1 Околосмертное переживание (ОСП): отделение сознания от физического тела.

2 Обострение чувств.

3 Сильные и в основном положительные эмоции или чувства.

4 Вхождение в тоннель или прохождение сквозь тоннель.

5 Загадочный или очень яркий свет.

6 Встреча с мистическими существами или покойными родственниками и друзьями.

7 Ощущение деформации времени или пространства.

8 Обзор событий своей жизни.

9 Знакомство с неземными («небесными») сферами.

10 Получение особых знаний.

11 Столкновение с границей или преградой.

12 Возвращение в тело, сознательное или непроизвольное.


Далее приведены описания всех этих элементов в конкретных случаях, которые я собрал более чем за десять лет исследований, а также количество людей, имевших ОСП, из исследуемой нами группы, испытавших каждую из этих составляющих ОСП.

1. Внетелесное переживание (ВТП)
...

Я чувствовала, как мой дух покидает тело. Я видела и слышала разговор между моим мужем и врачами, происходящий за пределами моей палаты, примерно в сорока футах от меня в коридоре. Позже я рассказала об этом разговоре своему изумленному мужу.

Один из имевших ОСП наблюдал реакцию врача, теряющего своего пациента.

...

— Почему вы были так расстроены, так кричали и бранились в операционной? Разве вы не знали, что я могу слышать каждое ваше слово?

Затем имевший ОСП рассказал, что ответил врач:

...

— Вы правы. Я так устал, был так расстроен и зол тогда в операционной, что начал кричать, когда мы стали вас терять. Я так орал! Вы умирали, а я ни черта не мог сделать, чтобы вас удержать. Теперь нужно будет продумать, что мне говорить пациентам без сознания.

Выход из тела часто бывает первым элементом ОСП. В анкете ФИОСП переживших ОСП спросили: «Вы испытали отделение вашего сознания от тела?» В ответ 75,4 процента из 613 человек сказали «да».

2. Обострение чувств
...

Это невозможно объяснить, как и нельзя испытать это здесь, на земле. Все было кристально-ясным. Это напоминало долгожданное возвращение домой. Было чувство причастности, значительности, полноты. Это казалось значительно более реальным, чем все, что я испытывал в своей жизни.

Анкета ФИОСП спрашивала: «Как можно сравнить ваш высший уровень осознания и внимания во время этого события с вашим обычным каждодневным осознанием и вниманием?» Из всех испытавших ОСП опрошенных 74,4 процента отметили, что они были «более осознающими и внимательными, чем обычно».

3. Сильные и в целом положительные эмоции и чувства
...

Это труднее всего объяснить… Слова не в состоянии передать эти чувства, но я попытаюсь: полная, безусловная, всеобъемлющая любовь, сострадание, покой, тепло, безопасность, причастность, понимание, всепоглощающее ощущение доверия и радости.

Я испытывал только любовь, радость, счастье и все замечательные эмоции, которые можно испытывать одновременно.

Полная гармония, полный покой. Я не был хоть сколько-нибудь испуган или встревожен.

Когда мы выбрались к свету, вся жизнь была любовью и счастьем. Кроме них, не было ничего. И это чувство было сильным. Очень сильным, бесконечным и безграничным.

Я испытывал сильнейшее чувство любви, покоя и красоты, которое нельзя выразить словами.

В анкете ФИОСП спрашивалось: «У вас было чувство покоя или радости?» На этот вопрос 76,2 процента выбрали ответ «Невероятный покой и радость». В анкете ФИОСП спрашивалось: «Вы испытывали удовольствие?» Из имевших ОСП 52,5 процента при ответе на этот вопрос выбрали «невероятное удовольствие». Маленький процент испытавших ОСП боятся этих переживаний. Эта тема подробно исследуется на веб-сайте ФИОСП7.

4. Вхождение в тоннель или прохождение сквозь тоннель
...

Затем я почувствовал, как погружаюсь и качаюсь в теплом колеблющемся потоке, несущемся по тоннелю. В тоннеле были колышущиеся мягкие стенки, было светло, тоннель сужался, а свет усиливался по мере приближения к его источнику.

Мы очень быстро влетели в тоннель. Он был разноцветным: синего, белого, зеленого и красного цветов.

В анкете ФИОСП спрашивалось: «Вы входили или проходили сквозь тоннель или закрытое пространство?» Из имевших ОСП, отвечавших на этот вопрос анкеты, 33,8 процента ответили «да».

5. Загадочный или очень яркий свет
...

Искрящийся белый свет в конце тоннеля. И когда у меня появились крылья, я стал частью этого белого света.

Прекрасный свет тянул меня к себе; этот свет до сих пор волнует меня, внушая трепет, и тут же приходят слезы.

Сначала свет был голубым. Потом он перешел в белый. Это был опаловый белый, он почти горел, но не светил. Он был ярким, но не слишком, а как бы пылающим, просто ярким… Просто ярким, но не в обычном смысле этого слова. Просто ярким, но таким, какого вы никогда раньше не видели и не описывали, не облекали в слова.

Как будто мы прошли сквозь стену прямо в мой световой отсек. Там был большой величественный центральный свет и, кроме того, индивидуальные, тоже соединенные световые отсеки, точно такие же, как центральный свет, только поменьше. Теперь я думаю, что световые отсеки, подобные моему, — это другие души, соединенные со светящимся центром, с Богом.

Свет можно было бы назвать искрящимся, «как миллионы солнц», но испытавшим ОСП не было больно на него смотреть. Имевшие ОСП выразительно описывают сильное притяжение к этому свету и свое упорное желание приблизиться или погрузиться в него. В анкете ФИОСП спрашивалось: «Вы видели свет?» 64,6 процента имевших ОСП ответили «да».

6. Встречи с другими сущностями, мистическими существами или покойными родственниками и друзьями
...

Меня окружили другие существа или люди, которых я как будто бы знала. Эти люди были как родные, старые друзья, которые рядом уже целую вечность. Лучше всего описать их как мою духовную семью. Увидеть этих людей то же самое, что встретиться после долгой разлуки с самыми важными в жизни людьми. Это была вспышка любви и радости от того, что мы снова увиделись.

Мой отец стоял рядом со мной, но я не могла его видеть. Сестра стояла очень близко, я чувствовала, что она слева от меня. Я чувствовала, что рядом находятся другие мои родные, но я их не видела. Сестра и другие члены семьи были как будто бы слева. Единственным человеком, которого я знала, помимо сестры и отца, была моя бабушка. Там были и другие люди, но я никого не могла бы назвать определенно, кроме уже упомянутых.

Я слышала голоса своей матери и дочери, однако моей дочери в то время было около двух лет… То есть это был ее голос, только уже выросшей, но я знала, что это ее голос! Они звали меня, и мое тело двигалось очень быстро, как будто в воздушном потоке. Будто бы меня быстро нес ветер, и тут я увидела яркий-яркий свет, а потом берег. На берегу стояли мои мама и дочь. Дочь была уже большой.

В анкете ФИОСП спрашивается: «Вы встречали или видели других существ?» 57,3 процента опрошенных ответили «да». Имевшие ОСП встречают умерших, и большинство из них родственники, в отличие от друзей или любимых. Некоторые пережившие ОСП встречают предположительно знакомых людей, но они не помнят, чтобы видели их раньше. Позднее, в земной жизни, некоторые имевшие ОСП узнают на фотографии умершего родственника, которого встретили во время ОСП. Этот родственник мог умереть за годы или десятилетия до рождения имевшего ОСП.

7. Ощущение деформации времени или пространства
...

Когда я впервые вышел из тела, на мне были надеты часы для дайвинга. Я сделал несколько совсем ненаучных замеров времени, пока летел, следя за особенностями местности и замеряя интервалы по секундной стрелке на часах. Абсолютно не научно. Но мое заключение было таким: я измерял время в измененном времени. Земля никогда не двигалась линейно, интервалы времени были в лучшем случае непостоянными. Они всегда менялись, иногда повторялись и затем немедленно становились длиннее или короче предыдущего. Хотя мои часы ходили всегда одинаково, у меня было ощущение и впечатление, что я в другом часовом поясе, том, где мои земные часы были не нужны или непригодны для того, чтобы что-то измерять или показывать время. И я мог безошибочно сказать, что все случившееся заняло час или больше. Мне казалось, что я был вне тела очень долго. Но когда я спросил своих партнеров по дайвингу, как долго я пробыл без сознания, они сказали: от пяти до десяти минут. Таким образом, у меня есть еще одно основание утверждать, что мои часы для дайвинга не могли измерить время при ОСП.

Казалось, я так много испытал за такое короткое, по земным меркам, время. Моя душа ушла туда, где не известно о времени, идущем на земле.

И время, и пространство на земле совсем остановились. С другой стороны, «время и пространство» одновременно были вполне существующими, очевидными и реальными.

Да, пока я был на том свете, у меня отсутствовало чувство времени, какое есть на земле. Другими словами, не было ощущения последовательности времени… прошлого, настоящего и будущего. Пребывая на том свете, все времена (прошлое, настоящее и будущее) я воспринимал одновременно.

В анкете ФИОСП спрашивается: «У вас было чувство деформации пространства или времени?» На этот вопрос большинство — 60,5 процента — ответило «да». Другой вопрос анкеты ФИОСП, касающийся только изменения чувства времени, звучит так: «Время ускорилось?» 33,9 процента имевших ОСП выбрали ответ на этот вопрос: «Казалось, что все происходит одновременно».