказывают, что именно (средиземноморское) питание укрепляет наш эмоциональный настрой. Чтобы было ясно и понятно, нужен настоящий эксперимент, который ответил бы именно на данный вопрос. Это и сделала Фелис Яка.

За многие годы своей работы Яка разыскала 67 пациентов, страдающих от депрессии и готовых поучаствовать в ее проекте (это заняло так много времени прежде всего потому, что большинство психиатров, у которых Яка просила контакты, чтобы связаться с пациентами, считали ее идею бессмысленной). Когда в итоге все получилось, Яка разделила пациентов на две группы.

Одна из групп в последующие недели прошла семь сеансов курса питания, чтобы приблизить меню, насколько это возможно, к средиземноморской диете. Яка уже знала по предыдущим исследованиям, что женщины, которые ели либо много красного мяса, либо совсем мало, чаще страдали от депрессии и постоянного страха, поэтому посоветовала всем не слишком большие, но регулярные порции красного мяса в форме необработанной говядины или баранины (три-четыре раза в неделю по 65–100 грамм). В Австралии, где жила Яка и проходил эксперимент, это было мясо свободно живущих и питающихся травой животных, а это означало, что в нем было больше жирных кислот Омега-3, чем в общеупотребляемом, к сожалению, «промышленном» мясе. Вторая половина пациентов относилась к контрольной группе. Они приходили в одно и то же время для социализации, однако питались как раньше.


Рис. 1.3. В одном из исследований ученые из Нью-Йорка сравнили группы из более чем 50 участников: одни больше придерживались средиземноморской диеты, а другие меньше.

На представленных вверху снимках виден поперечный разрез мозга двух участников. Человеку, чей мозг представлен слева, на момент снимка было 52 года, и он придерживался исключительно средиземноморской диеты. Мозг выглядит нормальным и здоровым.


Конец ознакомительного фрагмента

Если книга вам понравилась, вы можете купить полную книгу и продолжить читать.