Глава 6

Все свое ношу с собой

Все живы? — спросил Серега. Его голос многократно повторило гулкое эхо.

— Света, ты здесь? — спросил Женька.

— Здесь-десь-десь, — отозвалось эхо.

— Да тут я, — ответила Света. — Подождите секунду. Раздалось жужжание, и темноту прорезал луч фонарика. Это был фонарик с динамо-машинкой. Жмешь на рычаг, как на эспандер, за счет явления электромагнитной индукции появляется ток, и лампочка загорается. За характерное жужжание ребята такие фонари называли «жучок».

— Откуда такая техника? — поинтересовался Серега.

— В сумке случайно валялся.

— Какая хозяйственная… Повезет кому-то однажды, — пошутил Женька.

Тем временем ребята огляделись вокруг. Они находились в пещере. Глянцевые стены покрывал затейливый рисунок, который природа создавала миллионы лет. Красные наслоения сменялись зелеными, зеленые — белыми. В некоторых местах они перемешивались, создавая причудливые завитушки. С потолка свисали сосульки сталактитов. Кое-где из пола росли сталагмиты. А у стены красовалась огромная колонна застывшей лавы. Воздух был прохладным, как вечером в конце августа. И ни единого проблеска солнца…

— Кто-нибудь понимает, где мы и что происходит? — спросил Женька.

— Происходит что-то странное, — сказал Серега.

— Для начала предлагаю осмотреться, — предложила Света.

По периметру пещера была чуть более ста шагов. Кое-где встречались валуны и обвалы. Но в основном пол был ровный. Из нее было два выхода.

— Направо пойдешь… — начал Женька.

— Прорвало фонтан народной мудрости, — перебил его Серега.

— Мальчишки, хватит ссориться, нам надо наружу выбираться.

— Ладно, — сказал Серега. — Начнем обследование с левого выхода. Я пойду первым, Женька замыкающим.

— Почему это ты первым? — возмутился Женька.

— Потому что я старше.

— Зато я прошлым летом в Сочи в Воронцовских пещерах на экскурсии был, — парировал Женька. — У меня опыта больше.

После непродолжительной перепалки решили подкинуть монетку. Монетки ни у кого не оказалось. Поэтому нашли плоский камень, кое-как процарапали его с одной стороны. Подкинули. Первым выпало идти Сереге.

— Везет, — буркнул Женька.

— Зато ты Светину сумку понесешь, — примирительно сказал Серега.

— Свою сумку я понесу сама, — возразила Света. — Женька, иди вторым. Вдруг вам с каким-нибудь ящером сражаться придется?

Ощущение неведомой опасности и то, что они вместе должны защищать Свету, вновь сплотило друзей. Склоки прекратились, и они двинулись в путь. Серега шел впереди и освещал дорогу фонариком, Женька за ним нес шесты, Света замыкала их маленький отряд. Туннель шел вверх, и это приободрило ребят.

— А кто-нибудь знает, — беззаботно болтал Женька, — как называется штука, когда сталактит и сталагмит сливаются?

— Такое тоже бывает? — удивилась Света.

— Да, они растут миллионы лет навстречу друг другу и наконец встречаются. Это называется сталагнат.

— Смотрите, — сказал Серега, переведя луч фонарика на стену. На ее поверхности был отчетливо виден окаменевший скелет какого-то доисторического животного. — А вот и ящер! — весело крикнул он.

Под смех ребят он стал изображать схватку с чудищем, прыгая из стороны в сторону и размахивая фонариком, как мечом. Свое представление Серега завершил изящным мадригалом. Сделав шаг назад от стены вглубь туннеля, он продекламировал:


Дракон повержен в честь прекрасной дамы,
Поэты воспоют в веках черты моей Светла…

— Сто-о-ой! — истошно заорал Женька. И, схватив Серегу за шиворот, дернул его на себя.

Серега отлетел обратно к стене.

— Ты что, рехнулся? — начал он. Но вдруг замолчал, услышав несколько глухих ударов откуда-то снизу.

Серега направил фонарик в то место, где стоял только что, и понял, что был на волосок от гибели. Луч высветил край обрыва, которым неожиданно заканчивался туннель. Он поднял камень с пола и бросил вниз… тишина. Глухие удары раздались только через несколько секунд, камень достиг дна пропасти.

— Ж-Женька, сп-пасибо, — запинаясь, произнес он.

— Да чего уж там, — смущенно отозвался друг.

— Посвети вперед, другой край далеко? — спросила Света.

Другого края видно не было. Вероятно, туннель выходил из стены большой пещеры, на громадной высоте от пола. Пути дальше не было. Ребята вернулись обратно, в первый грот.

— Эх, съесть бы сейчас чего-нибудь, — сказал Серега. — А то от этих переживаний аппетит зверский разгулялся.

— У меня с собой случайно есть бутерброды и термос с чаем. — Света достала из сумки несколько аккуратно запакованных свертков и армейский термос.

Женька удивленно хмыкнул:

— Прямо скатерть-самобранка какая-то.

Ребята поели и направились ко второму выходу.

— Теперь моя очередь первым идти, — сказал Женька.

— Возьми шест и постоянно пробуй пол перед собой, нет ли провала, — посоветовал Серега.

Туннель был узкий и постоянно петлял. За очередным поворотом он вдруг раздвоился.

— Шишел-мышел гордо вышел, — оттарабанил Женька известную считалку. — Налево!

Они пошли дальше. Через несколько десятков шагов их опять ждала развилка.

— Налево, — сказал Женька.

— Подожди, так мы запутаемся, — сказала Света и протянула ему толстенный моток ниток. — На, привяжи.

— Тоже в сумке случайно лежал? — спросил Серега.

Света ничего не ответила. Ребята переглянулись.

Так они исследовали несколько ответвлений. Все они заканчивались тупиками. Наконец они нашли проход, по которому удалось продвинуться достаточно далеко.

— Смотрите, — сказала Света, — из стены вода сочится.

Из неприметных трещинок со стены на пол стекали струйки воды.

— Я слышал, — вспомнил Серега, — что вулканическая порода имеет пористую структуру, как губка. Она называется базальт. И в ней скапливается много влаги…

Друзья шли дальше, вдоль стены уже бежал ручеек. У туннеля появился явный уклон вниз. Через какое-то время вода уже текла по всей ширине туннеля и доходила ребятам до колен.

— Ну, что делать будем? — спросил Женька.

— Идем вперед, пока вода до подбородка не дойдет, — сказал Серега. — Тогда возвращаемся и исследуем другой проход. Главное — смерть от жажды нам точно не грозит, — мрачно пошутил он.

За новым поворотом их ждал сюрприз. Туннель снова раздвоился, и один из его рукавов был перекрыт от воды завалом камней. Но самое интересное оказалось то, что преграду явно сделали люди. Щели между камнями были замазаны цементом. Высота дамбы была ребятам где-то по грудь, поэтому они легко через нее перелезли. И очутились в сухой пещере.

— Ну, кажется, дела пошли на лад, — сказал Серега. — У тебя бутербродика, случайно, не осталось?

— К сожалению, нет. В следующий раз больше возьму, — улыбнулась Света.

Тем временем Женька водил лучом фонаря по стенам пещеры.

— Смотрите, вон выход, — сказал он. — По-моему, мы у цели.

Выход из пещеры обрамляла деревянная арка, украшенная искусной резьбой и росписью. Над аркой была прибита дощечка с начертанными иероглифами. Туннель был широким, с высоким потолком и ровными стенами, со следами камнетёсных орудий. Вдруг звук их шагов изменился — пол туннеля устилали массивные деревянные доски. На стенах стали появляться металлические чашки.

— Светильники, — догадался Серега.

Он попробовал пальцем, в некоторых емкостях еще оставалось масло.

— Прямо как в пещере Али-Бабы, — сказал Женька.

— Или Бодхидхармы, — добавила Света со смешинкой в голосе.

— А кто это? — хором спросили друзья.

— Надо было «Клубкино путешествие» целиком смотреть. А не только фильм ваш любимый в конце передачи, — ответила Света. — Скоро сами все узнаете. Ой! — вдруг взвизгнула она от неожиданности.

В глубине туннеля стоял человек. Это был не просто человек, а древний воин. Он стоял к ним спиной — широко расставив ноги, обутые в кожаные сапоги. В руке его в свете фонаря поблескивал изогнутый меч. На воине был длинный синий кафтан с серебристой бахромой. Его плечи защищали чешуйчатые доспехи, а голову — шлем с красной кистью. Воин стоял абсолютно неподвижно.

— Это манекен, — понял Серега. — Идем посмотрим.

Вблизи воин имел вид еще более угрожающий. На его скуластом азиатском лице застыло хищное выражение, раскосые глаза смотрели вглубь туннеля, как будто высматривая врага. Длинные черные волосы были сплетены в косичку на спине и скреплены серебряной нитью. Всклокоченная борода и закрученные усы дополняли образ злодея.

— Хорош, — сказал Женька. И хотел потрогать манекен за нос.

— Не надо, — остановила его Света. — Вдруг он заколдован?

Женька удивленно посмотрел на Свету, но ничего не сказал. Ребята пошли дальше. Через несколько шагов они увидели еще одного воина. Выглядел он не менее кровожадно, в руках держал круглый щит и бамбуковое копье с длинным лезвием. Женька посветил фонариком вперед. Насколько достигал луч, везде стояли бойцы в грозных позах и с разными видами оружия. Кто-то держал тройные нунчаку, кто-то поднял в замахе два коротких меча, а кто-то был вооружен цепью с шипастым шариком на конце. И все они были повернуты в сторону, противоположную той, откуда пришли ребята.