После ужина она включила компьютер — никаких странных воющих звуков из процессора не было слышно — и стала объяснять сыну, как работать в текстовом редакторе.

— Программы мы вчера загрузили, так что теперь будет проще. Вначале нужно набрать win:и нажать Enter, что значит по-английски «Вход», — объясняла мама.

— А зачем набирать win:? — спросил Сережа, отыскивая на клавиатуре нужные буквы и двоеточие в верхнем регистре.

— Чтобы войти в Windows. Это такая оболочка, где размещены всякие программы. Они все русифицированы, то есть приспособлены для русского языка. Набрал win:? Теперь нажимай Enter.

Как только он нажал на эту большую клавишу ввода команд, компьютер загудел и на процессоре мигнул красный диод обращения к оперативной памяти. Внезапно рамка Нортона исчезла и вместо нее показалась другая картинка: какое-то кипящее озеро красного цвета, на поверхности которого появлялись и сразу лопались маслянистые пузыри.

— Знаешь, по-моему, это какая-то странная заставка... Никогда такой не видела! — удивилась мама. — И почему-то на кроваво-красном фоне с какими-то подтеками... Не понимаю. А, наверное, просто не выставлен фон! Да, так и есть...

Мама на что-то нажала, и заставка вновь стала привычной, как в обычном Windows-95с «Диспетчером программ», корзиной, «пуском»и прочими атрибутами. Но Сережа заметил, что в процессоре снова что-то завибрировало и раздался странный клокочущий звук, будто где-то очень далеко, на другом конце Вселенной, хрипло захохотал какой-то огромный монстр.

— Наверное, телевизор работает на кухне... — спохватилась мама, тоже услышавшая этот звук. — Да, так и есть, там опять какой-то боевик про чудовищ из космоса...

Она выключила телевизор и вернулась к компьютеру.

— А вот и текстовый редактор, сейчас мы в него войдем, — показала она, перемещаясь с помощью мыши в одно из открытых окон программы и два раза щелкнув левой кнопкой.

Но ничего не произошло. Мама еще раз щелкнула кнопкой мыши, а потом нажала на Enter, но это не помогло: обычная заставка не менялась, а стандартный текстовый редактор не загружался.

— Странный нам какой-то Windowsподсунули. Наверное, мы его не полностью инсталлировали или просто воспользовались взломанной программой с вирусом, — недоумевала мама.

Она хотела перезагрузить компьютер и попробовать еще раз, но в этот момент зазвонил телефон.

— Погоди, я сейчас! — И, забыв выключить компьютер, выскочила в коридор и сняла трубку.

— Алло! — сказала она сухо, но тотчас тон ее смягчился: — А, это ты, Лена! Очень рада тебя слышать! Почему ты давно не звонила? Была в Париже, да что ты! Расскажешь?

Сережа вздохнул. «Теперь это надолго», — подумал он. Лена, она же Елена Игоревна, была одной из немногих маминых подруг, дружили они еще с института, могли разговаривать по телефону часами, и сын знал, что мама теперь не скоро освободится, часа два будут раздаваться «охи» и «ахи».

Оставшись один, он снова перевел взгляд на компьютер и хотел его выключить, но тут заставка сменилась. Сейчас на совершенно белом экране в центре крупными синими буквами было написано:

«ПРОГРАММА ИЗМЕНЕНИЯ РЕАЛЬНОСТИ

версия 6

ДЛЯ ПЛАНЕТ С КИСЛОРОДНОЙ АТМОСФЕРОЙ,

ОБЩЕЙ МАССОЙ НЕ БОЛЬШЕ 20х10 ТОНН».

— Неужели это и есть текстовый редактор? — удивился мальчик. Когда он вчера читал самоучитель, там не было ничего подобного про изменение реальности.

Мальчик повернул коляску к журнальному столику, взял книжку и перелистал ее. «Где же тут текстовые редакторы? Ага, вот. Ну-ка, посмотрим, что тут выплыло!»

«В некоторых текстовых редакторах устаревших систем при включении могут появляться примеры набираемого текста и шрифтов, демонстрирующие возможности редактора. Для того чтобы убрать примеры, нажмите ESC — «эскейп», — прочел он.

— Все ясно. Это просто примеры набираемого текста, — решил Сережа.

Он нашел на клавиатуре клавишу «ESC», нажал ее, и слова об изменении реальности исчезли. Теперь перед ним был просто белый и чистый экран.

«Нужно набрать что-нибудь, чтобы мама увидела, что я уже сам немного научился работать на компьютере», — подумал мальчик.

Он придвинул к себе клавиатуру и, медленно выискивая нужные клавиши, стал набирать слова, чтобы составить из них предложение. Между словами он нажимал клавишу «пробел».

«МЕНЯ ЗОВУТ СЕРГЕЙ БРЫЗГУНОВ. МНЕ ОДИННАДЦАТЬ ЛЕТ. НА СТОЛЕ СТОИТ ВАЗА», — напечатал он.

Сережа не знал, почему он написал про вазу. Никакой вазы на столе не было. Просто нужно было что-то написать, вот он и придумал эту вазу. Дойдя до середины строчки, он нажал «Ввод», чтобы перескочить на другой абзац.

Внезапно свет в комнате на мгновение мигнул и в процессоре что-то щелкнуло. Это заставило мальчика обернуться и взглянуть на стол с игрушечным городом. В центре, прямо на площади, возвышаясь, как башня, стояла большая хрустальная ваза.

У Сережи забилось сердце. Он был уверен, что у них не было такой вазы, а если бы и была, мама никогда не поставила бы ее посреди его города, опрокинув при этом два дома и сдвинув парк.

Он снова посмотрел на экран компьютера: строчка, которую он набирал до этого, исчезла. Несколько раз глубоко вздохнув, мальчик осторожно взял вазу и снял ее со стола.

На ощупь она была самой настоящей: холодный, тяжелый хрусталь. Неожиданно ваза выскользнула из его рук, ударилась о лежащую на полу гантель, с которой он по утрам делал упражнения, и разбилась.

В ужасе глядя на осколки, которые могли проколоть шины его коляски, Сережа набрал на клавиатуре компьютера:

«У МЕНЯ В КОМНАТЕ НЕТ ВАЗЗЫ И НИКОГДА НЕ БЫЛО».

Он очень торопился и набрал в слове «ваза» два «з», заметив ошибку, он не стал исправлять, так как не знал, как стереть лишнюю букву. Когда он нажал на «Ввод», компьютер снова загудел и верхняя крышка процессора нагрелась. Экран вновь был чистым и написанное на нем исчезло. Мальчик снова посмотрел на пол: осколки от разбитой вазы пропали.

Он перевел взгляд на игрушечный город: дома, которые раньше были опрокинуты, теперь стояли на своих прежних местах. На глаза мальчику попался орфографический словарь, он подъехал к шкафу, снял словарь с полки и открыл его на «В».

То слово, которое он искал, нашлось почти сразу, потому что начиналось на «ва». В словаре было написано: «вазза, им. п. — ваззы, род. п.».

Сережа покачал головой, глядя в словарь, потом захлопнул его и вытер со лба выступивший пот. Произошло удивительное: своей опечаткой он переделал орфографию. Вот это да! И вместе с этим изменилась реальность, изменились книги, словари...

Мальчик подкатился на коляске к двери и, приоткрыв ее, крикнул:

— Мам, сколько «з» в слове «ваза»?

— Два, разумеется. Разве ты не знаешь? — Она удивленно приподняла брови, отрываясь от телефонной трубки. Как можно сомневаться в написании такого простого слова! Разве кто-нибудь делал ошибку в слове «ваза»?

Сережа закрыл дверь. Значит, и человеческое сознание тоже трансформировалось, когда он нажал на «Ввод». Теперь он единственный в мире, который знает, как правильно пишется это слово, единственный в мире, который может изменять реальность, стоит ему набрать свое желание на компьютере и нажать кнопку «Ввод». Когда он осознал это, ему стало не по себе. Обнаружив, что процессор раскалился и экран начинает мигать, Сережа нажал на зеленую кнопку и выключил компьютер. Очевидно, изменение реальности требовало от компьютера больших энергозатрат. Неудивительно, что даже свет в комнате мигал.

«Час от часу не легче! — подумал мальчик. — Вначале появились инопланетяне, а теперь еще странно ведет себя компьютер. Или это все как-то связано между собой, или я начинаю сходить с ума».

Глава IV

Неслучайная встреча

На другой день в субботу Сережа проснулся поздно, уже около одиннадцати. После того что произошло вечером, он долго ворочался, не мог заснуть, у него начала ныть спина в том месте, где ее пересекал тот злополучный шрам и позвоночник был раздроблен. Когда наконец боль утихла и мальчик уснул, был уже третий час, так что понятно, почему он проснулся поздно.

Сережа лежал в постели и думал, почему мама не разбудила его, чтобы сделать лечебную физкультуру. Наверное, она решила, раз сегодня выходной, можно поспать подольше. Сейчас утром все события, связанные со странными ящерами на лестничной площадке и компьютером, преобразующим действительность, казались уже не такими реальными, и Сережа даже не мог с точностью утверждать, произошли ли они на самом деле или только померещились ему.

Мальчик оперся руками о кровать и приподнялся. Он хотел придвинуть коляску поближе, чтобы перебраться в нее, как обычно это делал, но оказалось, что коляска откатилась в сторону и он не может до нее дотянуться. Обычно мама просила звать ее, когда ему трудно сесть в кресло или выбраться из него, но сын почти никогда этого не делал, не желая казаться беспомощным. Неприятно зависеть от других даже в таких мелочах.

Решив, что он сделает все сам, чтобы доказать себе, на что он способен, Сережа перевернулся на живот, свесил правую руку с кровати, ухватился за край ковра и ухитрился придвинуть к себе коляску вместе с ковром. Потом он перевернулся на спину, снова уперся руками и привычным движением перебросил свое непослушное тело на кресло.

Мальчик уже подъехал к двери и хотел ее открыть, как вдруг услышал доносившиеся из кухни голоса. Один был мамин, а другой — незнакомый, мужской с низким и глуховатым тембром. Больше говорила мама, мужчина только изредка односложно отвечал ей.

Не понимая, кто мог прийти к ним, Сережа тихо открыл дверь и, не выдавая своего присутствия, подъехал на коляске к кухне. За это время он услышал, о чем ведется разговор.

— Большое вам спасибо! — благодарила мама. — Сама не знаю, что бы я без вас делала, и как удачно, что вы оказались нашим новым соседом. Какое совпадение!

— Если вдуматься, во всей Вселенной уже много миллиардов лет происходят случайные совпадения, — глухо ответил ее собеседник. — Нет ничего закономернее и неслучайнее случайного совпадения.

— Но как удачно, что вам удалось его перехватить! Я даже ничего не успела сообразить. В кошельке были все мои деньги, а потом я так неудачно упала и едва не подвернула ногу, когда за ним погналась. А вы схватили его и отняли мою сумочку. Я вам за это очень благодарна. Но какой, однако, наглый карманник! Утром, в людном месте, у магазина!

Сережа приблизился к двери, толкнул ее ладонью и, освободив себе проезд, въехал в кухню. Незнакомый мужчина сидел к нему спиной на стуле, а мама делала бутерброды.

— Доброе утро, — сказал мальчик. — У нас гости?

— Ты даже не представляешь, сынок, что случилось! — начала возбужденно рассказывать мама. — Я поехала утром в супермаркет, чтобы, как обычно, купить продукты на неделю, и когда вышла из магазина, то положила сумочку на крышу автомобиля, а сама стала открывать дверцу. Тут подскочил какой-то парень в джинсовой куртке, я его даже не разглядела, схватил сумочку и бросился бежать. А в ней все мои деньги, ключи от квартиры, паспорт, права на машину, в общем все. Я попыталась его догнать, но растерялась, споткнулась и растянула ногу. Но тут вдруг появился этот мужчина, в два прыжка нагнал похитителя, вырвал у него мою сумочку, а потом помог мне встать и добраться домой.

Пока мама рассказывала, Сережа, не отрываясь, смотрел на спину сидящего человека. Эта спина была ему знакома, он где-то видел ее совсем недавно. В этот момент гость повернулся к мальчику, скрипнув стулом. Сережа увидел его лицо и так вцепился в ручки своей коляски, что костяшки у него побелели.

Лицо гостя он уже видел вчера. Это был пришелец из космоса, который командовал ящерами, и они его называли «капитан». Лицо мужчины почти не изменилось: широкие скулы, твердый подбородок, глубоко посаженные уставшие глаза с красными прожилками. Только если вчера кожа на его лице была серой и чешуйчатой, то теперь она стала гладкой, чуть смуглой, как у обычного человека. Ноздри, рот и губы изменились и приобрели вполне «земной», привычный вид.

Незнакомец окинул мальчика спокойным оценивающим взглядом, в котором не было ни жалости, ни презрения, ни излишнего сочувствия, и спросил немного удивленно:

— Что это за приспособление? Почему ты не ходишь ногами?

— Это мой сын Сережа. У него травма позвоночника... Он не может ходить уже давно, — покраснев и смущенно смахивая крошки со стола, объяснила мама.

— Прости, я не знал, — сказал гость и провел ладонью по хромированному ободу коляски и по ее накачанной резиновой шине. — Как твои дела?

— А вам разве не все равно? — резко ответил мальчик. Пусть этот человек, кто бы он ни был — пришелец из космоса или просто случайный сосед, — знает, что ему здесь не рады, и уходит.

— Сережа, как ты разговариваешь со взрослым человеком? — огорчилась мама. — Сосед же просто спросил, как твои дела.

— Ничего страшного, — спокойно сказал тот. — У вашего сына есть характер, и это уже хорошо. Характер, воля и решимость — первый шаг к успеху. И не нужно эти качества скрывать. Иногда выгодно схитрить, но никогда не нужно быть подлым.

— А вы уверены, что вы не хитрый? — спросил Сережа, перебивая гостя. — Вы уверены, что вам нечего скрывать?

Мужчина не закончил фразу и пристально посмотрел на мальчика. Взгляд у него выражал удивление и настороженность.

— Что ты имеешь в виду? — медленно спросил он, и Сережа понял, что сболтнул лишнего.

Но в этот момент, словно выручая его, засвистел чайник.

— Ну, наконец закипел! — обрадовалась мама и обратилась к гостю: — Вы не выпьете с нами чаю? Ой, простите, я даже не знаю, как вас зовут...

Такой простой вопрос вызвал у незнакомца затруднение. Он улыбнулся и скользнул взглядом по кухне, словно подыскивая подсказку. Он заметил настенный календарь с портретом Гоголя и, искоса взглянув на подпись, ответил:

— Николай... Николай Васильевич...

— Николай Васильевич? Как Гоголя? — радостно воскликнула мама. — Это мой любимый писатель! Надо же какое совпадение!

— Сегодня день совпадений, — напомнил гость.

Но не успел он выпить чаю, как стена, примыкавшая к соседней квартире, дрогнула и с потолка посыпалась штукатурка.

Хозяйка дома ойкнула и от неожиданности пролила заварку мимо чашки.

— Что это? Это, кажется, у вас в квартире! — испуганно сказала она Николаю Васильевичу.

— Это мое домашнее животное устроило беготню, — успокоил ее гость, напряженно улыбаясь.

— Домашнее животное? Оно у вас большое? — поинтересовалась мама, наблюдая, как продолжает трястись стена.

— Довольно большое, но очень глупое, — мрачно пояснил ее собеседник.

Сережа вспомнил про двухметровых гигантов, и что-то дернуло его за язык:

— А что это за животные? Случайно, не ящерицы? — Сходство слов «ящеры» и «ящерицы» насторожило мужчину, и он снова с подозрением посмотрел на мальчика.

— Что ты говоришь, Сережа, разве может маленькая ящерица наделать столько шума? — удивилась мама.

— Может, если она немножко подрастет, научится говорить, но не очень поумнеет.

— При чем тут ящерицы? Почему ты решил, что это они? — взволнованно спросил гость.

— Недавно я смотрел по телевизору передачу про животных. Есть такая двухметровая ящерица, она любит драться и все время размахивает хвостом, — схитрил Сережа.

В этот момент стена опять дрогнула. Николай Васильевич, натянуто улыбаясь, встал.

— Пора успокоить мое животное, пока не поздно, — сказал он и поклонился маме. — Был очень рад с вами познакомиться.

— И я тоже. Большое вам за все спасибо, — тепло улыбнулась она.

Гость решительными шагами направился к двери, мама и Сережа его провожали. На повороте коридора он остановился, оглянулся на мальчика, едущего следом за ним на коляске, и сказал негромко, но очень уверенно:

— До свидания. Думаю, мы еще увидимся.

У Сережи даже горло перехватило от страха, и кто его тянул за язык? Зачем он дал этому инопланетянину понять, что знает про него и про ящеров? А что, если эти монстры, опасаясь, как бы он не проболтался о них, просто возьмут и прикончат его?

Гость вышел на площадку. Соседняя дверь открылась, потом сразу захлопнулась. Не прошло и нескольких секунд, как донесся его командный окрик и стена перестала дрожать. Мама закрыла свою дверь и повернулась к сыну, который как-то сник в своей коляске.

— Очень решительный и умный человек, настоящий мужчина. А ты вел себя с ним очень нелюбезно, мог быть и вежливее, — заметила мама.

— Как он оказался у нас?

— Я же говорила: он мне помог, а потом оказалось, что живет рядом, купил квартиру напротив. Вот я его и пригласила. По-моему, все вышло очень удачно. Сережа, куда ты?

Мальчик резко развернул коляску и, вращая хромированные обода, покатился к себе в комнату.

— Нужно решать уравнения и повторять теоремы.

— Разве ты не будешь сегодня отдыхать?

— На той неделе экзамен. Ты забыла?

— Забыла, забыла... — озабоченно повторила мама и приложила ладонь ко лбу. — Нет, не про экзамен, про него я помню. У меня такое чувство, что я про что-то очень важное забыла! Ах да, техосмотр! Я же собиралась пройти сегодня техосмотр, на неделе у меня не будет свободного времени.

Сережа вспомнил, что каждые два года все машины должны обязательно пройти проверку и получить справку о техосмотре, которая крепится к стеклу, иначе у водителя будут серьезные проблемы с гаишниками и могут даже снять номера.

— Обед на кухне, не забудь его разогреть! — крикнула мама. — Я вернусь часа в четыре, и мы с тобой куда-нибудь съездим! Договорились?

И она умчалась, захватив с собой какие-то документы и бормоча, что, хоть ее машина и маленькая, хлопот с ней столько же, сколько и с большой, а это несправедливо.

Мальчик остался в квартире один, ему было тревожно, и он не знал, правильно ли поступил, ничего не рассказав маме про инопланетян. Впрочем, она очень спешила и не стала бы сейчас его слушать. Сказала бы: «Поговорим, когда вернусь».

Разумеется, никакие уравнения мальчику в голову не лезли. Чтобы отвлечься от грустных мыслей, он подъехал к компьютеру и нажал на зеленую кнопку включения.

«А если напечатать, что у меня есть мешок золота? Или что я выучил все предметы за среднюю школу, сдал экзамены и поступил в институт? Интересно, сбудется это или нет?» — подумал он, пока компьютер загружался.

И вот уже загорелась синяя рамка Нортона с директориями [Директория — набранное заглавными буквами название папки, в которой хранятся файлы.], и внизу командная строка:

С:\

Вспомнив, как показывала ему мама, Сережа набрал win: и нажал на «Ввод». Но вместо того чтобы появиться «Windows», опять возникло красное пузырящееся озеро, а по кровавому фону черными кривыми буквами было написано:

«ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ! ПРОГРАММА ИЗМЕНЕНИЯ РЕАЛЬНОСТИ ДАЛА СБОЙ. ВНУТРЕННИЙ РЕЗЕРВ СИСТЕМЫ ИСЧЕРПАН. ДЛЯ ПРОДОЛЖЕНИЯ РАБОТЫ ТРЕБУЕТСЯ ИСТОЧНИК ЭНЕРГИИ МОЩНОСТЬЮ НЕ МЕНЕЕ 10 МЕГАВАТТ.

ДЛЯ ПЕРЕКЛЮЧЕНИЯ НА ОСНОВНОЙ РЕЖИМ РАБОТЫ КОМПЬЮТЕРА НЕОБХОДИМО ОТФОРМАТИРОВАТЬ ЖЕСТКИЙ ДИСК, СТЕРЕВ ВСЮ ЛИШНЮЮ ИНФОРМАЦИЮ, А ПОТОМ НАЖАТЬ F1».

«Десять мегаватт!» — грустно подумал Сережа.

Он кое-что понимал в физике и знал, что для создания такого одномоментного напряжения нужно иметь как минимум небольшую атомную станцию. Значит, от изменения реальности, как это ни заманчиво, придется отказаться.

Решив поступить, как подсказывал ему компьютер, и отформатировать жесткий диск, чтобы перейти на основной режим работы, мальчик пролистал самоучитель в поисках подсказки по этому вопросу.

Оказалось, что форматирование производится очень просто. Нужно только набрать по-английски команду Format и нажать на «Ввод», но при этом будут стерты все предыдущие находящиеся на диске программы и файлы.