Дух горы напомнил мне, что и ранее я уже не единожды позволял своему духу управлять моим телом, например, когда чуть не умер во время общения с духами природы, изучая целебные свойства определенных растений, или когда участвовал в церемониях, проводимых шаманами. Чтобы научиться управлять своим духом, мне требовалось сделать мою повседневную жизнь такой же мистической, как в те особые моменты.

Я последовал совету Духа горы и долгие годы практиковался, обращаясь к своему духу за советом в повседневных делах. Иногда мне удавалось призвать его, но чаще я поддавался своим старым привычкам. Моему духу не хватало силы, чтобы преодолеть мое эго, доминирующее в условиях антропоцентрической культуры. Так продолжалось до тех пор, пока духи не устали от моей слабости и не послали могущественный Дух кактуса хикури (пейотля) убить меня.

Я находился в священной пустыне Вирикута, в северной Мексике, и коварный дух голубого оленя Кахуллумари приказал мне съесть пять крупных плодов хикури зараз. Дух обещал, что если я съем много плодов волшебного хикури, отобранных специально для меня, то узнаю ответы на все свои вопросы и однажды стану могущественным шаманом.

Я был знаком с хикури, поскольку встречал его уже много раз — как самостоятельно, так и в компании с проводниками виррарика. Я всегда был честен и почтителен с ним, а он — добр ко мне и великодушен. Но не в этот раз. Почти двенадцать часов я мучился от рвоты и диареи, ползая по раскаленной пустыне. После четырех или пяти часов я был согласен на все, лишь бы прекратить это, и всякий раз, когда уже думал, что все закончилось, приступы повторялись снова. Меня выворачивало наизнанку так долго, что я не понимал, откуда все это берется! Спустя восемь часов я уже умолял дух поскорее прикончить меня, а через десять часов потерял сознание.

Я лежал на земле, лицом вверх и понимал, что нахожусь вне своего тела и что могущественный дух хикури повсюду, насколько хватает глаз; он окружает и поглощает меня. Когда дух говорил — мир сотрясался и в воздухе образовывались огромные волны. Он спросил, знаю ли я, зачем индейцы виррарика пришли в эту пустыню? Я ответил, что они пришли сюда, чтобы найти здесь свою жизнь. Тогда дух сказал мне нечто неожиданное: он сказал, что я найду здесь свою смерть.

Духи мне уже показали мой жизненный путь, но я поленился полностью его осознать. Они ждали, что я справлюсь с порученной мне задачей, и теперь единственное, что им оставалось — это убить меня. Как только дух сообщил мне это — я почувствовал, что все мое существо распадается на миллионы крошечных разноцветных частиц. Какие-то из них падали на землю, какие-то смешивались с воздухом, а какие-то поднимались в небо. Потом наступил мрак, и сознание покинуло меня. Я не знаю точно, сколько времени я провел в таком состоянии, но то, что я был во всех отношениях мертв, — бесспорно. Духи хикури и голубой олень все-таки убили меня.

Я буду вечно им благодарен за то, что они это сделали.

Когда сознание вернулось ко мне, то я — хоть глаза мои и были закрыты — прежде всего увидел, как над моим телом кружат пять стервятников. Один находился прямо над моей головой. Постепенно снижаясь, он в конце концов приземлился рядом. Я услышал, как разрезают воздух крылья остальных птиц, и в тот же миг осознал, что стервятники принимают меня за мертвеца: в нос мне ударил исходящий от меня жуткий запах, а раскаленное солнце усиливало вонь, так привлекающую стервятников. От меня исходил запах смерти.

А затем случилось худшее, что только могло случиться: я попытался открыть глаза — и не смог, попытался сесть — и не смог. Я понял, что либо парализован, либо мертв. Действие растения уменьшилось, и я ощущал себя совершенно пустым — как физически, так и психически. Я испытывал ужас.

Спустя некоторое время мои ощущения невероятно обострились; я все еще не мог раскрыть глаза, но прекрасно видел происходящее вокруг, слышал и ощущал; чем больше я фокусировался на каждом из своих пяти чувств — тем больше мог воспринять. И вдруг я осознал, что восприятие ограничивается лишь тем, что мы сами и создаем. Как только я освободился от этих ограничений, мне сразу открылись двери в мир духов, и все сущности той пустыни поделились со мной своей духовной энергией.

Я почувствовал энергию растений, бабочек, кроликов, птиц, мышей и даже земли, гор, воздуха и солнца. Их энергии вливались в мое тело, словно оно было пустым кувшином, и наполняли его разноцветными волшебными струями. Светящиеся духи говорили со мной о моей жизни и о моем месте в мире; они дали мне четкие инструкции и сказали, что именно и как я должен делать. Теперь я четко осознавал свои цели.

С того момента мой дух взял власть над моим телом и повел меня по дороге изменений; так продолжалось, пока хикури не убил меня и духи природы не наполнили мое существо заново. Поднявшись с земли, я увидел, как улетают стервятники, и снова обрел власть над своим телом. Я уже не был прежним.

Самое важное в этой истории — то, что теперь я смотрел на мир новыми глазами. Когда я вернулся в Нью-Йорк, то был подавлен повсеместным присутствием людей и производимыми ими шумом и грязью, и в первую очередь отсутствием психической связи с миром природы. Голоса других живых существ были почти не слышны в мегаполисе, и я с горечью осознал, что люди убили (или отпугнули от себя) всех духов Природы. Они создали духовный вакуум — остров исключительно человеческих проблем и забот.

Никогда раньше я не чувствовал себя более одиноко, чем сейчас, в окружении семи с лишним миллионов людей. Мой дух искал что-нибудь, за что ему было бы можно ухватиться, и не находил. Он вглядывался в лица, но ни в одном из них не находил приветственного отклика. Духи всех людей словно находились взаперти. Я не знал, что делать, но и жить так не хотел. Вдруг я почувствовал луч света: моего духа коснулось нечто чистое и прекрасное. Я обернулся и увидел маленькую девочку. Ей было около трех лет; стоя на переходе у светофора, она держалась за мамину руку и смотрела прямо на меня. Я на мгновение понял, что она видит свечение моего духа вокруг меня. Ее дух еще вел ее; он пока не поддался миру, управляемому эго. В отличие от всех окружающих ее взрослых ее дух сиял так ярко, словно она была диким оленем, бегущим по равнине, или совой, молча взирающей вокруг. Она улыбнулась мне и прошла мимо. Эта улыбка вдохнула в меня надежду и помогла осознать, что не только я — все взрослые запирают свой дух в клетке ограничений, но, как и я, они тоже могут научиться его освобождать.

Это и было моей задачей — вернуть духов в мир людей, что я и пытался делать на протяжении последних десяти лет, а книга, которую вы сейчас держите в руках, еще один шаг в этом направлении. Полагаясь на руководство духов Природы, я искренне верю, что содержащийся здесь материал поможет спасти мир.

Главная цель моей работы над этой книгой — изменение современного образа жизни и видения мира. В результате потребительского отношения к природным ресурсам мы оказались в губительных условиях, и если мы хотим оздоровить и гармонизировать мир, нам необходимо коренным образом изменить нашу жизнь. Духи Природы больше не могут ждать.

Когда они говорили мне о том, что дух каждого из нас может взять верх над эго — речь шла о повседневной жизни, а не о каких-то особых или так называемых «духовных» моментах. Конечно, потребность в них существует, но важнее прислушиваться к своему духу изо дня в день. Мы способны разрушить мир, в котором живем, если будем планомерно душить голос своего духа, закрываться от него и отворачиваться. Поэтому я стараюсь побольше рассказать о переменах, произошедших в моей жизни после того, как я начал прислушиваться к голосу своего обновленного духа.

Шаманы в своих действиях руководствуются наставлениями как духов Природы, так и своего собственного духа. В шаманском мире я пережил множество испытаний, были у меня и победы, и поражения; и я пришел к выводу, что способность шаманов ощущать дисбаланс как в отдельном организме, так и во всей экологической системе в целом коренится в их образе жизни. Находить способы восстановления нарушенного хрупкого баланса им позволяют двусторонние, взаимные отношения с Природой.

После того как духи убили меня, я начал прислушиваться к голосу своего духа и размышлять: «Как современное общество взаимодействует с Природой? Как оздоровить наши отношения с Землей? Как прийти к образу жизни, гармонирующему с экосистемой?»

Те из вас, кто читал мою первую книгу «Земные пути тела и души», уже знают, что как экошаман я вижу свою задачу в восстановлении священной связи современных людей с Землей посредством специальных упражнений и техник, расширяющих сознание. Эта книга, как и вторая — детская книга «Путешествие Тунури и Голубого Оленя» — моя благодарность духам Природы и мой долг перед ними. Однако чтобы укрепить наше с ними взаимодействие и найти ответы на многие вопросы, мне нужно сделать намного больше.

Чтобы не бежать в пустыню и не жить отшельником, насколько это возможно в современном мире, я стараюсь вести здоровый образ жизни. Пишу книги, провожу семинары и мастер-классы, занимаюсь частной практикой, выступаю в школах, общественных центрах и книжных магазинах, помогаю хранить традиции. На добровольных началах занимаюсь охраной местных водоемов и провожу экскурсии по удивительным местам, о существовании которых часто не подозревают даже местные жители. Сотрудничаю с центрами помощи бездомным животным: если животное болеет — я приношу его к себе домой и выхаживаю, пока не подыщу для него хозяина. Мой рацион на шестьдесят-восемьдесят процентов состоит из еды, приготовленной из продуктов, лично мной (или теми, кого я хорошо знаю) выращенных, собранных и приготовленных, даже если речь идет о мясе или рыбе. Я не против технологий, но я за то, чтобы использовать их с умом.