Дэн Абнетт, Майк Ли

Хроники Темного Клинка

Том второй

Антология

...

Темная эпоха, кровавая эра, век демонов и колдовства. Время битв и смерти, закат мира. Но это не только время огня, пожаров и ярости. Это еще и время могущественных героев, дерзких свершений и великой отваги.

В сердце Старого Света раскинулась Империя — самое большое и самое сильное человеческое королевство. Это земля высоких гор, могучих рек, дремучих лесов и богатых городов, известная ремесленниками, волшебниками, торговцами и солдатами. Со своего трона в Альтдорфе правит император Карл Франц, священный потомок основателя этих земель Зигмара, владелец его волшебного Молота Войны.

Но о покое мечтать не приходится. По всем уголкам Старого Света, от благородных дворцов Бретоннии до скованного льдами Кислева на дальнем севере, ширятся слухи о грядущей войне. Племена орков собираются в Краесветных горах, готовя новое вторжение. Бандиты и ренегаты разоряют дикие южные земли Пограничных Княжеств. Ходят слухи о распространяющихся по стране крысолюдах-скавенах — выходцах из канализации и болот. А с северных пустошей неизменно движется угроза Хаоса, там — оплот демонов и зверолюдов, созданных злой волей Темных Богов. Близится время великой битвы, и Империя как никогда нуждается в героях.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Убийственное коварство Малуса Темного Клинка поддерживало его на удивление долго. Он был не первым героем, которого я создал и о котором я писал для Black Library (для справки, первым был Гилеад, в коротком рассказе, за ним последовал короткий комикс об эльдарах, а за ним — та-да! — первая история о Гаунте), но Малус точно появился первым в набросках персонажей и циклов. Поначалу он казался бесперспективным и одномерным. Он был напыщенным и жестоким злодеем, который просто взывал к тому, чтобы хорошенько его наказать. Я думал, что смогу выжать из него парочку сюжетных линий, прежде чем он станет слишком утомителен. Я ошибся.

Естественно, для этого была причина. Не для ошибки. Я говорю о первоначальной бесперспективной «плоскости» Малуса. Я сделал его главным героем комикса. То были давние времена, до нашей эры в терминологии Black Library, и я вставал на ноги. Но до романов и до необходимых более сложных персонажей, которые двигали бы их, было еще далеко. Я сейчас не принижаю комиксы (ведь так?). Это утонченная и возвышенная форма искусства бла-бла-бла…

Дело в том, что Малус был дешевым и дрянным персонажем комикса. Я намеренно свел вместе несколько крайне хитроумных черт в надежде создать великого, мелодраматичного персонажа, который вышел настолько вызывающим, что смог бы вытащить несколько выпусков комикса. Он не должен был быть таким уж замысловатым. Серия состояла из эпизодов по шесть страниц, шесть страниц в месяц. Нельзя было тратить время на развитие персонажа, пытающегося казаться сложным. Темному Клинку требовалось, простите за мой французский, схватить вас за яйца с первой страницы и не отпускать до конца. Он должен был быть таким же непосредственным, как Судья Дредд, как Отчаянный Дэн… как электрошокер.

Как ни странно, я почувствовал к нему симпатию. Трудно ненавидеть такого абсолютного подонка. Он представлял собой любопытную смесь Макбета, Черной Гадюки, Хана Соло и Ганса Грубера (лидера «террористов» из фильма «Крепкий орешек» в исполнении легендарного Алана Рикмана). Я понял, что хочу одновременно мучить его, и чтобы он — мучил других.

Что, конечно, безмерно помогло, так это вливание еще кое-чьего таланта, в данном случае — всецело одаренного и великолепного Кева Хопгуда, который нарисовал комикс от начала до самого конца, и сделал это блестяще. Давайте проясним: мистер Хопгуд — крупный художественный талант. Скромный и сдержанный, его иногда не замечают. Я считаю, что Кев — один из лучших комиксистов в Великобритании за последние двадцать лет. И определенно один из самых недооцененных. Его стиль вполне оригинален, повествование безупречно, а вклад в жанр значителен (например, его долгая работа над Железным Человеком в «Марвел», во время которой он создал Воителя. Люди, он создал Воителя, и этот персонаж до сих пор используется!).

При работе с Кевом Темный Клинок взлетел. Я вдруг увидел уверенность, стойкость, я увидел персонажа, у которого могла быть глубина. Я видел персонажа, у которого мог быть характер. Если вы понимаете, о чем я.

Темный Клинок выдержал… и вам придется тут помочь мне, потому что все это я пишу дома, а копии моих архивов хранятся в десяти минутах дальше по дороге в моей ячейке, и, выпив бокал вина, я не поеду, чтобы перепроверить…. Темный Клинок выдержал четыре «книги». Их могло быть и пять. Когда Warhammer Monthly прекратили выпуск, мы находились посреди то ли пятой, то ли шестой. Или четвертой. Черт, я не знаю. Суть в том, что у нас был в запасе изрядный объем материала, изрядное количество энергии. Мы с Кевом далеко завели персонажа (образно выражаясь, в ад и обратно), и мы набрались достаточно уверенности в себе, чтобы вести его еще дальше. Если вам нравится Малус (еще бы он вам не нравился, если вы купили эту книгу), я предлагаю вам пойти поискать старые комиксы о нем, если вы их еще не читали. Я уверен, что вы найдете их в виде графического романа на Amazon или eBay. Французское издание особенно хорошо (там использован большой формат), хотя, конечно, для этого вы должны знать французский. Я призываю вас сделать так потому, что считаю серию очень хорошей, и думаю, что вы получите удовольствие от искусства Кева. Это потрясающе. Он создал Воителя, сами понимаете.

К тому времени, как выпуски прекратились, я уже несколько лет жил Малусом. Когда он появился на свет, отсчет лет начался заново. Это долгий срок для общения с персонажем. Полагаю, именно бесценная Линдси Пристли предложила, чтобы Малус из комиксов перекочевал в романы. Думаю, она заметила глубину, которую мы в нем развили. Идея заманчивая, но я отказался, поскольку был занят. Гаунт и Рейвенор отнимали у меня все время, и я не мог понять, как мне выкроить три-четыре месяца, которые требовались, чтобы погрузиться в работу над Малусом.

Во второй раз в жизни Малуса ему помогло вливание нового таланта. Тут появляется Майк Ли: джентльмен, ученый, ловкач (хотя постойте, я, кажется, превозношу его, словно Розовую Пантеру). Майк — американский автор, с которым я познакомился в Сан-Диего. Его работа для вас, дорогие читатели Black Library, не нуждается в представлении, но я воспользуюсь случаем, чтобы направить вас к «Падшим ангелам», его первому роману для серии «Ересь Хоруса». Это первоклассная вещь. Майк тоже первоклассный специалист. У него милая жена (ее картины висят у нас на стенах), он пишет так, как можно только мечтать, и хотя я пару лет назад в Балтиморе заставлял его смеяться и плакать «как девчонку» (его слова, не мои), я очень высоко ценю и его самого, и его искусство (и я не сомневаюсь, большинство из вас воспринимает как данность, что люди часто плачут, встречая меня).

Майк дал книгам о Темном Клинке ту глубину, которую Кев подарил комиксам. Как и Кев, он взял мое хрупкое одномерное творение и сделал его прочным и непоколебимым.

Фактически из-за него я выгляжу плохо (заметка для себя: убрать Ли, исправиться).

Как бы там ни было, добро пожаловать в омнибус Темного Клинка (и если мы с Майком сможем работать вместе, будут новые книги… Мы лишь слегка коснулись продолжения истории Малуса). Мы надеемся, что вам понравится. Если так, то направляйте свои благодарности Кеву и Майку. Кеву — за иллюстрации, Майку — за то, что вы видите у себя в голове. Я выступаю за то, чтобы отдавать должное тем, кто этого заслуживает, и в случае с Темным Клинком, имена Кева и Майка должны идти над названием крупным шрифтом, а мое имя — ниже и шрифтом намного меньше с припиской «при участии».


Дэн Абнетт

Мейдстоун, май 2009 года