Конечно, он и сейчас по большей части отмалчивался. Но это было умиротворенное молчание.

— …и тут Ворчун и Мямля вдарили по нему полярными лучами и заморозили на месте, — оживленно рассказывала Тайвен. — Не знаю, убило ли это его, но это позволило нам сбежать. Да уж, в такие передряги я раньше не влипала, скажу я вам. Хорошо, что там был Зориан — выбери я любого другого третьекурсника, и мы вряд ли пережили бы встречу с троллем.

Зориан поежился на стуле, ощутив укол стыда. Тайвен зря ему благодарна — не будь его, ей вообще не пришлось бы столкнуться с троллем.

— Успехи Зориана в таком бою, несомненно, впечатляют, но я вынуждена попросить, чтобы в будущем ты воздержалась от авантюр в подземелье с его участием, — Ильза усмехнулась. — Теперь он мой ученик, и если какой — нибудь тролль или другое чудище убьет его сразу после заключения контракта — это будет жутким пятном на моей репутации.

— Эээ, да… — пробормотала Тайвен. — Ну, я и сама не собираюсь соваться туда в ближайшее время. Я уже сообщила в полицию, но зачистка займет месяцы, а пока там слишком опасно.

— Мудрое решение, — кивнула Ильза и перевела взгляд на Зориана. — Тебя это тоже касается. Чтобы никакого риска в будущем. На первый раз прощается, раз уж ты помогал другу и ситуация непредсказуемо обострилось, но с этого момента считай, что походы в Подземелье под запретом. Пока я не скажу, что можно.

— Конечно, — сразу же согласился Зориан, совершенно не планируя держать слово.

— И если надумаешь что — то столь же опасное — сначала поговори со мной, — предупредила Ильза. — Есть еще что — то, о чем мне следует знать?

— Вроде бы нет, — ответил Зориан. Взгляд Ильзы стал прямо — таки пронизывающим. Может, сообщить ей о чем — нибудь незначительном, пока ей не пришло в голову следить за ним? — Ну, я собираюсь регулярно встречаться со своим инструктором — аранеа, но она совершенно безобидна. И мухи не обидит, хоть она и гигантский паук.

— Ах да, пауки, — с видимым неудовольствием откликнулась Ильза. — Не беспокойся, Имайя уже рассказала мне о твоей… ситуации. Я собиралась поговорить об этом, но лучше сделать это в более приватной обстановке.

Зориан кивнул, благодарный Ильзе за сдержанность. Каэл все еще не знал о реальных возможностях его дара психика, Зориан пока не торопился его просвещать. Жалко, конечно, что Имайя рассказала о его «ситуации» без разрешения. Этого следовало ожидать, но все равно досадно.

— Любопытно, — сказал Каэл. — Если твой учитель и мухи не обидит, то что же она ест? Сколько я помню, все пауки — хищники.

— В основном крыс и бродячих собак, — ответил Зориан.

— Крыс? — с отвращением переспросила Кириэлле.

— Говорят, в Сиории встречаются весьма крупные особи, — сказал Зориан.

— О да, еще как встречаются, — подтвердила Тайвен. — Клянусь, я однажды видела, как крыса гналась за кошкой, а не наоборот…

— Это просто байки, — поспешно заверила обеспокоенную Кири Имайя. — Я живу здесь всю жизнь, но никогда не видела ничего подобного.

— Откуда ты знаешь, что они не едят и заплутавших людей? — спросила Ильза.

— Если верить Новизне, это все равно, что людям охотиться на драконов ради мяса. Практически всегда есть более легкая добыча, — ответил Зориан. — Не то, чтобы аранеа были безобидны, вовсе нет, но если они и убьют меня, то точно не для того, чтобы съесть.

— Новизна? — переспросил Каэл.

— Так зовут аранеа, обучающую меня, — пожал плечами Зориан. — Ну, то есть ее на самом деле зовут Исполненная Энтузиазма Искательница Новизны, но это слишком длинно, и она не возражает, когда я сокращаю его.

— Какое глупое имя, — сказала Кириэлле.

Зориан хотел было ответить, что «Кириэлле» — не менее глупое имя, но передумал. Во — первых, по — детски препираться с сестрой лучше без свидетелей. А во — вторых, ему только что пришла в голову просто дьявольски забавная идея.

— Хочешь с ней познакомиться? — спросил он.

— Что? — не поняла Кириэлле.

— Новизна. Хочешь с ней познакомиться?

Кириэлле погрузилась в раздумья.

— Не знаю. Я не люблю пауков. Они противные.

— Ну ладно, — пожал плечами Зориан. — Я думал, ты не упустишь возможности познакомиться с кем — то из таинственной расы магических существ, которых мало кто из людей видел воочию. Шанс, выпадающий раз в жизни, и все такое. Но, кажется, я понимаю…

— Эээ, нууу… — промямлила Кириэлле. — Вообще — то я передумала. Она ведь не будет меня касаться?

Ну конечно, она будет ее касаться. Новизна жаждет пощупать все, что видит. По ее собственному признанию, однажды она сунула лапы в огонь — посмотреть, что получится.

— Уверен, если ты ее вежливо попросишь, она будет соблюдать дистанцию, — сказал Зориан.

Он сам не понял, как сумел сказать это с серьезным лицом. Иногда он сам себя поражает.

Они еще некоторое время беседовали, пока не исчерпали все темы. Ильза и Тайвен попрощались и ушли, Кириэлле развлекалась, пытаясь научить Кану рисовать. Само собой, в отличие от самой Кириэлле, Кана рисовала, как нормальный ребенок — то есть просто ужасно — но ни ту, ни другую это совершенно не смущало. Зориан удалился в свою команту, рассчитывая сделать что — нибудь до прихода Кириэлле.

Не сложилось — буквально через минуту на пороге показался Каэл и вежливо постучал по дверному косяку.

— Не помешал?

— Нет, я сам еще только решал, чем заняться. Ты что — то хотел?

— Вроде того, — сказал Каэл. — Я просто зашел сказать, что ты можешь не осторожничать с упоминаниями твоей ментальной магии. Я уже понял, что ты не просто эмпат.

— Кириэлле разболтала? — со вздохом спросил Зориан.

— Скорее, дала достаточно зацепок, чтобы я догадался. Она весьма разговорчива. Но не злись на нее, я не собираюсь бежать в полицию только потому, что ты учишься читать мысли.

— Спасибо, — сказал Зориан. — Хотя, если честно, было бы лицемерием осуждать меня за изучение запретных искусств, мистер начинающий некромант.

Каэл отшатнулся, уставившись на него круглыми глазами.

— К‑как?! Не может быть, чтобы…

Зориан жестом велел ему успокоиться. Каэл немедленно замолчал и высунулся в коридор, проверяя, не слышал ли кто. Зориан и так знал, что никто не подслушивал — он чувствовал, что остальные обитатели дома собрались на кухне. Тщательно все осмотрев, Каэл торопливо вернулся в комнату, закрыл дверь и тяжело привалился к ней.

— Откуда..? — спросил он.

Пока что он выглядел скорее перепуганным, чем угрожающим, но Зориан знал — если он ошибется с ответом, все может измениться в любой момент.

— Ты знаешь заклятье «Волшебный замок»? — спросил он.

— Я… да, — ответил все еще ошеломленный Каэл.

— Запри дверь, а я поставлю защиту от шальных прорицаний, — велел Зориан и тут же начал сплетать оберег вокруг комнаты. Ничего особенного, но это убережет от простейших подслушивающих чар и, по идее, предупредит, если будет использовано что — то серьезное. Не то, чтобы это было действительно необходимо, но лишняя практика не помешает — и нельзя быть слишком осторожным.

Пять минут спустя комната была экранирована, насколько это вообще возможно без серьезной подготовки, а Каэл явно терял терпение. Зориан решил, что сойдет. И начал:

— Позволь рассказать тебе историю о потерянном времени и о месяце, что все никак не кончался…

Неоплачиваемый труд подростков — освященная веками традиция магов. Пусть древняя система ученичества в большинстве стран и сменилась на специализированные академии, вызвав взрывное повышение качества молодых магов — но некоторые вещи просто не преподать в классном формате. Для подобных вещей молодому магу нужен наставник — тот, кто покажет секреты мастерства, поделится собственными, бережно хранимыми разработками, да даже просто сведет с нужными людьми. И у этих наставников всегда найдется много не самой почетной работы, в идеале — подходящей молодым магам и готовящей их к будущей профессии.

В идеале.

Зориан брел к классу за полчаса до остальных, размышляя, что вот его жизнь идеальной не очень — то назовешь. По сути, на учеников спихивали задания, которые наставники считали ниже своего достоинства — или всевозможную рутину. Та же должность старосты класса — одна сплошная трата времени. В прежних циклах это не особо его беспокоило — там нет ничего сложного, если не подходить к задаче с ответственностью Акоджи — но в этот раз столько неотложных дел требовало его внимания, что дополнительная обязанность просто бесила. Наверное, не стоило в этот раз напрашиваться в ученики к Ильзе — но что сделано, то сделано.

Он зевнул. Скорее всего, он просто не в духе из — за недосыпа. Разговор с Каэлом продлился несколько часов — морлока интересовало абсолютно все, и он, не переставая, сыпал вопросами. И хотя Зориан прекрасно его понимал и признавал, что время потрачено не зря — вообще — то тем вечером он собирался проверить отчеты об исследовании, собранные в классе по поручению Ильзы. Причем передать их ей, проверенные и с рекомендациями по оценкам, нужно было уже сегодня. Он думал, что с памятью прошлых циклов справится с задачей одной левой — но, видимо, из — за вызванных ими значительных изменений в цикле Ильза выдала совсем другие темы для исследования, и ему пришлось действительно читать всю эту писанину. В итоге он потратил на эту чушь большую часть ночи, да еще и встал на полчаса раньше обычного — он ведь, видите ли, староста.