Даша Чер

Дело в маске. Бизнес-квест: собрать 2,3 миллиона подписчиков за 1 год

Дерзайте!

Тысяча деревянных значков. Столько мне предстоит выпилить их до момента, когда наступит крайний срок по договору с крупным магазином. То есть до завтрашнего полудня. Десять сотен разноцветных сов, енотов и зайцев — это очень большой заказ для крошечной компании, где из сотрудников только я и Димка, мой муж.

Рука отваливается, в горле першит от древесной пыли, а я продолжаю упрямо шлифовать долбанную фанеру. Не успею до рассвета — плакали наши деньги. Клиент ничего не заплатит, и все усилия полетят в трубу. А надо еще на что-то покупать сырье, чинить принтер, ремонтировать машину, искать клиентов… да просто жить.

Я ненадолго отрываю глаза от очередной заготовки, которая совсем скоро станет упитанным зайцем. За стенами небольшой каморки — три на четыре метра, — которую мы снимаем с Димкой для производства, смеркается. Окон тут нет — свет дает небольшая лампочка под потолком, которая совсем не делает комнату уютнее. Привлекательным здесь не кажется ничего: ни мрачные зелено-коричневые стены, ни небольшой, но заставленный сверх всякой меры стол, ни бесконечные стеллажи с разноцветными деревянными заготовками, эскизами, булавками и прочими мелочами, необходимыми, если ты ввязалась в собственное производство.

...

"ПОРА ПОКИНУТЬ ЗОНУ КОМФОРТА"

Шлифовальная машина, из-за которой я не вставала уже часов двенадцать, лазерный станок, самодельный пресс для фанеры — все то, чем до отказа набита комната, — начинает в полутьме напоминать фантастическое зверье. Зверье, вполне достойное стать значками в новой коллекции… Я устало мотаю головой и возвращаюсь к зайцу.

Ничего, вся ночь впереди.

Успею.

Оглядываясь назад, я не могу поверить, что все это происходило со мной. И не когда-то в далеком прошлом, а всего лишь год назад. В сентябре 2018-го мы с Димкой уже два года как работали со значками. До этого было три бизнеса, два офиса по найму, один маникюрный кабинет и суровая программистская юность. Ни разу за все это время не выдалось и пары дней, чтобы посвятить их себе. Бесило ли это меня? Очень. Как любая девушка, я хотела гулять, путешествовать, покупать одежду, чаще видеться с мамой, а мне приходилось только работать, работать и работать.

Я адски злилась и думала: когда-нибудь все брошу и займусь тем, что принесет мне хороший доход. Буду сидеть в собственном кабинете и, как настоящая бизнес-леди, ставить задачи штату сотрудников. Я еще не знала, что до момента, когда моя фантазия станет реальностью, осталось совсем немного времени.

Сейчас сентябрь 2019 года. Я блогер. У меня почти 2,5 миллиона подписчиков, свои курсы, вебинары, хороший рекламный оборот и предложение выступить с лекцией в Фейсбуке в США. Кабинета не случилось, зато 70 % рабочего времени я провожу дома за ноутбуком. У меня есть помощница и пиар-менеджер — какой никакой, а штат сотрудников.

Могу ли я назвать себя бизнес-леди? Пожалуй, да. Ведь блогинг сегодня — это и есть бизнес. Бизнес, который дает немало возможностей чувствовать себя леди.

Первая часть этой книги — моя история. Вторая — прикладной учебник по созданию масок и раскрутке блога. Если вы хотите узнать, как делать маски и монетизировать их, — читайте с 92 по 139 страницу. Там есть пошаговый туториал. Но если вы реально хотите понять, как за год можно совершить головокружительный рывок — превратиться из никого в блогера с гигантской аудиторией, — читайте по порядку. Включая начало и ту часть, которая идет следом за учебником по созданию масок. Я рассказываю о победах и поражениях, о страхах и мечтах, о проблемах в школе, о работе программистом, об уходе в ногтевой сервис, о своих бесконечных бизнес-экспериментах и о том, как сложно интроверту создавать собственное дело и еще сложнее — становиться публичной личностью.

...

ОГЛЯДЫВАЯСЬ НАЗАД, Я НЕ МОГУ ПОВЕРИТЬ, ЧТО ВСЕ ЭТО ПРОИСХОДИЛО СО МНОЙ. И НЕ КОГДА-ТО В ДАЛЕКОМ ПРОШЛОМ, А ВСЕГО ЛИШЬ ГОД НАЗАД.

...

В ЭТОМ МИРЕ ЕЩЕ СЛИШКОМ МНОГО НЕОТКРЫТЫХ БИЗНЕСОВ, ЧТОБЫ БЕЗДЕЙСТВОВАТЬ. И СЛИШКОМ МНОГО ВЕРШИН, КОТОРЫЕ ЖДУТ, ЧТОБЫ ИХ ПОКОРИЛИ.

Но, как бы там ни было, игра стоила свеч. Нельзя ничего достичь, не пройдя через испытания. Невозможно добиться настоящего успеха, не покидая зоны комфорта. Причем покидать ее надо не один, не два раза, а изо дня в день. Сделать это привычкой, частью своей личности.

Я надеюсь, что моя книга вдохновит тех, кто идет по моим следам. Пусть она попадет к вам в руки в минуту сомнений. Или после серьезного факапа, который, кажется, невозможно исправить (поверьте, только кажется). Или когда просто нужно, чтобы кто-то понимающий потрепал по плечу и шепнул: «Не кисни. Все получится». Мне хочется верить, что написанное мною сможет поддержать, утешить и вдохнуть надежду. А еще — придать энергии для преодоления всех трудностей и достижения своей мечты.

Дерзайте, друзья! В этом мире еще слишком много неоткрытых бизнесов, чтобы бездействовать. И слишком много вершин, которые ждут, чтобы их покорили.

...
Ваша Даша Чер

Часть 1

Моя история

1. Учусь мечтать, хотеть и ненавидеть



Я родилась в подмосковном Серпухове, в небольшом городе, где люди могут всю жизнь проработать на одном месте. Мой папа — милиционер, мама — бухгалтер. Каждый день я видела одно и то же: панельная девятиэтажка, серая улица, побитые временем и ногами школьников дворовые лавочки. Эта картина кажется знакомой, да? Такая привычная, такая родная… Картина, которая, сколько я себя помню, меня категорически не устраивала. Мне было тесно в программе «школа-институт-работа-пенсия». Я хотела другого. Совсем другого.

Сейчас, оглядываясь назад, я пытаюсь понять, откуда взялось это желание. Думаю, из двух вещей: моей дружбы с Машей (привет, родная!) и учебы в классе, где почти не было мальчиков.

Ничто так не закаляет характер, как женский коллектив. К седьмому классу конфликт между моей маленькой компанией — я и Маша — и остальными девочками дошел до максимума. Сейчас мне сложно понять, из-за чего он возник. Наверное, из-за того, что мы были другими. Не изгоями, не молчуньями, не пай-девочками — просто другими. Не такими шумными, не такими активными. В отличие от них мы не пили, не курили, не ходили на дискотеки. Достаточный повод для того, чтобы объявить друг другу настоящую войну.

Одно из ярких воспоминаний того времени. Я стою в кабинете истории, выкладываю на парту учебник и тетради. И вдруг удар в плечо — содержимое сумки летит на пол. В этот момент во мне срабатывают рефлексы дочери милицейского. Или нет, это просто мои собственные рефлексы — реагируй на любое вторжение извне. Быстро и симметрично. Я разворачиваюсь и бью того, кто стоит за спиной с сумкой. Крик, красное лицо врага, гневный вопль учителя.

Девочки не должны драться? Конечно нет. Но они должны защищать себя.

Кажется, это было одно из последних столкновений. Дальше меня и мою подругу просто перестали замечать. Мы оказались в полном вакууме — нас не существовало для них, их — для нас. Но любая вражда — полная ерунда, пока рядом с тобой друзья. Все становится по-настоящему серьезно, когда ты оказываешься совсем один. Так со мной и произошло.

...

МНЕ БЫЛО ТЕСНО В ПРОГРАММЕ «ШКОЛА-ИНСТИТУТ-РАБОТА-ПЕНСИЯ». Я ХОТЕЛА ДРУГОГО.

Мы начали дружить с Машей еще совсем мелкими — жили в соседних дворах, ходили в один садик, много болтали, а летом вместе ездили загорать на дачу. Потом у обеих поставили телефоны, и началась эра долгих разговоров. После того как проводные аппараты сменились радиотелефонами, мы окончательно переселились в мир шорохов и звуковых помех. Висели на трубке и по три часа, и по пять, пока не сядет заряд. Не всегда даже приходилось говорить — можно было просто смотреть вместе сериалы, начиная от «Зачарованных» и заканчивая «Чудесами науки», или читать книги.

...

НИЧТО ТАК НЕ ЗАКАЛЯЕТ ХАРАКТЕР, КАК ЖЕНСКИЙ КОЛЛЕКТИВ.

Кстати, и обычный телефон, и радиотрубка первыми появились у Машки. Ее родители были предпринимателями. Сначала они держали свою точку на рынке, потом открыли магазинчик, затем кафе. Я думала: «Здорово! Тоже хочу стать бизнесменом». Тогда этот было не больше чем мысли ребенка, мечтавшего о радиотелефоне. Но именно они в конечном счете и привели меня к созданию собственного бизнеса.

Впрочем, до этого было еще далеко. Мы просто дружили. Много смеялись, много болтали, много гуляли и не представляли жизни друг без друга. Наш тандем отлично чувствовал себя до тех пор, пока нас не поссорили взрослые.

Это стало для меня настоящей трагедией.

Девятый класс. Маша болела, и я ходила в школу одна. На переменах почти ни с кем не разговаривала — между мной и остальным классом давно пролегла бездна поглубже Гранд-Каньона в Аризоне.

В один из дней наша классная руководительница, учительница французского языка, устроила собрание. Чему конкретно оно было посвящено — убей не вспомню. Помню только, как все отчаянно скучали, занимаясь каждый своим. И вот где-то в середине мероприятия меня выдернул из задумчивости вопрос учительницы, обращенный ко мне: