Билл О’Хэнлон

Действуй иначе! Десять элементарных способов изменить свою жизнь к лучшему

Посвящается Хелен Хендриксон и Манго, научившим меня по-другому относиться к семье и к любви

Вступление к юбилейному, 20-му изданию

Двадцать лет прошло! Даже не верится…

Эта книга оказалась самой популярной среди тридцати шести других, написанных мной. Ее переиздают вот уже двадцать лет в мире, где большинство книг обычно печатают максимум год или два. Возможно, успех книги обусловлен еще и тем, что ею заинтересовалась Опра Уинфри и пригласила меня на свое шоу, где мы целый час обсуждали книгу и изложенные в ней идеи. В основу книги легла радикальная по тем временам теория, которую я использовал в своей психотерапевтической практике: необязательно понимать, почему вы делаете то, что делаете. Нет никакой необходимости тратить годы на психоанализ своего детства, чтобы стать счастливее и изменить жизнь к лучшему. Достаточно понять, что именно идет не так, и изменить модель поведения — полностью или совсем чуть-чуть.

Недавно одна из читательниц рассказала мне, что эта книга вдохновила ее на эксперимент. Каждый день в течение года она делала что-нибудь по-другому. В результате эта женщина стала счастливее и совершила множество чудесных открытий.

Отзыв, который я получил от другой своей читательницы, звучал куда более драматично. В теме письма, которое она прислала мне по электронной почте, было написано: «Ваша книга спасла мне жизнь». Она сообщила, что увидела меня с этой книгой в «Шоу Опры Уинфри» (The Oprah Winfrey Show) и сразу же заинтересовалась подходом, о котором я рассказывал.

Ее интересовало, есть ли в городе, где она живет, или неподалеку специалисты, практикующие такую методику. Дело в том, что эта девушка боролась с зависимостью. Она неоднократно прибегала к традиционным методам лечения, но ей ничего не помогало. Кроме того, у нее были финансовые проблемы, поскольку зависимость вынудила ее набрать кредитов и потратить все свои сбережения.

И в самом деле, я знал троих терапевтов, которые практиковали в ее регионе и могли бы помочь, поэтому сразу же отправил ей все контакты. Предупредив коллег, что к ним может обратиться такая пациентка, я попросил, если есть возможность, не торопить ее с оплатой. После этого я ничего не слышал о ней почти целый год, а потом она прислала мне письмо с благодарностью.

В том письме она рассказала мне чуть подробнее о том, что с ней произошло. В подростковом возрасте она сбежала из дома, не выдержав жестокого обращения, и потом долго бродяжничала. Для нее это были непростые времена. Чтобы выжить в условиях улицы, ей часто приходилось совершать незаконные, рискованные и унизительные поступки. Со временем она подсела на героин.

Однажды девушка услышала, как уличный проповедник рассказывает об Иисусе Христе. Глубоко тронутая библейской историей, она приняла христианство и почувствовала себя так, словно заново родилась. Тот проповедник помог ей завязать с уличной жизнью. Вскоре он основал свою церковь, где девушка стала работать секретарем и офис-менеджером.

Так прошло несколько счастливых лет. Во время проповедей священник часто призывал ее выйти и рассказать прихожанам о том, как Иисус изменил ее жизнь. Но потом у нее начались серьезные проблемы со спиной. Обратившись к хирургу, чтобы избавиться от постоянных болей, она предупредила медицинский персонал о том, что поборола зависимость и теперь не может принимать никаких наркотических веществ. Ей порекомендовали новое на тот момент обезболивающее средство под названием «оксиконтин» и заверили, что привыкания к нему не будет.

Конечно, сейчас все мы в курсе, чем закончилась история с оксиконтином, который на самом деле оказался сильным наркотиком [Речь идет об эпидемии опиоидной зависимости в США, спровоцированной владельцами фармацевтических компаний, манипулировавших врачами и пациентами в процессе распространения родственных героину обезболивающих препаратов. (Здесь и далее примеч. ред.)]. Девушка впала в зависимость от этих таблеток. Когда истек срок действия рецепта, выписанного врачом, она начала покупать лекарство с рук. Так она потратила все сбережения и влезла в долги. Превысив лимиты по всем кредиткам, она в конце концов вынуждена была дважды заложить свой дом.

Традиционное лечение и программы типа «Двенадцать шагов» [«Двенадцать шагов» — программа духовного переориентирования для зависимых. Используется в работе групп «Анонимных алкоголиков».] практически ничем ей не помогли. Созвонившись с рекомендованными мною психотерапевтами, она поняла, что не может позволить себе их услуги даже с учетом скидок и отсрочек, которые они готовы были предоставить по моей просьбе. При этом ее не отпускала мысль, что мой подход — это именно то, что ей нужно. Ей было стыдно и страшно поделиться своими проблемами с кем-нибудь из церкви, где она работала. Она боялась, что другие прихожане перестанут ей доверять (а ведь она отвечала за церковную кассу!) и усомнятся в силе ее веры. Попытки скрыть свою зависимость, ощущение одиночества и отсутствие поддержки — все это вызвало еще больший стресс.

В конце концов она решила еще раз прочесть мою книгу и попробовать применить описанные в ней принципы, чтобы самостоятельно справиться с зависимостью.

У нее родился план. По утрам она должна была откалывать кусочек от принимаемой таблетки, такой крохотный, чтобы организм даже не ощущал потери. Каждый следующий день удаляемый кусочек должен был становиться чуть больше. Таким образом объем принимаемого наркотика сокращался изо дня в день. Процесс был небыстрым, поскольку она боялась ломки. Книга рекомендует вносить минимальные изменения, способные хоть сколько-нибудь изменить ситуацию. Этой рекомендации она и придерживалась.

Потребовалось целых восемь месяцев, чтобы окончательно избавиться от тяги к оксиконтину с помощью такого метода постепенных изменений. К тому моменту, как я получил от нее письмо, девушка уже четыре месяца вообще не употребляла это лекарство.

Ее история тронула и ошеломила меня. Можете себе представить, каково это — получить письмо от незнакомого человека с рассказом о том, как написанная вами книга спасла ему жизнь?

В тот момент я отчетливо понял, ради чего провел многие часы в работе над этой книгой, редактируя ее, вычитывая и стараясь выразить свою мысль наиболее понятным образом. Эта история не только порадовала меня, но и заставила ощутить, что я живу не зря. Для того я и стал психотерапевтом, чтобы помогать людям и облегчать их страдания. Мысль о том, что я сумел, сам того не ведая, поддержать незнакомого человека в трудную минуту, согрела мое сердце.

Я не жду, что все мои читатели так кардинально изменят свою жизнь благодаря этой книге, но все же мне приятно думать, что изложенные в ней советы найдут путь к сердцу тех, кому требуется помощь.

Название, которое в итоге носит книга, пришло в самый последний момент. Изначально она называлась «Жизнь, ориентированная на решение», но это название не нравилось никому, кроме меня, поэтому все то время, пока я продолжал писать, мы искали новый вариант, который бы всех устроил.

Я не запомнил всех названий, которые мы перебирали и отбрасывали, но было одно, которое сохранилось в моей памяти. Я предложил назвать эту книгу «Королева сенполий» [Сенполия — комнатное растение, также известное как узамбарская фиалка.] (прочитав ее, вы поймете почему). После выхода книги Тони Скьярра Пойнтер, мой редактор из издательства William Morrow, спросил: «Ты рад, что мы не назвали книгу “Королева сенполий”? Какой-нибудь продавец из Borders или Barnes and Noble [Borders, Barnes and Noble — крупные американские сети книжных магазинов.] обязательно поставил бы ее в раздел для садоводов, где никто не обратил бы на нее внимания». Да, Тони, об этом я как-то не подумал. Ты правильно подметил!

В конце концов, когда книга была уже почти готова к печати, главный редактор издательства Harper Collins сказал: «Смотрите, это книга о том, как действовать иначе, чтобы изменить свою жизнь. Вот давайте так и назовем ее — “Действуй иначе!” (Do One Thing Different)!» Мы тогда переглянулись и поняли, что это название буквально витало в воздухе.

Название было одной из причин, по которым Опра обратила внимание на книгу. Когда я спросил продюсера Harpo (продюсерская компания «Шоу Опры Уинфри»), как вышло, что книга стала темой выпуска шоу, она рассказала мне, что Опра хотела, чтобы каждый выпуск вдохновлял зрителей менять что-нибудь в своей жизни. Случайно или нет, но моя книга оказалась в офисе Harpo как раз в тот день, когда было принято такое решение о формате шоу. Продюсер как раз принесла ее на совещание, на котором Опра объявила о своем видении. Она рассказывала мне, что просто подняла над головой эту книгу с черным заголовком на красном фоне, в ответ на что Опра сказала: «Вот об этом я и говорю. Пусть эта книга станет темой одного из наших выпусков». Это было Провидение, не иначе.

Расскажу вам еще одну историю, связанную с названием. Однажды меня пригласили в студию шоу «Канада до полудня» (Canada AM), чтобы поговорить о книге. Ведущий принялся доказывать мне, что название Do One Thing Different грамматически неверно, и правильнее было бы назвать книгу по-другому. Тогда у меня не было настроения спорить, но сейчас я привел бы следующие аргументы: во‐первых, название придумал главный редактор известного издательства, который знает английский безупречно. Во-вторых, оно перекликается со знаменитым лозунгом Apple, который звучит похоже — Think Different («Думай иначе»), то есть фраза служит иллюстрацией определенной концепции. В-третьих, такое название означает одновременно «делайте что-то новое» и «делайте что-то по-новому». Нам показалось, что оба смысла легко просматриваются.