Вариации

Все буддийские школы единодушно считают взаимозависимое происхождение очень важным положением. Если мы полностью поняли его, то нам больше нечего понимать. С этим все согласны. Однако разные школы объясняют взаимозависимое происхождение несколько по-разному. Причина различий в том, что не все люди одинаковы. Каждая традиция учит по-своему, так что каждый человек может найти свой способ разобраться в сути: одному подходят содержательные и краткие объяснения, а другому — пространные и сложные. В результате разными средствами передается одна и та же тема — то, как явления возникают в результате взаимозависимого происхождения и какова истинная природа того, что возникает.

Практика — обязательное условие

Если не практиковать Дхарму посредством изучения, размышления и медитации, застреваешь в колее своих мыслей и привычек. Мы видим и понимаем мир ошибочно. Наше сознание устроено так, что даже самые старательные раздумья, самые усердные попытки объяснить себе окружающий мир всегда приводят к неверным выводам, далеким от того, каким все является на самом деле — а затем мы действуем исходя из этого ошибочного восприятия и в результате страдаем.

Мышление, эмоции и действия

Неконтролируемые мысли мешают нам чувствовать себя довольными и непринужденными в настоящий момент. Постоянно возникает ощущение, что где-то еще — не здесь и не сейчас — есть что-то, что необходимо найти или добыть. Всегда есть что-то, что мы хотим получить, и что-то еще, чего мы пытаемся избежать. Давление нарастает; поддаваясь ему, мы действуем неуклюже, создаем неприятности другим людям и самим себе. Гнев и жадность, будь они грубыми или тонкими, порождают потоки новых чувств и мыслей, и поэтому все только усложняется. Например, иногда мы начинаем считать себя очень особенными — так развивается нездоровая гордость. В свою очередь, тщеславие и самообожание наполняют нас ревностью и завистью, и мы уже не можем чувствовать себя счастливыми, когда у других все идет хорошо. Такой настрой подрывает наше здоровье и в долгосрочной перспективе действует разрушительно.

Привязанность, отвращение и неведение

Все наши мысли, чувства и представления о мире — это винтики в том механизме, которым является концептуальный ум. Нам просто что-то понравилось — и вот мы уже заняты построением желаний. Потом нам что-то не понравится, и тут же возникнет тонкий вид отвращения. Наконец, всякий раз, когда мы проявляем безразличие и просто отмахиваемся от явлений, мы подпитываем свою тупость и неведение. В итоге, независимо от того, как мы думаем и о чем, у нас есть только эти три варианта: «нравится», «не нравится» и «все равно». Следует помнить, что неведение — это основной источник привязанности и отвращения. Все эти состояния подпитывают наше омраченное сознание; в этом случае будущее, без сомнений, принесет еще больше иллюзий, а негативные эмоции станут только сильнее.


Привязанность, отвращение и неведение неизбежно ведут к страданиям. Чем больше мы допускаем негативных эмоций, тем меньше счастья будет в нашем восприятии мира. В буддийской космологии описываются адские миры, где переживаются огромные, мучительные страдания. С другой стороны, здесь говорится, что если мы будем неустанно генерировать позитивные мысли, то рано или поздно окажемся в сфере божественных удовольствий. Однако ни адские состояния, ни божественные не длятся вечно — все они временны. Как и все остальное, что вызвано причинами и условиями, небесное наслаждение однажды закончится. До тех пор пока наши действия и мысли основаны на привязанности, отвращении и неведении, мы обречены страдать.

Оптимальное начало

Наша задача как буддистов — вырваться из круговорота жизни, полного страданий и неведения. Хорошая новость заключается в том, что наша нынешняя ситуация — человеческое рождение — предоставляет уникальную возможность выхода. Каким образом? Космология буддизма говорит о трех типах существования: есть сфера желаний, сфера форм и сфера без форм. Мы, люди, рождаемся в сфере желаний, и здесь автоматически присутствует много страданий и грубых негативных эмоций. Совсем иначе переживают мир те, кто рождается в божественных обителях сферы форм или без форм. Но какими бы великолепными и восхитительными ни казались эти высшие состояния, идеальным местом для глубокой и эффективной практики является мир людей.


Наше человеческое тело подвержено влиянию стихий, а сознание испытывает всевозможные негативные чувства. Однако, если мы получим мощные наставления о методах постижения мудрости, мы вскоре сумеем проявить широкий спектр замечательных качеств пробуждения. В божественном состоянии такое невозможно. Конечно, тело и ум Бога кажутся гораздо более красивыми и величественными, но не являются идеальным условием для пробуждения от неведения. Вот почему мы говорим, что наша ситуация — самая удачная. У нас в человеческом мире есть все, что нужно. Однако наш долг — воспользоваться возможностью и принять вызов. В противном случае мы просто будем блуждать без цели, запутанные и несчастные. И когда эта жизнь закончится, мы отправимся к еще большему неведению и страданиям. Короче говоря, наше будущее благополучие зависит от того, научимся ли мы применять наставления и методы.

Надежда и страх

Почему мы страдаем? Мы страдаем из-за надежды и страха. Когда есть надежда и страх, страдание возникает автоматически. Не умея ценить то, что есть здесь и сейчас, мы без конца надеемся на что-то другое. При этом мы боимся неизвестности. Мы страдаем, потому что ни в чем не уверены. Невозможно предсказать, что нас ждет завтра. Мы даже не знаем, что случится в ближайшие пять минут.

Недостаток любви

Мы живем в такие времена, когда многие подростки впадают в депрессию, чувствуют, что их существование пусто и бессмысленно. Некоторые даже сводят счеты с жизнью. Другие заглушают свою боль наркотиками и алкоголем. У них нет таких проблем, как отсутствие образования или нехватка ресурсов; но тем не менее они глубоко несчастны. Другие дети разыгрывают свои драмы, изображая холодность и безразличие. Конечно, часть вины за это лежит на современных технологиях. Технические достижения приносят много пользы, но могут и вредить — например, компьютерные игры превращают насилие в развлечение. Как бы там ни было, в основе всего этого лежит заблуждение. А откуда она берется? Из недостатка любви.

Поверхностность

Мы должны следить за тем, чтобы не стать поверхностными. Религия может легко превратиться в очередное развлечение, в повод для общения и новых дружеских связей. Уютное чувство общности, немного веры, ритуалы тут и там, несколько приятных мелодий, которые можно напевать на ходу — если этим исчерпывается наше отношение к религии, то мы так и не поймем ее смысла, и это занятие будет весьма поверхностным. В буддийских кругах такое тоже встречается. Конечно, это не значит, что мы должны просто забыть о храмах, текстах, изображениях, специальных одеждах, четках и тому подобном. Однако важно иметь в виду, что все эти вещи второстепенны.

Осознанность

Быть осознанным от момента к моменту — вот ключ к успеху. Это дает массу возможностей. В буддизме много техник, он обширен и логичен, а его мудрость остра, как лезвие. Мы получаем все, о чем только могли мечтать, и даже больше! По правде говоря, такое изобилие может нас избаловать. К сожалению, практика и практикующий часто остаются разделенными. Но так не должно быть: нужно, чтобы практика и практикующий стали единым целым, одним существом! Подлинная практика не может быть жесткой или фанатичной. Подлинная практика означает осознанность от момента к моменту. Цель состоит в том, чтобы стать более спокойными, добрыми, внимательными, непринужденными и умными. Все это очень логично.

Застрять на поверхности

Когда мы вспомним, в чем суть буддизма, мы станем серьезно относиться к практике. Необходимо знать цель и важность того, что мы делаем. В противном случае легко запутаться во множестве тонких деталей, которые не имеют никакого значения. Подлинная практика состоит не в том, чтобы размышлять об интересной философии буддизма, читать книги или слушать лекции для приобретения новых знаний. Кроме того, подлинная практика — это не ритуалы, сколь угодно экзотические и красочные. Подлинная практика — не значит уметь правильно обустроить алтарь, носить подобающие одежды, что-то специальное говорить или как-либо себя вести.

Но во всех этих вещах легко увязнуть, упустить смысл того, что по-настоящему важно. Не поймите меня превратно: я не утверждаю, что разбираться в устройстве алтаря — это плохо; нет, это очень полезно знать. Но важно, чтобы мы не слишком зацикливались на деталях и не застревали на поверхности. Наша практика становится подлинной, когда мы четко сознаем самое важное и никогда о нем не забываем.

Уравновешивающий акт

Выяснить, как правильно практиковать, совсем не сложно. Когда мы слушаем лекцию или читаем текст, а затем обдумываем услышанное, все видится очень ясным и логичным. Если нам действительно интересно, во всем этом нетрудно разобраться. Самое сложное — принять в сердце то, что мы узнаем. Но дело не в том, что наставления требуют особого умственного труда. Нас не ждут большие лишения и испытания. Просто буддизм направлен на достижение равновесия. Будда постоянно подчеркивал, что нам следует найти хороший баланс между жесткой аскезой, с одной стороны, и жаждой наслаждений и удовлетворения — с другой. Речь идет о том, чтобы найти середину между этими двумя крайностями. Вот и все, что нужно.