Директора приютов стали обращаться к генеалогическим древам и проводить опросы для отслеживания душевнобольных среди родни своих пациентов, и тех тоже помещали в лечебные учреждения, полагая, что следует препятствовать размножению таких людей. Директора психиатрических лечебниц, законодатели и социальные реформаторы запустили глубоко ошибочное в своей основе евгеническое движение, направленное на «защиту здоровья общества», приняв законы о стерилизации, которые были поддержаны и закреплены в том числе и Верховным судом США (1927-й, дело Бак против Белла). Соответствующие законы были приняты в 32 штатах и в определенной степени стали обоснованием зверств нацистской Германии. Это движение продолжалось и в 1960-е годы, когда более 60 000 американцев подверглись стерилизации [Alexandra Minna Stern, “That Time the United States Sterilized 60,000 of Its Citizens,” Huffington Post, January 7, 2016, www.huffingtonpost.com/entry/sterilization-united-states_us_568f35f2e4b0c8beacf68713.].

В XVIII веке в Европе вспыхнули протесты по поводу условий содержания в приютах, реформаторы стремились положить конец жестокой практике. Они снимали с пациентов оковы, поощряли надлежащую гигиену, отдых, вводили профессиональную подготовку [Farreras, “History of Mental Illness.”]. Врача Бенджамина Раша считают отцом американской психиатрии, он один из тех, чья подпись стоит под Декларацией независимости. Он ратовал за более гуманный подход к душевнобольным: отменил заключение в оковы, запретил избиения и лоббировал улучшение условий жизни пациентов в Пенсильвании.

Это не означает, что все методы лечения Раша были полезны. В своей книге «Медицинские исследования и наблюдения за болезнями разума» (Medical Inquiries and Observations upon the Diseases of the Mind) он писал, что ипохондрию, форму меланхолии или современной депрессии, необходимо лечить «прямым и решительным вмешательством… в мозг и тело пациента дабы улучшить его физическую конституцию» [Joshua Wolf Shenk, Lincoln’s Melancholy (New York: Houghton Mifflin, 2005), 58.]. Он рекомендовал врачам «чинить» организм пациентов с помощью кровопускания (пиявки) и банок (аналогично нынешнему увлечению каппинг-терапией, которая привлекла внимание всей страны, когда пловец Майкл Фелпс был замечен на Олимпийских играх 2016 года с характерными фиолетовыми пятнами на спине, которые являются следствием этой терапии медицинскими банками [Melissa Fares, “Michael Phelps’ Purple Blotches Spotlight ‘Cupping’ Trend,” Reuters, August 8, 2016, www.reuters.com/article/us-olympics-rio-swimming-phelps-cupping-idUSKCN10J214.]). Раш также прописывал пациентам такие лекарства, как ртуть, мышьяк и стрихнин, которые, как теперь известно, являются ядами, чтобы вызвать рвоту и диарею, и прописывал двух-, трехдневное голодание [Joshua Wolf Shenk, Lincoln’s Melancholy, 58–59.]. После того как тело было очищено, он рекомендовал стимуляторы, такие как чай и кофе, имбирь и черный перец в больших дозах; магнезию, втирание горчицы; горячие ванны, чтобы вызвать потоотделение, с последующими холодными ваннами; и физические упражнения.

Когда Авраам Линкольн в январе 1841 года впал в тяжелую депрессию, его врач — доктор Энсон Генри — поддержал агрессивные теории Раша и, вероятно, подвергал будущего президента этим жестоким методам лечения. После того как Линкольн провел неделю наедине с доктором Генри, он назвал себя «самым несчастным человеком на свете» [Joshua Wolf Shenk, “Lincoln’s Great Depression,” Atlantic, October 2005.].

Раш также считал, что многие психические заболевания являются результатом нарушения кровообращения. Чтобы улучшить мозговое кровообращение у пациентов с шизофренией, Раш привязывал их к «вращающемуся креслу» — устройству, которое вращало больного до тех пор, пока у него не начинала кружиться голова. Но это не помогало.

В 1770-х годах Европа находилась под влиянием идей немецкого врача Франца-Антона Месмера, который пытался лечить «энергетические блокировки», лежавшие, по его мнению, в основе психических заболеваний. Он считал, что все болезни можно объяснить недостаточным потоком того, что он называл «животным магнетизмом». Вводя пациентов в состояние, подобное трансу, а затем прощупывая определенные части тела, чтобы восстановить поток энергии, Месмер доводил своих пациентов до кризисных состояний (бреда или припадков). Однако у некоторых людей после его лечения чудесным образом исчезали симптомы, что и вывело Месмера в конце концов в разряд знаменитостей. В 1843 году шотландский врач Джеймс Брэйд ввел в обиход термин «гипноз» для обозначения техники наведения гипнотического транса, в основе которой лежало понятие животного магнетизма.

...

Лечение Джарретта: его, скорее всего, поместили бы в лечебницу для душевнобольных и стерилизовали, а возможно, даже подвергли эвтаназии; а его семья попала бы в списки психически неблагополучных. Американский врач Раш, возможно, прописал бы ему ядовитые препараты — например, мышьяк — с последующими горячими и холодными ваннами. Немецкий врач Месмер подверг бы Джарретта гипнозу, чтобы разрушить энергетические блокировки.


ФРЕЙД И ПСИХОАНАЛИЗ

В конце XIX века венский врач Зигмунд Фрейд отправился в парижскую больницу Сальпетриер, став учеником основателя современной неврологии Жана-Мартена Шарко, известность которому принесла его работа с истерией и гипнозом. Шарко использовал гипноз как катарсическое высвобождение энергии, которое и должно было обеспечивать исцеление. Позже Фрейд отказался от гипноза в пользу психоанализа — разговорной терапии, которая доминировала в психиатрии всю первую половину XX века.

Фрейд, будучи неврологом, был полон решимости понять человеческую психику. Он пытался подойти к этому вопросу с точки зрения неврологии и мозга, но в 1895 году сдался, придя к выводу, что современная ему наука не справляется с задачей объяснения симптоматики его пациентов. В конце концов он уверовал в силу подсознания, к которому невозможно получить доступ во время бодрствования, но которое становится доступно в гипнотическом трансе или при помощи психоанализа. Для Фрейда психика была подобна айсбергу — большая ее часть бессознательна и скрыта от глаз. Он утверждал, что разум состоит из трех частей: (1) Ид (детское Я, эгоистичные желания и инстинкты); (2) Эго (взрослое Я, которое помогает контролировать Ид для принятия более рациональных решений); (3) Супер-Эго (моральное Я, «голос» в вашей голове, который судит ваши действия).

Он разработал «говорящее лекарство» — психоанализ, чтобы помочь психически больным пациентам избавиться от их внутренних конфликтов между Ид, Эго и Супер-Эго, которые он рассматривал как причину большинства психических расстройств. Например, если мужчина хочет украсть у своего работодателя (Ид), он может сублимировать это желание, написав криминальную историю, или вообще отрицать это желание. Но что, если эти защитные механизмы (сублимация и отрицание) недостаточно сильны? Фрейд выдвинул гипотезу, что тогда у человека может развиться психическое расстройство. Поощряя людей говорить о скрытых страхах и желаниях, Фрейд верил, что может привести их к излечению. Он поощрял своих пациентов говорить обо всем, что приходило им на ум, включая сны, а затем проводил психоанализ услышанного. Он считал, что корни большинства внутренних конфликтов лежат в детстве. Психоанализ послужил катализатором для возникновения сотен школ психотерапии и «разговорной терапии», существующих до сих пор, включая поведенческую, когнитивно-поведенческую, психодинамическую, а также супружескую, семейную и групповую терапии.


Конец ознакомительного фрагмента

Если книга вам понравилась, вы можете купить полную книгу и продолжить читать.