Затем сознание отождествляет себя со всеми остальными «Я», среди которых оно развивалось. Это больше не отдельная личность, она осознает свое изначальное единство с остальными порождениями Реальности, из которой произрастает Корень-Дух, изначальное сознание вселенной. И теперь оно воспринимает как не-«Я» только материю, связанную со всеми личностями в одинаковой мере. В своем главном труде «Секретная доктрина» Е. П. Блаватская назвала это «День да будет с нами». Это единство есть триумф эволюции, когда то, что до сих пор было отдельной личностью, сознательно отождествляет себя со всеми остальными, а всех вокруг отождествляет с собой. Обретя эту естественную тождественность, всякое «Я» достигает совершенного знания и постигает то чудесное состояние, в котором индивидуальность не погибает, память не утрачивается, но приходит конец обособленности. Отныне Познающий, Познаваемое и Познание едины и неразделимы. Но это далекая перспектива.

Между тем, мы развиваемся, в том числе расширяя границы познания. Чтобы понять, как можно этого добиться, мы должны изучить природу мысли. Необходимо ясно отдавать себе отчет в том, что окружающий мир видится нам совсем не таким, какой он есть, а иллюзорность наших представлений обусловлена тем, что наше сознание изначально изолировано от мира — замкнуто в самом себе. Мы сможем преодолеть иллюзию не раньше, чем сумеем ее разгадать. Поэтому теперь мы обратимся к природе мысли и постараемся проследить, как развивается Познание, — то есть разберемся в том, каким образом устанавливаются отношения между Познающим и Познаваемым.

Цепочка

«Познающий — Познаваемое — Познание»

Движение, выраженное в изменении или становлении, есть корень всего сущего. Современная наука признает, что все в природе охвачено вибрациями (ритмическими колебаниями). Эта идея всегда присутствовала в восточной философии. Жизнь есть движение, сознание есть движение. Любое движение, затрагивающее материю, есть вибрация.

Философы размышляли о Едином, о Всеобщем как о неизменном либо как об абсолютном движении или неподвижности. Относительное движение (движение каждой отдельно взятой вещи по отношению ко всем остальным вещам) не может существовать в Едином, так как Единое является неделимым на части целым. Относительное движение — это изменение пространственного положения двух отдельных вещей относительно друг друга. Абсолютное движение — это присутствие каждой движущейся частицы в любой точке пространства в любой момент времени: все потенциально находится повсюду, но в действительности нигде нет ничего. Парадоксальным образом абсолютное движение идентично неподвижности — иными словами, это состояние покоя.

Только когда существует дифференциация, разделение на части, можно помыслить о том, что мы называем движением. Когда Единое становится множеством, возникает относительное движение. Сущность материи — разделенность и множественность, тогда как сущностью духа является единство. Материя и дух выделяются из Единого, как сливки и снятое молоко из цельного негомогенизированного молока. Когда материя и дух разделяются, вездесущность Единого отражается в многообразных формах материи как беспрестанное и бесконечное движение. С точки зрения духа всегда есть Единое, с точки зрения материи всегда есть множество. Как уже было замечено в первой главе, Единое содержит в себе все и, соответственно, потенциально присутствует везде, а значит, оно неподвижно. В свою очередь каждое из его множественных проявлений имеет то или иное конкретное местоположение и, соответственно, способно двигаться.

Когда это бесконечное движение проявляется в материи в виде ритмических колебаний, вибраций, оно несет в себе здоровье, сознание, жизненную силу. Если же движение становится беспорядочным, теряет ритмичность, возникают болезни, угасает сознание, наступает смерть. Жизнь и смерть — сестры-близнецы, рожденные из движения, которое является проявлением Единого.

...

Все материальное зависит от движения.

Рене Декарт

Каждая отдельная единица сознания изолирована от остальных, будучи одетой в броню материи, из которой состоят ее пять тел. Отдельной единицей сознания мы называем «Я», личность (со строчной «л»), чтобы отличать ее от Единого, Личности (с прописной «Л»), общего источника сознания. На санскрите такая единица именуется дживой. Каждой личности даны пять инструментов — пять материальных тел, посредством которых она себя воплощает и выражает. Производя вибрации, эти тела вступают в контакт с окружающей их материей, и она становится проводящей средой, через которую вибрации попадают во внешний мир.

В свою очередь, окружающая материя передает импульс вибрации телам другого «Я», заставляя его вибрировать, подобно первому. В результате выстраивается цепь вибраций, через которую одна единица сознания познает другую. Второе «Я» познает первое, поскольку воспроизводит вибрации первого в себе самом и, следовательно, испытывает то же, что и первое.

Однако при этом возникают расхождения, или асимметрия. Ее причина заключается в том, что к началу контакта вторая личность уже находится в состоянии вибрации. Соответственно, ее реакция на полученный извне импульс не может выглядеть как точное повторение этого импульса. В ней непременно будут сочетаться собственные вибрации и те, что родились в ответ на внешний импульс. Таким образом, воспроизведение никогда не бывает совершенным. Возможно более или менее близкое сходство, но полная взаимная идентичность будет недостижима до тех пор, пока существуют материальные тела.

Нечто похожее мы часто можем наблюдать в природе. Представьте себе огонь. Это точка, из которой исходит вибрация. Идущий от огня жар сообщает энергию находящимся вокруг молекулам воздуха. В результате увеличивается скорость их беспорядочного движения, и температура воздуха повышается. Если рядом находится металлический предмет, молекулы в нем тоже начинают двигаться с большей скоростью под воздействием импульса, который металлу передает уже не сам огонь, а нагретый им воздух. Железо также нагревается и само становится источником тепла. Таким же образом передаются и вибрации от одних личностей к другим и устанавливаются многочисленные взаимосвязи, охватывающие всех, кто обладает сознанием.

Диапазоны вибраций

Мы по-разному обозначаем колебания разных частотных диапазонов, существующие в физическом мире: одни называем светом, другие — теплом, третьи — электричеством, четвертые — звуком и т. д. И хотя их природа по сути едина (всякое колебание есть разновидность движения), существуют определенные различия в частоте и характере волн. Почти то же самое можно сказать о мысли, стремлении и действии. Будучи активными формами материи, они поддерживаются вибрациями. Но для каждого вида материи свойственны особые характеристики вибраций, к числу которых можно отнести и порождаемые ими явления. Вибрации одного вида материи, обладающие определенными характеристиками, называют мыслями; вибрации другого вида материи — желаниями или стремлениями; вибрации третьего вида материи — действиями.

...

То, что мы называем умом, является не чем иным, как собранием множества различных ощущений, объединенных определенными отношениями.

Принято считать, хотя и ошибочно, что они наделены совершенной простотой и подлинностью.

Дэвид Юм

Подобно тому, как наши глаза реагируют на определенные электромагнитные колебания, именуемые светом, наш разум откликается на более тонкие вибрации, не описанные ни в одном учебнике физики и именуемые мыслями. «Ви «дение» становится возможным, когда определенные электромагнитные импульсы, исходящие от объекта, достигают глаза. Мышление становится возможным, когда волны проходят через мысленное поле, простирающееся между объектом и нашим разумом. Одно не более, но и не менее загадочно, нежели другое.

Мысленные волны воздействуют на тонкую материю, из которой состоит разум, изменяя ее состояние. При сенсорном, или конкретном, мышлении мы воспроизводим импульсы, поступающие извне. Познающий взаимодействует с этими вибрациями, и результатом взаимодействия становится знание. Мысль — это репродукция не-«Я» в сознании Познающего, «картинка», возникшая благодаря сочетанию движений волн, достаточно точный образ. Некая часть не-«Я» производит вибрацию. Если она находит у Познающего отклик, также выраженный вибрацией, пославшая импульс часть не-«Я» становится познанной. Трепет материи, находящейся между Познающим и Познаваемым, позволяет им соприкоснуться, тем самым делая Познание возможным. Так выстраивается цепочка «Познающий — Познаваемое — Познание».