Как известно, среди факторов, определяющих эффективность обучения, особое место занимает методика.

Обучение — целостный процесс, и самое главное в нем — личность того, кто наблюдает за вами, направляет и поощряет в ходе обучения. Это же справедливо для практики общения.

Самостоятельное обучение может быть очень сложным. Допустим, вы девушка и учитесь наносить тени для век. Вы смотрите видео и читаете учебники, пробуете несколько раз, но все равно результат оставляет желать лучшего. Но вот готовый макияж видит ваша опытная подруга. Ее реплики мы приводим ниже. И после этого у вас наверняка будет получаться все лучше и лучше.

...

Поощрение: «Милая, ты наносишь такой макияж впервые, и у тебя уже так круто получается!»

Замечание: «Но вот тут ты переборщила, выглядит неестественно».

Предложение: «В следующий раз попробуй сделать чуть интенсивнее вот здесь».

Личный пример: «Давай я тебе накрашу один глаз, посмотришь, как получится, и потом попробуешь сама».

После того как вы попробуете ее метод, она поинтересуется результатом.

Отклик: «Ну что? Так ведь более естественно?»

Наставничество. Если вы все еще не чувствуете, что находитесь на правильном пути, она может продолжить спрашивать: «Тебе все еще не нравится? Я подумаю, как лучше объяснить».

Индивидуальный подход. Если вам кажется, что у вас ничего не выходит, потому что у вас слишком разная с подругой внешность, она может сказать: «Нет проблем, у меня есть знакомая, похожая на тебя. Давай попробуем ее методику!»

Представьте себе, что такая лучшая подруга помогает вам в освоении любого навыка, хотя бы до определенной степени. И она должна соответствовать как минимум следующим критериям.


• Отлично справляется с задачей.

• Сама прошла через процесс обучения.

• Умеет (и может) наблюдать, обобщать и давать обратную связь.

• Может поощрять и поправлять вас.

• Может дать индивидуальный совет при возникновении трудностей.


Так почему бы вам не найти такого же тренера для обучения общению? Думаю, сейчас вы вспоминаете прошлый опыт, то, как вы учились общению или другим навыкам. Возможно, вы подумаете: «Это нереально! Где же я найду тренера по общению?»

В идеале, конечно, нужно заплатить тренеру по общению, чтобы он посмотрел, как вы общаетесь и выполняете задания, и для большинства людей это трудновыполнимо. Более реалистично объединить несколько инструментов и превратить их в своего рода тренажер, способствующий эффективному самообучению.

Вот что в итоге должен делать тренер.


• Помочь признать необходимость обучения.

• Донести до вас важность методики.

• Стимулировать ваш интерес к обучению.

• Разработать план упражнений.

• Помочь вам действовать в соответствии с планом.

• Наблюдать, как вы практикуетесь.

• Давать своевременную обратную связь.

• При возникновении трудностей поощрять вас не бросать начатое.

• При возникновении проблем вместе с вами анализировать причины и подсказывать, как исправить ситуацию.

• Давать четкие позитивные сигналы при достижении результатов.


Мы надеемся, что эта книга поможет вам найти тренера по общению. Предположим, вы хотите освоить методику подготовки и проведения презентации. Мы как тренеры можем помочь вам практически во всех аспектах изучения, понимания, использования и практики. На рисунке ниже мы перечислили самые важные шаги на каждом этапе.


Чтобы преодолеть напряжение, мы пройдем через множество процессов на этапе применения, осознания, обучения и практики. На каждом этапе требуется что-то свое.


Почему мы уверены в себе как в тренерах и в эффективности наших книг, курсов и консультационных услуг? Все потому, что все взлеты и падения, которые мы многократно испытали на рабочем месте, стали для нас основой для написания книг и разработки курсов. Мы постоянно учим других тому, чему научились сами. Отзывы и предложения студентов еще больше обогащают наш опыт и позволяют пересмотреть концепции и методы.

Что еще более важно: как упоминалось в начале этой книги, мы сами себе «подопытные кролики». Вы даже не можете представить, сколько раз в течение последних семи или восьми лет мы хватались за ручку с бумагой и серьезно прорабатывали вопрос «Почему этот метод не работает?». Обсуждаем мы сериал или приводим какие-то примеры общения и случаи на работе за утренним кофе — мы постоянно получаем яркий опыт общения.

Это так называемое единство знания и действия. Здесь важно, достаточно ли ты трепетно и серьезно относишься к процессу коммуникации, выдерживает ли то, чему ты научился, проверку на практике. Несомненно, в этой области есть множество настоящих виртуозов. Они настолько хороши в общении, что мы восхищаемся одним только их присутствием на сцене, словно они звезды. И при этом их ораторский талант и профессиональная подготовка — это наглядный результат для тех, кто настолько загружен работой, что может выкроить лишь немного времени на обучение общению.


Глава 2. Эмоциональный интеллект для развития навыков общения

В первой главе мы рассмотрели несколько заблуждений, связанных с обучением общению, и рассказали, как их избежать. В этой главе вы узнаете, как успешно освоить навыки общения и с чего нужно начинать, чтобы добраться до сути — развитого эмоционального интеллекта.

Развитый эмоциональный интеллект — концепция, которую мы уже представили в предыдущей нашей книге. В этой главе мы кратко рассмотрим основные моменты, связанные с эмоциональным интеллектом: доверие, ключевые люди и формула доверия. Они необходимы, чтобы заложить основу перед практикой общения.

Непонимание: общение не равно разговору, и не важно, интроверт вы или нет

Многие считают, что люди, обладающие сильными коммуникативными навыками, должны быть более общительными и красноречивыми. Если взять для примера незнакомых людей, то это телеведущие, а из ближнего круга вспоминаются коллеги-балагуры, которые отлично умеют сближаться с руководством.

Но гарантируют ли эти качества наличие отличных навыков общения?

...
СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ

Однажды к нам обратилась госпожа И. Мы встретились субботним днем в кафе рядом с Китайским центром международной торговли в Пекине.

Обычно к нам за советом и консультацией обращаются люди замкнутые, но госпожа И. — экстраверт до мозга костей, и она работает в технологической компании. Она очень трудолюбивая, приятная, смышленая, и руководители ей доверяют. Всего за три года она получила должность директора по развитию на региональном рынке.

Раньше, когда она была рядовым членом команды, требовалось просто хорошо выполнять свою работу. Теперь же, когда она доросла до руководителя, ей приходится координировать работу многих людей и общаться с продуктовой и технической группами. В один прекрасный день она вдруг обнаружила, что старшие коллеги из технической группы, которые обычно над ней подшучивали, перестали обращать на нее внимание. Порой у нее и вовсе не получалось убедить их по каким-то рабочим вопросам, что создавало колоссальные проблемы.

Именно в этот момент она к нам и обратилась. Больше всего клиентку озадачивало то, что умение хорошо выражать мысли, которое она всегда считала своей сильной стороной, не работает. Почему же она не может убедить собеседника?

Мы спросили ее: «Что вы вкладываете в понятие “уметь общаться”? То, что вы стремительно и красноречиво выражаете свои мысли, или то, что собеседник слушает, понимает и может предпринять какие-то действия, выслушав вас?»

Коммуникация — не односторонний процесс, а двусторонняя связь


Казалось, наши слова тронули госпожу И.

Теперь рассмотрим историю с господином Г.

...
СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ

Господин Г. — полная противоположность госпожи И. Когда мы встретились с ним в «Старбаксе», он с первых минут густо краснел и настоял, чтобы мы называли его «Сяо Г.» [Когда речь о младшем по возрасту знакомом, то перед его фамилией ставится «Сяо» («маленький»), а если о старшем, то «Лао» («почтенный»). Таким образом, их клиент сразу же принижает собственный статус. Здесь и далее прим. пер., если не указано иное.].

Сяо Г. — интроверт, хотя этот ярлык его раздражает. Он изучал финансы, и многие его однокурсники пошли работать в инвестиционные банки, поставив перед собой цель стать «золотыми воротничками» [«Золотые воротнички» — руководители высшего звена или высококвалифицированные специалисты.]. Однако он чувствовал, что стесняется заговаривать с незнакомцами, а еще хуже — не умеет подстраиваться под собеседника. Так что карьера в инвестиционном банке, решил он, ему точно не светит, поэтому он выбрал работу, связанную с инвестициями и контролем рисков на предприятии.

При этом он оставался интровертом. Он терялся, когда нужно было отчитываться перед непосредственными руководителями, и общение с коллегами из других отделов ему тоже не давалось.

Мы не знали, что представляет собой работа по контролю инвестиционных рисков, но интуиция и опыт подсказывали, что замкнутость не обязательно мешает развитию коммуникативных навыков. Мы спросили: «Если бы у вас был выбор, то как бы вы хотели общаться?»

Г. ответил: «Я хотел бы быть более красноречивым. Ну или, по крайней мере, не так нервничать, как сейчас, когда я выступаю с презентациями перед руководителями».

Мы сказали: «Да, слишком сильная нервозность — это плохо. Но представьте себе, вы не нервничаете и красноречивы, когда подводите итоги проекта перед руководителем. Это обязательно поможет справиться с задачей?»

Г. ответил: «Ох! Я никогда не думал об этом в таком ключе… Я не знаю!»

Мы продолжили: «Мы не знаем, что именно входит в ваши обязанности, но есть ощущение, что, даже если однажды вы начнете разливаться перед руководством соловьем, это не укрепит ваше положение в компании. Почему? На то есть две причины. Во-первых, вы контролируете риски, а значит, ставите осмотрительность во главу угла. Если молодой сотрудник вообще не тушуется в присутствии руководства, то разве руководитель перестает в нем сомневаться? Во-вторых, влияет ли замкнутость на то, как вы мыслите и поступаете? Как нам кажется, вы куда более вдумчивы, чем однокурсники, подавшиеся в банковский сектор, и должны уметь видеть лазейки и риски, незаметные для других. Если вы будете доходчиво доносить аналитические выкладки до руководителей, кто станет укорять вас за неумение общаться?»

Выслушав нас, Сяо Г. подумал, что наши слова не лишены смысла, но все равно сомневался.

Тогда мы спросили его еще раз: «Подумайте хорошенько, каков обычный стиль общения вашего руководителя?»

Он ответил: «Наш руководитель немногословен и очень спокоен, но каждая сказанная им фраза бьет четко в цель, чему я очень завидую. Думаю, вы правы, я зациклился на том, чтобы раскрепоститься, мечтал, чтобы у меня развязался язык. А ведь если подумать, то руководство говорит мало, но по делу».

Для эффективного общения не важно, интроверт вы или нет. Быть разговорчивым и красноречивым не означает умения общаться, как и застенчивость не значит, что вы не владеете навыками общения. Ведь, по сути, общение не то же самое, что обычные разговоры.