Джеймс Сваллоу

Сестры Битвы

Посвящается Мэнди — моей вере и моему пламени,

а также Саре — единственной сестре среди братьев

...

Вот уже более ста веков Император неподвижно восседает на Золотом Троне Земли. Он — Повелитель Человечества. Благодаря мощи его несметных армий миллион миров противостоит тьме. Однако сам он — гниющий полутруп, разлагающийся властелин Империума. Жизнь в нем продлевают чудеса из Темной эры технологий, и каждый день ему в жертву приносят по тысяче душ.

Быть человеком в такие времена — значит быть одним из бесчисленных миллиардов. Жить при самом жестоком и кровавом режиме, какой только можно вообразить, посреди вечных битв и кровопролития. Слышать, как крики боли и стенания заглушаются алчным смехом темных божеств.

Это беспросветная и ужасная эпоха, где вы найдете мало утешения или надежды. Забудьте о силе технологий и науке. Забудьте о предсказанном прогрессе и развитии. Забудьте о человечности и сострадании. Нет мира среди звезд, ибо во мраке далекого будущего есть только война.

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

Во Вселенной, где тьма вечна и постоянно наступает, кто-то должен нести огонь, чтобы прогонять ночь, — и в далеком готическом будущем Warhammer 40,000 нет никого, кто справлялся бы с этим лучше, чем Сестры Битвы.

Их образ сразу же привлекает внимание: архетипичные женщины-воины в широких одеждах и доспехах, напоминающие королев древности или быстрых и смертоносных валькирий, марширующих к победе с огненной статью в глазах и гимнами в сердцах. Они подобны стихии, неустрашимые и неудержимые. Поэтому неудивительно, что рассказы о них нашли отклик у стольких читателей за минувшие годы.

Но освещение Адепта Сороритас в прозе произошло не сразу. Наверное, вполне уместно, что им пришлось побороться за это право. Еще в 2004 году, после успеха моей первой дилогии о Кровавых Ангелах, редакционная команда Black Library спросила меня, о чем я хотел бы написать дальше, и Сестры Битвы находились тогда в верхних строчках моего списка интересов. Блестящий комикс «Противодемон», выходивший в журнале Warhammer Monthly, стал для Сороритас первой вылазкой на территорию художественной литературы, и мне захотелось сочинить роман о Сестрах Битвы. Но поначалу меня кое-что сдерживало. В то время фанатскую базу War-hammer 40,000 преимущественно составляла мужская аудитория, и имелись некоторые опасения насчет того, что целая книга, где почти все персонажи женского пола, может не найти своего читателя. Тем не менее я был убежден, что это сильная концепция, и не только из-за внешней привлекательности «монахинь с пушками», но и потому, что она позволяла взглянуть на ситуацию в 41-м тысячелетии с другой стороны. В прошлом повествование велось лишь от лица космических десантников, имперских гвардейцев и инквизиторов, а Сестры Битвы могли предложить нечто новое. За последнее десятилетие, по мере того как Black Library наращивало темпы, мы продолжали работать над тем, чтобы максимально сократить тендерный дисбаланс, и поэтому кажется весьма правильным, что для освещения этого пути факелы несли самые суровые и верные женщины в Империуме.

На мой взгляд, Адепта Сороритас отлично подходят на роль протагонистов, в первую очередь благодаря их стержню веры. Именно он делает их теми, кто они есть. Как и космодесантники, Сестры Битвы регулярно отправляются на войну против любых ужасных врагов, каких только может породить мрачное будущее 41-го тысячелетия, будь то чужаки, мутанты или ведьмы. Сороритас используют мощные огнеметы и смертоносные болтеры, облачаются в силовые латы и применяют тяжелые боевые машины, но, в отличие от своих генетически сконструированных братьев, они остаются простыми людьми. Единственное, что выделяет их, — это духовность, исключительная и непоколебимая вера в Императора Человечества, что делает сороритас весьма интересными персонажами. Ведь, как показывает нам реальный мир, религиозные убеждения и вера в высшие силы могут творить удивительные вещи и служить источником истинного добра. На обратной же стороне — фанатизм, способный завести даже самых праведных на путь проклятия.

Противоречивость, благородство, жертвенность, человечность — все эти великие темы с самого начала пронизывают характер Сестер Битвы, благодаря чему в декорациях 41-го тысячелетия о них можно сложить эпические и мифические сказания.

Омнибус, который вы держите в руках, включает два романа: «Вера и пламя» и «Молот и наковальня». Моя первоначальная концепция первой вещи о Сестрах в итоге легла в основу второй книги серии. Вдохновение для этой сюжетной линии я почерпнул из небольшого, но щекочущего воображение отрывка из кодекса некронов третьей редакции, где приводилась запись из дневника канониссы Сеферины. Там говорилось, что миссию Сороритас послали в монастырь на планете Святилище-101, чтобы заново освятить его после того, как его уничтожили ксеносы. При разработке историй по вселенной Warhammer 40,000 часто случается, что нас, писателей, очень привлекают такие сценарные заделы и у нас возникает желание раскрыть их. И этот случай не стал исключением. Но после некоторых раздумий в Black Library решили, что будет лучше, если в первом романе сороритас сразятся не с чужаками, а с более привычными для себя врагами — вольными псайкерами и еретиками. Таким образом, битву за Святилище-101 отложили на потом, а в центре сюжета книги «Вера и пламя» оказались борьба закаленной в боях сестры Мирии и ее упрямой спутницы, госпитальерки Верити, против банды кровожадных пирокинетиков и заговор среди правящего сословия Экклезиархии в одном из имперских миров. «Вера и пламя» была выпущена в 2006 году и стала настоящим хитом по мнению читателей, что позволило мне в 2011 году поведать изначальную историю о Святилище-101 в продолжении под названием «Молот и наковальня», а также создать рассказ «Красное и черное», предваряющий события из первой книги, который вышел в формате аудиопостановки.

Я обнаружил, что мой цикл о Сестрах Битвы открыл мне совершенно новую читательскую аудиторию. Мирия и Верити стали любимицами фанатов, и на различных мероприятиях и автограф-сессиях я начал встречать — и до сих пор встречаю — два разных типа поклонников романов об Адепта Сороритас. Первые — мужчины, покупавшие книги для своей второй половинки, часто чтобы доказать ей, что в мире Вархаммера есть место и для выразительных женских персонажей. Вторые — женщины, которые радовались тому, что Сестры Битвы получили собственные художественные произведения. Одна из самых крутых вещей в сочинительстве по этой мрачной вселенной — услышать от читателя, что он настолько вдохновился вашей работой, что ему захотелось добавить в свою настольную армию придуманных вами персонажей или нарисовать фанарт по мотивам книги. Для писателя нет ничего приятнее, чем осознание того, что его труд побудил кого-то создать нечто свое.

Когда речь заходит о моем цикле про Сестер Битвы, мне часто задают один и тот же вопрос. «Неужели мы больше не увидим сестру Мирию и сестру Верити? Их истории подошли к концу или, быть может, они еще вернутся?»

На это я всегда просто говорю: «Имейте веру».

Джеймс Сваллоу

Лондон, ноябрь 2016