Сергей Абдульманов, Дмитрий Кибкало

Бизнес на свои

Введение

Самый частый операционный вопрос малого бизнеса — «где деньги?». Их вечно не хватает. Наблюдая за кучей проектов наших друзей по всей стране, мы думали, что главная задача бизнеса — это превозмогать. Сначала вы что-то делаете, а потом годами пытаетесь удержать это на плаву нечеловеческими усилиями.

Оказалось, что есть и другой подход. Это когда сначала собираются данные, потом вы пробуете, а затем просто не начинаете дело, где вместо денег можно было бы получить бесценный опыт.

Иными словами, задача — обеспечить успех еще до того, как впрягаться по полной. Это требует некоторого пересмотра мышления в сторону рациональности: нужно будет перестать цепляться за свои идеи и проверять каждую из них. Ученые каждый день в экспериментах узнают, что их мысли могут быть ошибочны, и радуются этому. В бизнесе придется ставить под сомнение все: от того, как правильно разговаривать с людьми, до того, что действительно значит «посчитать расходы».

Наша первая книга, «Бизнес как игра» [Абдульманов С., Кибкало Д., Борисов Д. Бизнес как игра. Грабли российского бизнеса и неожиданные решения. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2018. Здесь и далее примечания авторов, если не указано иное.], по сути состояла из 140 историй о том, как мы строили сеть и какие сложности по всем фронтам нам встретились. К нашему огромному счастью, каждый в команде знал, что делать (либо как использовать голову, чтобы это узнать).

А потом мы столкнулись с проблемами роста. Когда нас стало больше 200 человек, начали теряться знания: обучение ставилось лично еще в самом начале, но всех так не обучить. Мы наступили на самые тупые грабли из возможных и поймали огромный кассовый разрыв. Выявили десятки случаев воровства. В магазинах иногда творилось такое, что хотелось уволить всех поголовно в тот же день. Копился технологический долг. Однажды мы собрались и записали все проблемы компании — и стало совершенно непонятно, как мы до сих пор существуем. Объем работ по переделке всего этого впечатлял. Но мы начали генеральную уборку и прошли, наверное, через худшее из возможного. И параллельно запустили еще несколько проектов, кроме Мосигры. Мы стали циничнее, опытнее и научились работать на результат в любых условиях.

В общем, перед вами выжимка из нашего небольшого, но уже десятилетнего опыта. Все это — реальность, которую мы прошли со всей командой. Это не догма, и, возможно, завтра мы уже будем думать, что все это фигня. Но вот прямо сегодня это отражает наш взгляд на бизнес. Как раз тот, когда все еще удается объяснить простыми словами, что же делать, и не удариться в мрачную скучную теорию, которая важна для выживания среднего бизнеса. Мы постарались поймать этот романтический момент для вас и максимально подробно расписать, что же делать.

Почему? Потому что за эти годы мы много раз отвечали людям на вопросы про бизнес. Открывали новые франчайзи-магазины, закрывали некоторые из них, оценивали региональные рынки и собирали коллекцию побед и ошибок. Завидовали и радовались партнерам с выстреливающими проектами, удивлялись эпическим провалам других. Воспитывали руководителей внутри компании и нанимали профессионалов со стороны. Страдали фигней, ошибались, падали и поднимались.

Дальше — о том, как это бывает. Не то чтобы однозначный опыт, но настолько близкий к российской реальности, насколько возможно.

Часть I. Готовимся открывать дело, но пока сидим на диване

В этой части мы собираем информацию и проверяем свои первые гипотезы. Потому что часто возникает желание начать делать что-то, что кажется хорошей идеей. Не отвлекаясь на здравый смысл. У человека, овладевшего рациональным мышлением, хороших идей обычно бывает несколько. Нужно браться не за первую, а за наиболее потенциально интересную. Вот тут, сидя на диване, мы и будем оценивать потенциал пришедших в голову идей.

Бизнес и рациональное мышление

Во-первых, бизнес — это наука. Как физика. Любой тезис может быть так или иначе проверен и обоснован числами. Это не обязательно шаманство, искусство или талант. Есть механики, которые позволяют повысить эффективность, и освоить их примерно так же просто, как научиться мыслить логически.

Мы в основном используем экспериментальный подход. Если у вас есть тезис вроде: «Мне кажется, туристы будут покупать мороженое на пляжах», нет ничего проще, чем поставить эксперимент. Просто купите мороженое в обычном магазине, арендуйте холодильник или сумку с сухим льдом на сутки и попробуйте продавать продукт на пляже. Да, вы не умеете этого делать. Да, вы выхватите небольшой штраф за торговлю без разрешения. Но собранных данных по спросу хватит на то, чтобы просчитать, сходится ли бизнес в целом и стоит ли нанимать десятки продавцов мороженого к сезону.

Нет ничего хуже, чем пробовать бизнес, не собрав данных и не потратившись на эксперимент. Может повезти, но чаще всего придется превозмогать. По возможности избегайте этого.

Во-вторых, бизнес — это игра. По крайней мере, для нас. Мы не бог весть какие специалисты, и частного самолета ни у кого пока нет. Но наш подход — играть. И это выражается не только в том, что нет ничего забавнее наблюдения за тем, как превращается в дым твой миллион рублей. Или, в оставшихся 2–3 % случаев, как победно звенит касса целый день. Нет, важнее то, что у вашей игры есть правила.

Правила — это то, за что вы не переступаете. Например, это может быть «любой родственник проходит общее собеседование; получает столько же, сколько получал бы любой другой на его месте, и может быть уволен в любой момент без скандала», «нужно платить все налоги», «принцип клиентоориентированности лежит выше маркетинга». С другой стороны, многие вещи, которые кажутся правилами, но ими по факту не являются, можно нарушать. Этому нас научил один чемпион по компьютерным играм, который три года разбирал принципы мышления оппонентов [Дэвид Сирлин, мы перевели его книгу «Играй на победу». Ее можно скачать на нашем сайте: https://www.mosigra.ru/blog.].

В-третьих, можно делать бизнес на свои деньги и на ощупь искать свой путь, а можно делать его на чужие. Подход, на который мы опираемся, предполагает, что у вас не сильно много денег. Поначалу вы ставите простые опыты, чтобы уменьшить риски. Потом делаете что-то маленькое и выводите его в плюс. Потом расширяетесь немного и снова выходите в плюс. Набираете «подушку безопасности» и идете дальше, постепенно расширяясь.

Через пять лет у вас есть то, что на инвесторские деньги было бы сделано за один-два года.

Успех проекта зависит от того, насколько мало грабель вы словите. И в бизнесе на свои лучше либо вовремя опознать их и обойти (мы поможем примерами и теорией), либо наступить на них, пока они маленькие.

В общем, готовьтесь пройти все тяжкие за ближайшие года два. Потом уже вы станете прожженным специалистом, знающим, что и как делать, и сможете поделиться с нами опытом.

С чего начать

Влад, наш коллега, заходит в офис с горящими глазами и говорит:

— Парни, у меня друг открыл сервис по ремонту сотовых телефонов в закутке на первом этаже торгового центра. Прибыль 300 тысяч рублей в месяц чистыми! Черт, это же круто! Давайте десять таких откроем!

— А налоги твой друг платит? — уточняет наш финаналитик.

— Э-э-э… Не уверен. Скорее всего, нет, — немного сбивается Влад.

— А зарплата у его сотрудников белая или в конвертах? — продолжаем добивать мы.

— Минимальная белая, остальное так. — Влад уже начинает понимать, в чем дело.

— А запчасти они через таможню правильно возят или контрабасом?..

Вот и получается, что он зарабатывает не 300 тысяч рублей в месяц, а куда-куда меньше. Потому что один только фонд зарплат добавит, считайте, по ползарплаты каждому, если правильно [Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — 13 % для налоговых резидентов (1494 рубля для выплаты 1000 рублей на руки), 30 % для нерезидентов. Фонды по трудовым договорам: 22 % — ПФР (пенсионный фонд), 5,1 % — ФФОМС (фонд медицинского страхования), 2,9 % — ФСС (фонд социального страхования), 0,2 % — НСПЗ (страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний). Если организация производственная, то до 8,5 %. Если оклад по трудовому договору более 66 000 рублей в месяц, то после того, как работник получит свыше 796 000 рублей, процент отчислений становится меньше: в ПФР — 10 % (вместо 22 %), в ФСС и на НСПЗ — 0 %. По гражданско-правовым договорам (в том числе авторским): 22 % — ПФР (пенсионный фонд), 5,1 % — ФФОМС (фонд медицинского страхования).] все оформлять. И еще надо будет заплатить налоги на прибыль, таможенные пошлины и так далее.

Выходит, он сейчас вроде бы и получает 300 тысяч рублей в месяц (с одной стороны), но и может сесть на пять лет (с другой).

А еще, если задуматься, у него нет шансов масштабироваться, потому что, пока он лично все ведет, это еще поддается контролю. Но стоит ему нанять управляющего на вторую точку — и тот будет воровать, пользуясь тем, что все равно ничего не учитывается официально, скрыть можно сколько угодно выручки. Ниже будет пример.

Примерно так и происходит с идеями бизнеса. Самый опасный момент — насмотреться на чей-то успех и пробовать не глядя повторить. На этом этапе ваш главный враг — жадность. Когда вы узнаёте, что кто-то много зарабатывает, жадность просыпается глубоко в организме и начинает кричать. У вас нехорошо загораются глаза, и вот вы уже хотите повторить чужой опыт. Обычно первая бизнес-идея очень проста. Например, вы узнаёте, что жвачку можно купить за 2 рубля, а продать за 3. И рветесь в бой, потому что надо же с этим что-то делать, правильно?

На деле же вы еще не представляете, сколько у вас будет клиентов, как построить модель на годы вперед. И даже самого простого не знаете: сколько будет стоить осуществление продажи. А это самое важное.

...

Пример

@gorgig рассказывает [Источник: https://pikabu.ru/story/yelektrik_malchik_na_chas_5179397.], как электрики тащат все с родного предприятия. Он тоже начал «запасаться» лампами и в целом освоил прапорский подход. В первый раз ему дали денег за час работы с торшером по знакомству — 1000 рублей. Потом он напечатал объявления и расклеил их по городу — получалось сильно дешевле, чем у других, и его услуги пользовались популярностью. Затем он уволился с основной работы и продолжил сольную карьеру. «Не учел я только одного… я был конкурентен, пока мог достать халявно материалы для халтур на работе. И без них мои цены никому не интересны, как бы ни пыжился. И никто не был готов ждать меня по вечерам. При этом появилась мода спросить квитанцию как гарантию качества. А где бы я ее взял? Того, что у меня было, мне хватило на год».