К тому времени она уже лидировала на рынке: среди ее клиентов были и многие независимые СМИ (телеканал «Дождь», «Новая газета», «Ведомости»), и банки («Альфа», «Тинькофф»), и интернет-магазины («Юлмарт», Lamoda). По словам Вяри, их услугами даже однажды воспользовался интернет-магазин по продаже кедровых бочек; что удивительно — именно на него была совершена самая серьезная атака за все время его работы в компании. «В России популярно сводить счеты с конкурентами с помощью DDoS-атак, некоторым магазинам один день простоя стоит закрытия», — объяснял он. Такие атаки стоят очень дешево (около 3 тысяч рублей в сутки) и могут при этом вывести незащищенный сайт из строя, что приведет к серьезным убыткам.
Вяря работал в техподдержке и постоянно отвечал на звонки клиентов. Нередко в Qrator обращались те, кто недоволен тем, что она защищает в том числе оппозиционные сайты. Весной 2012-го — накануне инаугурации президента Владимира Путина — прогосударственные хакеры-патриоты атаковали сайты «Эха Москвы», «Коммерсанта» и «Дождя» — все они были клиентами Qrator. «Зачем же вы защищаете евреев?» — сказал Вяре один из позвонивших в тот день.
Во время выборов мэра Москвы в 2013 году Qrator защищал сайт Алексея Навального: оппозиционный политик выдвинул свою кандидатуру и вел успешную кампанию. В какой-то момент Вяря заметил возле офиса компании фургон с тонированными стеклами и антеннами на крыше. В следующие дни он появлялся там почти каждый день. Выходя на обед, сотрудники Qrator пытались заглянуть в фургон и шутили, что тем, кто их прослушивает, надо бы принести пончики.
«Саша — талантливый человек, но очень впечатлительный и с тараканами в голове, — сказал мне его бывший начальник Александр Лямин. — Когда слишком долго работаешь в информационной безопасности, начинаешь меняться, начинаешь во всем видеть угрозу себе».
Так или иначе, к 2015 году Вярю повысили до руководителя службы эксплуатации. Он начал часто ездить за границу: приходилось посещать дата-центры, расположенные в европейских странах, чтобы устанавливать программное обеспечение, способное работать при больших нагрузках — во время атак. В Qrator такие серверы с фирменным ПО называют «центрами очистки трафика». Они помогают окружать сайты клиентов виртуальным «забором» с «пограничными пунктами», которые отфильтровывают здоровый трафик от паразитного.
Тогда же компания начала подготовку к открытию первого зарубежного отделения в Праге. Всем сотрудникам делали рабочие визы. Возглавить филиал должен был Вяря.
3 февраля 2015 года генеральному директору Qrator Александру Лямину позвонил Вартан Хачатуров, заместитель главы департамента инфраструктурных проектов Минкомсвязи. Хачатуров попросил кого-то из сотрудников компании помочь чиновникам с одним «щекотливым вопросом». Кроме Вяри помогать было некому: все разъехались по конференциям.
Хачатуров связался с Вярей и оставил номер телефона, на который тот отправил сообщение. Ближе к вечеру раздался звонок: звонил некий Василий Бровко. Вяря понятия не имел, кто это. Бровко сказал ему, что через пару дней им вместе необходимо слетать в столицу Болгарии, Софию; все необходимые документы оформит его помощница.
Вяря поискал в интернете информацию о Бровко и схватился за голову. Больше всего ему запомнилось, что тот основал компанию «Апостол», которую Алексей Навальный весной 2013 года обвинял в том, что она с помощью ботов [ [Бот — программа, которая по расписанию выполняет определенные задачи. В последние годы так называют и живых людей — например, сотрудников «фабрики троллей».]] раскручивала соцсети «Аэрофлота». В последнее время Бровко работал начальником департамента коммуникаций в «Ростехе» — госкорпорации, созданной для производства высокотехнологичной продукции гражданского и военного назначения. Руководил ею Сергей Чемезов, близкий знакомый Владимира Путина.
Вяря предположил, что от него хотят помощи по его профилю — выбрать новую систему защиты от DDoS. Но удивился, что позвали в Болгарию: известные производители соответствующего программного обеспечения находятся в Израиле и Штатах.
5 февраля 2015 года он прилетел в Софию. Отправил сообщение Бровко; тот ответил, что встреча состоится во второй половине дня. Вяря погулял по центру, потом подошел к назначенному месту — помпезному стеклянному зданию Grand Hotel Sofia.
Вскоре появился Бровко. В одной руке у него был смартфон российского производства, а в другой айфон; он постоянно что-то на них набирал. Вяря поприветствовал Бровко и сказал, что София — удивительно небольшой город. «Помойка», — бросил Бровко в ответ.
Следом появились двое мужчин. Они оказались сотрудниками местной компании Packets Teсhnologies (сайт [Примечания и ссылки, собраны на странице https://individuumbooks.com/vtorzhenie/notes/ // …сайт компании скромно сообщает, что организация специализируется на «разработке передовых сетевых технологий»: https://packetstechnologies.bg/bg/ (сейчас сайт недоступен)] компании скромно сообщает, что организация специализируется на «разработке передовых сетевых технологий»). Бровко сказал Вяре, что нужно сходить в офис компании: «посмотреть продукт» и высказать свое мнение.
Офис располагался неподалеку. В переговорной один из сотрудников Packets Technologies включил презентацию, а заодно рассказал о себе: работал в израильской армии, консультировал по сетевой безопасности крупнейшие интернет-компании, участвовал в Black Hat (главная мировая конференция по информационной безопасности, на которую приезжают и представители IT-корпораций, и хакеры).
После этого сотрудник болгарской компании, как утверждает Вяря, заявил: «Сейчас я вам представлю продукт для организации DDoS-атак». Названия у программного обеспечения не было. Сотрудник добавил, что «продукт» умеет организовывать DDoS-атаки на сетевом уровне. Такие атаки «забивают» ресурсы сервера паразитными пакетами, из-за чего система перестает принимать полезные пакеты трафика.
Система представляла собой небольшое устройство — «коробку» с программным обеспечением, установленную на одном из трафикообменников [ [Трафикообменник — точка обмена трафиком между провайдерами; их создают и для оптимизации скорости соединений.]]. Для «продукта» была выделена специальная полоса с максимальной мощностью в 10 Гбит / с. Специалисты Packets Technologies добавили: система позволяет совершать «коктейльные» — то есть смешанные по типам — атаки, которые труднее всего отражать; кроме того, можно легко увеличить трафик, установив еще одну «коробку». В 2010 году атака силой 10 Гбит / секунду была совершена на серверы Wikileaks; мощность крупнейшей DDoS-атаки […мощность крупнейшей DDoS-атаки в истории интернета: «DDoS-атака 300 Гбит/с замедлила весь интернет», доступно на https://xakep.ru/2013/03/27/60346/] в истории интернета — голландский хостер Cyberbunker против компании Spamhaus — достигала 300 Гбит / секунду: как писали в The New York Times, она «замедлила интернет».
Закончив с теоретической частью, сотрудник компании запустил VPN-соединение [ [VPN — самый простой способ скрыть свое реальное местонахождение и адрес в интернете. Виртуальная частная сеть, которая по зашифрованному каналу может соединять компьютеры в разных городах и странах, делая вид, будто они находятся в одной локальной сети.]] и Tor-браузер [ [Tor — браузер, который скрывает данные пользователя и позволяет заходить на сайты, не индексирующиеся обычными поисковиками.]], обеспечив себе анонимность (начало такой атаки отследить практически невозможно). Набрал в браузере IP-адрес [ [IP-адрес — уникальный адрес компьютера, подсоединенного к интернету.]] — открылась страница с крайне простым интерфейсом. Наверху размещалась адресная строка, ниже — около десятка названий подвидов DDoS-атак, рядом с каждой — пустая ячейка, которую можно отметить галочкой. Внизу — кнопка для выбора мощности атаки: от 100 мегабит до 10 гигабит в секунду. «Можно не на всю катушку, если жертве достаточно поменьше», — поясняет Вяря.
Сотрудники компании ввели в строке интерфейса адрес сайта министерства обороны Украины. В соседнем окне открыли страницу сервиса, по которому можно определять работоспособность сайтов. Затем включили программу в полную силу. Возник график, показывающий мощность атаки — вскоре она достигла 10 Гбит / с. Сервис работоспособности показал, что сайт недоступен. Его попробовали открыть в браузере, но он не загрузился. Через пару минут атаку остановили и сайт снова стал открываться.
Потом они попробовали атаковать сайт украинского министерства обороны на мощности в 100 Мбит / с — он снова перестал работать.
«Давайте проверим на slon.ru», — предложил Бровко, до этого молчавший (я воспроизвожу его реплику со слов Вяри). «Слон» (сейчас называется Republic), одно из самых популярных независимых новостных СМИ в России, атаковали на мощности 10 Гбит / с. Сайт перестал открываться и лежал несколько минут. Позже тогдашний главный редактор «Слона» Максим Кашулинский подтвердил мне, что 5 февраля 2015 года они зафиксировали атаку, которая на две минуты обрушила сайт.
«А что, если сайты пользуются защитой? Пробьете?» — спросил Вяря. Ему ответили, что в этом случае придется узнавать реальный адрес сервера (все сервисы защиты пропускают атаку через себя, а реальный адрес сервера маскируют), но у Packet Technologies есть соответствующая методика. Вяря уточнил, сколько стоит система; по его словам, Бровко ответил: «Около миллиона долларов».
После встречи Вяря и Бровко отправились в Grand Hotel Sofia. Сели в лобби, взяли кофе. Вяря вспоминает, что Бровко больше всего интересовало, как найти реальный адрес сайта и на каких трафикообменниках лучше всего ставить такую систему. Через некоторое время сотрудник «Ростеха» якобы сказал: «Ну что, нам нужен кто-то, кто будет этим управлять». Вяря поперхнулся и сказал: «Нет, извините. Я не хакер. Это против моих принципов, и это противозаконно». Бровко, по словам Вяри, спросил: «Ты знаешь, какая организация тебя сюда пригласила?» Вяря предположил, что он намекает на ФСБ, но вслух сказал, что впредь готов только отвечать на вопросы по технической части. Они добавили друг друга в Telegram и разошлись.