Майк Доу

Почини свой мозг: программа восстановления нейрофункций после инсульта и других серьезных заболеваний

Отзывы о книге

«Полноценное руководство к действию для тех, кто пережил инсульт».

— Мехмет Оз, врач, профессор кафедры хирургии, Медицинский центр Ирвинга при Колумбийском университете


«Инновационное руководство по профилактике и лечению инсульта».

— Дэниэл Амен, врач, автор бестселлера (по версии New York Times) Teh Brain Warrior’s Way («Мозг дорогой воина»)


«Как мать ребенка, пережившего тяжелую черепно-мозговую травму, я знаю, что надежда и наука — главное оружие в борьбе за восстановление поврежденного мозга. Своей книгой Майк и Дэвид наделяют этим оружием людей, перенесших инсульт, и родственников, которые в них верят».

— Джей Джей Вирджин, автор бестселлера (по версии New York Times) Miracle Mindset («Чудеса мышления»)


«В своей книге Майк и его брат Дэвид раскрывают простую и очень глубокую истину: в самые трудные моменты жизни человеку требуются вера и духовный рост».

— Габриэль Бернштейн, автор бестселлера (по версии New York Times) Teh Universe Has Your Back («Вселенная на твоей стороне»)


«Терпение, майндфулнесс [Майндфулнесс — это метод тренировки внимания, навыков осознанности, управления стрессом и формирования жизнестойкости. // Another fine mess — «Еще одна крутая передряга» — самый распространенный рекламный слоган чуть ли не ко всем фильмам, в которых снимались знаменитые комики 30-х годов прошлого века Лорел и Харди. В каждом фильме их герои за что ни брались — все приводили в беспорядок (mess) или попросту ломали. ] и оптимизм — средства, которые помогают восстановиться после инсульта. Майк Доу и его брат делают большое дело. Они делятся с нами знаниями и вдохновением. Эту книгу обязательно нужно прочесть людям, пережившим инсульт, и их опекунам!»

— Сьюзен Альбертс, доктор психологии, автор бестселлеров (по версии New York Times) 50 Ways to Soothe Yourself Without Food («50 способов успокоиться без еды»), Eating Mindfully («Едим осознанно») и Eat Q.


«Эту книгу необходимо прочитать всем больным, перенесшим инсульт, и тем, кто их любит».

— Тана Амен, медсестра, автор бестселлера (по версии New York Times) Teh Omni Diet («Омни диета»)


«Это руководство для больных и их семей написано со знанием дела и искренним состраданием. Здесь вы почерпнете много нового, найдете облегчение и утешение».

— Андреа Пеннингтон, врач, специалист по акупунктуре, автор бестселлера (по версии New York Times) Daily Compassion Meditation («Ежедневная медитация сострадания»)


«Как родственник человека, перенесшего инсульт, я знаю, сколько нужно разных врачей, чтобы оптимизировать процесс восстановления. Майк и Дэвид объединили всю необходимую информацию в одной книге, сделав ее доступной для людей, перенесших инсульт, и членов их семей».

— Эллисон Артур, врач (проходила обучение в клинике Мэйо), совладелица Центра дерматологии в Сэнд-Лейк

ДРУГИЕ КНИГИ ДОКТОРА ПСИХОЛОГИИ МАЙКА ДОУ:

«Исцели свой истощенный мозг: Как накормить нервные клетки, перестать беспокоиться и начать спать» (Teh Brain Fog Fix: Reclaim Your Focus, Memory, and Joy in Just 3 Weeks)


«Биохимия счастья: восстановительная диета» (Diet Rehab: 28 Days to Finally Stop Craving the Foods Tah t Make You Fat)


ДРУГИЕ КНИГИ ДЭВИДА ДОУ:

«Мозговой приступ: Личный опыт восстановления после инсульта и афазии» (Brain Attack: My Journey of Recovery from Stroke and Aphasia)

Майк Доу, доктор психологии

Дэвид Доу

Меган Саттон

Информация, содержащаяся в книге, не должна рассматриваться как замена профессиональных медицинских рекомендаций; всегда консультируйтесь с врачом. Читатель берет на себя полную ответственность за использование предоставленной информации. Ни авторы, ни издатель не несут ответственности за потери, ущерб и прочие негативные последствия, возникшие в результате использования (или неправильного использования) предложенных мер и отказа от соблюдения врачебных рекомендаций, а также за содержание сайтов третьих лиц.

«История лечения поврежденного мозга начинается мрачно. Пациент представляется сломленным и напуганным. Но когда врачи и родственники объединяют свои усилия, появляется надежда и запускается медленный процесс восстановления. На смену одному этапу приходит другой. Вообще, восстановление человека в центре нейрореабилитации начинается с такой банальной вещи, как познание самого себя. Когда с нашей помощью пациент учится танцевать, мы имеем дело с настоящим искусством. Искусством восстановления мозга».

— Доктор Томас Кармайкл

Вступление

Беда, как незваный гость, приходит неожиданно. Все идет своим чередом, и вдруг раз — жизнь полностью меняется. Вы растеряны и обезоружены, и вам ничего не остается, как окунуться с головой в новую реальность и смириться с ней, независимо от того, нравится она вам или нет. В наш дом беда пришла двадцать лет назад, когда у моего брата Дэвида случился обширный инсульт. На тот момент ему было всего десять лет.

Если вы читаете эту книгу, то, скорее всего, у вас или у кого-то из ваших близких был инсульт. Вы, как никто другой, поймете, в каком замешательстве находились брат и семья, когда на них обрушился первый поток информации. Очень трудно понять, что говорят врачи, то и дело появляющиеся в палате. И уже тем более это сложно сделать больному, у которого нарушены навыки речи.

Я помню, как мы с мамой шли по мрачному больничному коридору, и сквозь слезы она сказала мне, что у Дэвида афазия. Мне было 15 лет, и я услышал это слово впервые. Его значения я не знал, но понял, что, помимо инсульта, возникла еще какая-то серьезная проблема. Люди вокруг произносили это слово таким тоном, каким обычно произносят «рак четвертой степени».

Как и у многих из вас, у меня сохранились болезненные воспоминания. Я помню, как у мамы случился нервный срыв в магазине. У нее физически не оказалось сил выбрать себе новую кофту. Тогда она целые дни проводила в больнице, и стирать грязные вещи было негде. Помню чувство страха, когда я вдруг осознал, что наша жизнь изменилась и что она уже никогда не вернется в прежнее русло.

Это история моей семьи. Я знаю, что у каждого из вас свой личный опыт, потому что случаи инсульта, как снежинки, не похожи один на другой. Разные участки головного мозга влияют на языковые навыки, различные части тела, поведение, настроение и даже на то, кто мы есть. Мало того, что на вас сваливается груз проблем, так еще из уст врачей постоянно звучат медицинские термины и акронимы. Возникает чувство, словно вы разговариваете на разных языках. Так устроено, что человек боится всего непонятного и незнакомого. Увы, но большинство специалистов просто не могут донести до вас необходимую информацию за десять минут. Именно столько времени полагается на одного пациента. А следующий пациент нуждается в помощи не меньше, чем вы. Но это ничего не меняет. Врач уходит, и вы остается все в той же растерянности.

Поверьте мне: многому можно научиться. Особенно когда дело касается части организма, которая делает вас тем, кем вы являетесь, и которая участвует в каждом вашем движении и принятии каждого вашего решения. Я говорю о головном мозге. Самый главный урок, который усвоили мой больной брат и мама, как выжившие и защитившиеся: ни в коем случае нельзя бездействовать. Необходимо заниматься самообучением, спрашивать, трудиться и воспитывать в себе бойца.

Дэвид изо дня в день боролся за свое здоровье. Было все: отчаяние, разочарование, уныние. Порой смириться с новыми реалиями жизни было просто невозможно. В особо трудные моменты я старался отвлечься и не думать о болезни брата. Я учился в старших классах и пытался вести себя, как обычный беззаботный ребенок, но это давалось мне нелегко. Когда я был в кровати в своей комнате, а мой брат лежал в своей, только в больничных стенах, я знал, что мы с ним мечтаем об одном: чтобы все стало как прежде.

Как разобраться, почему эти вещи происходят с тобой? Как сохранить веру в лучшее, когда жизнь наполняется страданием?

Позвольте мне рассказать историю моего брата, которая, возможно, поможет разогнать парочку нависших над вами туч. Недавно он был на приеме у нового невролога. Врач видел снимки головного мозга Дэвида еще до того, как он впервые перешагнул порог его кабинета.

«Вы Дэвид Доу?! — воскликнул врач. — Это невозможно! При таком диагнозе вы вообще не должны ходить!»

Невролог, который, кстати, и должен был объяснить моему брату, что возможно, а что невозможно, смотрел на него с удивлением и не мог поверить своим глазам. Как я уже говорил, у Дэвида был обширный инсульт, и на снимке головного мозга видно, что у него поражена вся левая сторона.

Как моему брату удалось победить болезнь вопреки прогнозам врачей? Как он смог показать этому неврологу, что возможно, а что нет? Еще один шаг, еще одна буква, еще один звук, еще одно движение, еще один сеанс, еще одна задача… День за днем по крупице и так в течение двадцати лет. Его лечение не ограничивалось больничными стенами, восстановление после инсульта происходит ежедневно каждое мгновение жизни.

Теперь я могу с уверенностью сказать, что из-за пасмурных туч всегда выглядывает солнце. Нам говорили, что в конечном итоге Дэвид окажется в доме инвалидов, но этого не произошло. Он ведет активный образ жизни и ни от кого не зависит. Водит машину. Путешествует. У него много друзей и любимая девушка. Чтобы добиться, как кажется на первый взгляд, невозможного, брату и всем нам пришлось изучить и применить на практике последние достижения науки. Порой приходилось консультироваться с двумя или с тремя независимыми специалистами. Мы судились со страховщиками и требовали, чтобы брату оплатили дополнительное лечение. После того как мы изучили имеющуюся информацию и приобрели необходимые навыки, пришло время взяться за работу Дэвиду. Так начался трудный, болезненный и сложный процесс реабилитации.