Брайан Солис

Жизнь на 100 %

Система максимальной самореализации





Глава 1. Осознание

«Но ваше видение станет ясным, только когда вы вглядитесь в собственное сердце… Тот, кто смотрит наружу, видит сны; глядящий внутрь пробуждается».

Карл Густав Юнг [Цит. по: Юнг К. Г. Письма: В 4 кн. 1906–1961 гг. — М.: Клуб Касталия, 2017.]

Не помню, как осознал, что со мной что-то не так. Я стал замечать¸ что уже не могу фокусироваться. Часто нервничал, совсем не радовался жизни, пытался выполнить все намеченное, постоянно забывая выделить время для себя и общения с друзьями и семьей. Я почти безвылазно сидел в сети или в телефоне, бездумно потребляя контент, бесполезный для меня и моей работы.

Вести исследования становилось все сложнее, и я уже не мог 10–15 минут просто посидеть с книгой, погрузившись в чтение, а ведь раньше это приносило мне огромное удовольствие. Я пропускал важные даты и по невнимательности делал массу ошибок. И не раз ловил себя на том, что в компании друзей или на совещании не слушаю, а утыкаюсь в экран или разражаюсь монологами невпопад.



У меня все было под контролем… ну, мне так казалось. Все пока получалось. Я одолевал списки дел. Писал. Учился и познавал новое. Но еще не видел, что на все это уходит куда больше времени, чем должно бы, а результат был лишь жалким подобием того, что я мог бы сделать. Я не видел, как исчезали из моей жизни другие важные цели.

А раз я все чаще отвлекался, приходилось прикладывать усилия, чтобы отлавливать, когда я сбиваюсь с курса, а затем решительно пресекать это и за счет напряжения воли заставлять себя возвращаться к исходной цели. Все это касалось общения, исследований и чтения. Чтобы заметить, что я отвлекаюсь, и снова сконцентрироваться, требовались осознанность, сила и дисциплина.

Однако воспринял я это всерьез, только когда сел писать заявку на свою очередную книгу. Через год я отложил рукопись. Меня это по-прежнему огорчает, зато в процессе я кое-что узнал о себе, что привело к написанию этой книги, этому нашему с вами общению.

Поставив точку в работе над предыдущей книгой, я с нетерпением воображал новые возможности: искать новое измерение креативности… экспериментировать, расширять границы представлений о книгах и способах взаимодействия с ними. Роман с предыдущим творческим увлечением пробудил во мне страсть не только к очередному приключению в том же роде, но и к каким-то более серьезным и даже более бурным отношениям. Всего через два года я официально признал: пора создать что-то новое.



Перерыв между проектами оказался дольше обычного. Кроме того, начав исследовать масштаб своего нового проекта, я застопорился: ничего не получалось. Что-то изменилось. Идей было мало, да и те, если честно, так себе. Я подумал: «Может, я просто запутался?» Отчасти так и было. Но я понимал: проблема куда серьезнее. Я больше не мог глубоко погружаться в процесс. Воображение и критическое мышление разбились вдребезги. Когда я наконец, НАКОНЕЦ-ТО погрузился в творчество, то не мог долго оставаться «на глубине», то и дело отвлекаясь; по какой-то странной причине это было для меня как глоток кислорода.

Вместо того чтобы остановиться и поразмыслить, я прикладывал все больше сил. Начал беспокоиться обо всем на свете, даже о самых простых проектах, — тут появились прокрастинация и избегание. Со временем моя склонность к прокрастинации стала очевидной. Она превратилась в данность, но я не пытался вникнуть в причину, а изучал, как обходить и преодолевать эту проблему. В итоге моя активность из мощного потока превратилась в череду всплесков. В списке дел были сплошь обязанности, а все остальное испарилось; обнаружив это, я заволновался еще больше. И чем длиннее оказывался список, тем больше стресса приносил каждый его пункт — одним своим существованием. Все было неважно. Я, как «пожарный», гасил только открытый огонь и тщетно планировал сфокусироваться на других (менее) важных задачах.



Я ругал и изводил себя вопросами. Терял самоуважение. Уверенность в себе и креативность исчезали, и я начал понимать, что счастье тоже тает. В тот момент я просто был не в состоянии увидеть это или признать. Я не мог точно определить, что происходит и почему.

Как-то раз, с трудом дописывая статью «Как фокусироваться, когда ты отвлекаешься», я осознал иронию происходящего: это сложно. Я постоянно отвлекался на бесконечные уведомления из Snapchat, Facebook, Messenger, Instagram, WhatsApp и Twitter. Я бы запретил себе хвататься за телефон, но тут на глаза как раз попалось фото со штендером около любимого кафе одного из друзей: «Когда в следующий раз постесняешься поделиться идеями, вспомни, как на совещании кто-то сказал: “А давайте снимем кино про акулий торнадо [Фильм «Акулий торнадо» вышел на экраны в 2013 г. и из-за абсурдности сюжета приобрел большую популярность. К нему было снято пять сиквелов.]”». Ха-ха-ха!

Мои эмоции и разум пробуксовывали целый год, а потом я нажал на паузу. Я не просто опасался полной потери креативности, я испугался, что теряю способность быть счастливым. Замечал, что постоянно откладываю на потом свои самые большие мечты и устремления, и чувствовал, что перестаю понимать, кто я на самом деле и кем хочу быть. Постоянные отвлечения не давали мне жить настоящей жизнью.

Когда я рассказал об этом близким друзьям, очень многие в ответ поделились похожими историями. Тогда-то я и решил: необходимо искать ответы — для себя самого, для них и для вас тоже. Давайте спросим себя, с какого момента:



Мы начали потреблять больше, чем создаем. Мы меняем самовыражение и воображение на лайки и просмотры. Исчезновение границ между физическим и цифровым завораживает нас.

Каждый день мы стремимся идти своим путем и справляться со всеми задачами на работе и дома, но снова и снова в конце дня безуспешно пытаемся выполнить нами же самими составленный план, и эта беготня по кругу разрушает наши долговременные цели и мечты [https://www.nytimes.com/2013/05/05/opinion/sunday/a-focus-on-distraction.html.].

К нашему порогу тихо подкрался какой-то зомби-апокалипсис.




Я видел это собственными глазами, да и вы наверняка тоже (если, конечно, вообще смотрите по сторонам): десятки людей всех возрастов, не обращая внимания на автомобили и риск для жизни, идут через улицу, уткнувшись в свои телефоны. В Нью-Йорке, например, тысячи подростков ежегодно попадают в ДТП и оказываются в отделении скорой помощи из-за того, что были полностью поглощены своими девайсами.

По всему миру уже начали менять дизайн пешеходных переходов, чтобы избежать таких происшествий, а в Китае на тротуарах для «сидящих в телефоне» выделили специальные дорожки.

С каждым днем нам все труднее отключиться от сети (если мы вообще пытаемся отключаться). Это вредит всем сферам нашей жизни. Мы страдаем от снижения внимательности, ослабления эмпатии, сокращения результативности интеллектуального и творческого труда, утраты вдохновения, ухудшения способности критически мыслить, глубоко концентрироваться и генерировать новые идеи.

Все наши переключения между приложениями, соцсетями, электронной почтой и SMS безумно дорого обходятся для той работы, которую мы предположительно должны выполнять. Известно ли вам, что в США большая часть сотрудников каждый день тратит не меньше двух часов рабочего времени на проверку смартфона? Это минимум 10 часов рабочего времени в неделю, отнятых от решения рабочих задач. Десять лет назад человек переключал внимание с одной темы на другую в среднем каждые три минуты. Сейчас, перед тем как сменить объект концентрации, он выдерживает целых 45 секунд. А еще 74 раза в день проверяет электронную почту и 566 раз перескакивает с задачи на задачу в компьютере. Кроме того, испытывая стресс, человек, по мнению доктора Марка, «склонен быстрее переключать внимание. Мы попали в порочный круг» [https://www.ics.uci.edu/~gmark/Home_page/Welcome.html.].

Чтобы получить представление о том, сколько времени вы тратите, отвлекаясь на дела, не относящиеся к вашей текущей работе, просто посчитайте в течение одного дня, сколько раз вы…

...

тянетесь за девайсом;

проверяете сообщения (в том числе все уведомления из приложений);

читаете ленту новостей;

пишете в сети о событиях или впечатлениях или выкладываете фотографии;

переключаетесь с какого-то из перечисленных занятий на работу и обратно.

Каждый раз, попадая в ловушку цифрового отвлечения, мы несем скрытые издержки. И не просто теряем время, которое могли бы использовать и получше, — мы привыкаем верить, что терять время — это нормально. Но наше отвлечение влияет не только на продуктивность — оно подрывает душевное и физическое здоровье, порождая стресс, беспокойство, ощущение одиночества, снижая нашу самооценку и повергая нас в пучину депрессии [https://childmind.org/article/how-using-social-media-affects-teenagers.].

Однако в соцсетях мы показываем благополучную и яркую сторону своей жизни, создавая у всех впечатление, что мы счастливы и преуспеваем, гармонично сочетая карьеру и семью, профессиональные амбиции и увлекательный досуг.



Ирония в том, что, рассказывая в соцсетях о своей «идеальной» жизни, мы заставляем подписчиков считать, что они до нас недотягивают. Но они вряд ли знают, что на самом деле наша жизнь несовершенна — это лишь видимость. В глубине души мы несчастны.