Джессика Беннетт

Feminist fight club: руководство по выживанию в сексистской среде

Моему личному Феминистскому бойцовскому клубу:

Моему ультимэйт-отряду, сестринству, армии девчонок, #бандекисок и лучшим боевым подругам, о которых только можно мечтать.

Вы — мои королевы.



Слова признательности «Феминистскому бойцовскому клубу»

...

«Забавно и свежо… Одна из тех книг, которую должна прочитать не просто каждая женщина, но и все остальные».

— Glamour
...

«Достойное дополнение к библиотеке любой молодой работающей женщины… или коллеги-мужчины, который хочет помочь».

— Fortune
...

«Дерзкое руководство по искоренению сексизма на рабочем месте».

— Los Angeles Review of Book
...

«Беннетт задалась целью реформировать сегодняшние рабочие места, и ее манифест может стать тем самым оружием, которое ищут современные женщины».

— Booklist
...

«Лучшая карьерная стратегия за долгое время».

— Refinery 29
...

«Мисс Беннетт удается быстро и увлекательно рассказать замечательное количество фактов… [ «Феминистский бойцовский клуб»] оказал огромную услугу не только своей целевой аудитории, но и бизнесу, на который он будет работать».

— New York Times
...

«Долгожданное ОППУ».

— Playboy
...

«[Беннетт] берет лучшее из того, чем она и ее коллеги поделились друг с другом за эти годы, и передает нам. Только действия, никакого нытья. Много юмора».

— Chicago Tribune
...

«Рабочая Библия, в которой нуждается каждая девушка в начале карьеры».

— The Observer
...

«5 из 5 сисек!»

— Журнал BUST
...

«Советы, которые будут передаваться от женщины к женщине — а также от мужчины к мужчине — все офисные «счастливые часы» этой осенью и не только».

— Flavorwire
...

«Печально, что проблемы, описанные в «Феминистском бойцовском клубе», до сих пор актуальны, но легкий подход Беннетт и забавные неологизмы делают борьбу с властью наиболее приятной».

— Publishers Weekly
...

«Классическое «да пошли вы все» феминистское руководство, полное эффективных стратегий для ежедневной борьбы с патриархатом. «Феминистский бойцовский клуб» должен быть у каждой женщины».

— Илана Глейзер, комик и соавтор, Broad City
...

«Беннетт остроумно объясняет женщинам, как победить врагов, а мужчинам — как перестать быть врагами. Для книги на столь серьезную тему я удивительно много смеялся».

— Адам Грант, профессор Уортонской бизнес-школы и автор бестселлеров Originals и Give and Take
...

«Привлекательная, веселая и практичная, полная простых инструментов для борьбы с сексизмом на рабочем месте, которые должна иметь в своем распоряжении каждая женщина. Джессика — уникальная личность, и я с гордостью объявлю себя членом ФБК».

— Шерил Сэндберг, главный операционный директор Facebook и автор бестселлера Lean In

Предисловие автора: борьба за равноправие в посттрамповском мире


За месяц до выхода первого издания этой книги Роджер Айлз, основатель и генеральный директор Fox News, ушел в отставку из-за многочисленных обвинений в сексуальных домогательствах, которые продолжались в течение всей его карьеры. Месяц спустя Дональд Трамп — в чьей предвыборной кампании г-н Айлз был доверенным советником — засветился на видеоленте, где хвастался, как домогается женщин, целует их без согласия и «хватает за киски».

В тот день у меня, как и у многих других американок и американцев, просто отвалилась челюсть. Возможно, наивно, но я уже готовилась отпраздновать избрание первой женщины-президента — и вдруг мы оказались тут, в мире, где в новостях фигурируют двое мужчин, хищно и непрестанно домогающихся женщин. И пусть многие и осудили их поведение, в конечном счете им это ничего не стоило. Мистер Айлз покинул Fox с 40 миллионами долларов компенсации в кармане. Господин Трамп, соответственно, стал нашим президентом.

Я написала целую книгу о тонком сексизме и предвзятости, которые влияют на распределение власти в нашей стране. Но эти люди словно сошли с ретрокарикатуры, такой же откровенной, мультяшной, преувеличенной и безжалостной, как и они сами. И тем не менее эти тонкие, едва заметные предрассудки тоже остаются. Именно они и позволили двум таким мужчинам прийти к власти.

Именно они привели к постоянным сомнениям в компетентности кандидатуры Хиллари Клинтон и тщательному изучению ее квалификации — ее, но не Дональда Трампа. Их существования подтверждают исследования, демонстрирующие, что женщинам приходится быть в два раза более квалифицированными, чем мужчинам, чтобы считаться просто «хорошими специалистами», особенно если это чернокожие женщины.

Именно из-за этого «тонкого» сексизма мы называли Хиллари «истеричной» — термин, который в два раза чаще используется применительно к женщинам, чем к мужчинам, — или заявляли, вторя журналистам, что ей следовало бы побольше улыбаться. (Кто-нибудь когда-нибудь советовал Дональду Трампу побольше улыбаться?)

Тонкий сексизм заключается в том, что в карьере Дональда Трампа полно ошибок и провалов, и все же мы прощаем его — потому что мужчинам позволительно совершать ошибки. Зато на женских ошибках мы зацикливаемся, судим их строже и дольше помним. Он также в том, что на дебатах г-н Трамп прервал свою оппонентку 43 раза, слишком близко наклонялся к ней и называл ее «мерзкой». И все же именно ей нужно было выдерживать почти невозможный баланс между вежливостью и авторитетностью — проблеск слабости, и вот уже ей не хватает «выдержки»; побольше жесткости, и вот она уже «холодная», «отчужденная», «похожа на робота», и ее отчитывает за нехватку терпения человек, у которого едва ли пена не идет изо рта.

Корни тонкого сексизма, конечно, не в Дональде Трампе или ком-то еще. Эти установки глубоко, очень глубоко укоренились в нашей культуре, где на протяжении сотен лет главными были именно мужчины. Они брали на себя руководство и чувствовали себя вправе высказывать мнения. И у этого исторического явления есть особое свойство — просачиваться в нашу психику.

Все начинается еще в детстве. Уже в средней школе мальчики в восемь раз чаще, чем девочки, выкрикивают ответы в ходе обсуждения в классе, в то время как девочки поднимают руки и ждут своей очереди. Даже в кино и на телевидении именно мужские персонажи чаще перебивают в разговорах и именно их речь занимает в два раза больше экранного времени, чем речь их сверстниц (а еще роль ученого, юриста или политика намного вероятнее будет исполнять именно мужчина). Так что неудивительно, что среднестатистический человек логически объединяет такие должности, как «президент» и «директор» с мужскими именами и фотографиями, в то время как «секретарь» и «помощник» инстинктивно наводят нас на мысль о женщинах — ведь именно этому нас всю жизнь и учили.

Хорошая новость в том, что подобное попустительство — больше не вариант. На тот момент, когда я это пишу, прошло два месяца с крупнейшего в новейшей истории однодневного протеста — «Женского марша», — который собрал около 4 миллионов женщин и мужчин в 673 городах по всему миру. Американки вышли толпами, чтобы протестовать против бана на иммиграцию мусульман, запрета на право транслюдей пользоваться уборными по своему выбору и многого другого. Важно отметить, что большинство самых первых протестующих — включая Энн Доннелли, федерального судью, которая остановила депортацию беженцев, и Салли Йейтс, генерального прокурора, которая заявила, что не будет защищать закон об эмиграции в суде (и была за это уволена), — именно женщины.

Наша сила — в количестве. Сейчас нам больше, чем когда-либо, нужно держаться вместе. Нам нужно больше женщин и мужчин на нашей стороне.

Всегда ваша в сопротивлении,

Джессика Беннетт

Март 2017



1. Рогатка. Чтобы затыкать Прерывателей.

2. Мегафон. Чтобы тебя услышали.

3. Платочки. Потому что плакать — это нормально.

4. Заколки. Чтобы убирать волосы с глаз во время боя.

5. Именной штамп. Чтобы никто не мог украсть твои идеи.

6. Виски. Никогда не знаешь, в какой момент он понадобится.

...

Фе-ми-нист-ка (фе-ми-нист) / сущ.

Человек, который верит в равноправие полов. (ТЫ!)


Па-три-ар-хат / сущ.

Система, созданная мужчинами для мужчин. Нет, не все мужчины — часть патриархата. Но мы иногда называем патриархат «мужчиной».


Фе-ми-нист-ский бойцовский клуб / сущ.

Твоя команда, твой отряд, твоя девичья банда, твоя незаменимая группа поддержки, твои лихие кореша.