Ссора супругов


Однажды молодая пара страшно повздорила. Они кричали и проклинали друг друга на все лады. Они кидали друг в друга подушки, посуду и веники, пока не начало казаться, что еще чуть-чуть и от их жилища ничего не останется.

И это до смерти напугало домовладельца, очень практичного человека, который в тот день работал в подвале и слышал, как на третьем этаже кто-то ужасно шумит — так громко ругались супруги! Домовладелец подумал, что все может закончиться рукоприкладством или увечьями, бросился вверх по лестнице и яростно заколотил в дверь.

— Бога ради! — воскликнул он. — Почему вы так шумите? Еще чуть-чуть и из-за вас все здание рухнет!

Первой к нему подбежала жена, обвинительно тыча в мужа пальцем:

— Я хочу, чтобы наш сын стал хирургом, но этот дурак и слушать не хочет. Я ему снова и снова объясняю, что тогда ребенок сможет не только кормить семью, но и помогать людям, проводя операции и назначая лечение!

И прежде чем она смогла произнести что-то еще, ее прервал муж:

— Эта идиотка не слушает голос разума, — пожаловался он. — Я битый час ей объясняю, что наш сын должен стать адвокатом. Так он сможет и семью обеспечивать, и людям помогать, решая их юридические проблемы. И что самое важное, ему не придется иметь дело ни с кровью, ни с переработками.

Жена свирепо посмотрела на мужа, в ее глазах горела ярость. Она уже собралась возобновить спор, но домовладелец поднял руки.

— Подождите, — взмолился он.

Дав супругам немного остыть, он сказал:

— У этого спора есть одно простое решение. Почему бы вам не спросить мальчика, чего он хочет?

Услышав это, муж и жена опустили глаза и покраснели. Наконец жена призналась:

— На самом деле у нас пока нет детей. Мы поженились всего несколько месяцев назад.



Это пример так называемой футуризации. Когда мы тратим большое количество сил и времени на беспокойство о будущем и событиях, которые, возможно, никогда не произойдут. Судьба полна поворотов и неожиданностей. Как говорится в старой поговорке, «жизнь — это то, что происходит, когда ты строишь совсем иные планы». Более того, мы можем так погрузиться в воображаемое будущее, что яркость и энергия настоящего момента исчезнут, и в результате мы упустим собственную жизнь.

Лучше быть целеустремленным человеком, подобным солнцу, встающему над горизонтом каждое утро. Сосредоточенное на своей ежедневной задаче, светило всегда находится в настоящем. Вместо того чтобы беспокоиться о будущем, лучше укреплять свою духовную энергию и воспринимать текущий момент, следить за действием, происходящим сейчас, за мыслями, мелькающими в уме. Так мы обнаружим, что будущее разворачивается само по себе. Начнем наслаждаться спокойствием, не тревожась о том, что может случиться (а может, и нет) в будущем.

Сосредоточившись на текущем моменте, мы придем к пониманию, что нам делать с тем, что есть. Жизнь станет чередой задач и событий, уходящих в неизвестное будущее. Решайте проблемы по мере их поступления. Не беспокойтесь о будущих событиях, мы все равно не можем сейчас предсказать, какими они будут.

Мальчик-буйвол


Жил один тибетский мальчик, родители которого отвезли его в ближайший буддийский храм и отдали на попечение почтенного монаха. И пусть дом и игрушки остались в прошлом, малыш не переставал думать о них. Но больше всего он скучал не по прежним забавам, беготне и смеху, а по своему буйволу, на спине которого он так часто сидел, когда они работали в поле.

Вскоре после прибытия в дверь его комнаты постучал монах, чтобы напомнить о медитации. Но малыш возразил:

— Я не хочу медитировать. Я играю со своим буйволом.

— Ах, — произнес монах, — а я и не увидел. Конечно, играй.

На следующий день монах снова постучался к мальчику.

— Что ты думаешь насчет сегодняшней медитации? — мягко спросил он.

— Сегодня не могу, — ответил ребенок. — Мы с буйволом завтракаем.

— Разумеется. Буйволов надо хорошо кормить, — сказал монах, развернулся и ушел.

На третий день монах снова спросил:

— Ты уже готов медитировать?

— Нет, — слабым голосом произнес мальчик, — мы не можем. Мы с буйволом сегодня плохо себя чувствуем.

— Ох, я попрошу кого-нибудь принести вам лекарства, — ответил монах и оставил мальчика одного.

На четвертый день монах опять спросил:

— Что ты думаешь о том, чтобы выйти из комнаты и помедитировать с остальными?

На этот раз мальчик ударил ногой о пол и проревел:

— Я не могу. Мои рога не поместятся в дверном проеме.

— Прекрасно! — ответствовал учитель. — Ты стал единым целым со своим буйволом и теперь готов к медитации. Если будешь концентрироваться на божественном так же усердно, как на буйволе, вскоре твои рога превратятся в лучи чистого света.



В восточных манускриптах есть такой стих:


Подобно тому, как постоянно медитирующие
Гусеницы превращаются в мотыльков,
Человек, поклоняющийся Господу,
Станет таким же, как Тот, кого он любит.

Мы погружаемся в то, что нам нравится, будь то работа, отношения, хобби или что-то иное. Точно так же, с любовью предаваясь своей духовной работе и сосредотачиваясь на божественном, мы постепенно пробуждаемся и сливаемся с Ним. И тогда каждое действие становится молитвой, ибо внутренний Дух использует наши тела и умы, чтобы выразить свою природу. Это процесс нашего обожествления. И мы поймем, что все это время Он медитировал сам на себя и молился через нас.

Король и пастушка


Донателла пасла овец на склоне одной итальянской горы, нависающей над обширным лесом. Она родилась в нищете, но с детства была очень трудолюбива и верна своему долгу, да и нищету воспринимала как нечто само собой разумеющееся.

И однажды случилось так, что король Умбрии, проезжавший через лес, возле которого паслось стадо Донателлы, заблудился и почти неделю блуждал среди деревьев, пытаясь выйти. Наконец, когда монарх потерял всякую надежду и приготовился к голодной смерти, он вышел к Донателле и ее стаду.

— У тебя есть еда? — умоляюще спросил король. — Я брожу уже несколько дней и, кажется, сейчас умру с голоду.

Донателла посмотрела на щит мужчины и узнала изображенную на нем королевскую эмблему. Девушка сделала реверанс и ответила:

— Простите, ваше величество, но у меня есть только два яблока и ломоть сухого хлеба. Извольте.

Король горячо поблагодарил пастушку и проглотил еду одним махом. После длительной голодовки скромная трапеза показалась ему лучше всяких королевских яств. Затем Донателла вывела его на главный путь, проходящий через лес, и объяснила, как добраться до дворца.

— Донателла, приходи во дворец, я отплачу за твою доброту, — пообещал король и, махнув на прощание рукой, умчался прочь.

Через несколько месяцев Донателла гнала свое стадо через королевские земли. «Это отличный шанс снова увидеть короля», — подумала она и, заперев овец в загоне, направилась ко дворцу. Сначала стражники не хотели ее впускать, потому что девушка была одета очень бедно, но когда король услышал, что у ворот стоит Донателла, он приказал немедленно проводить пастушку в королевские покои.

— Донателла, мой друг и спаситель! — воскликнул он. — Я думал, что ты не восприняла мое приглашение всерьез. Скажи, как я могу отплатить тебе за спасение моей жизни?

Донателла нервно заерзала на месте, пораженная великолепием, в котором вдруг очутилась. Это была совсем не та обстановка в лесу, где они впервые встретились, и на этот раз король был одет как подобает монарху. Стараясь говорить смиренным тоном, Донателла, заикаясь, пробормотала:

— Ваше величество, иногда, когда сижу в поле и пью из ручья, мне хочется, чтобы вода вдруг превратилась в сладкое вино. Потому что я не могу себе его позволить. Если бы ваше величество подарили мне небольшой бочонок красного вина…

Король ошарашенно замер на секунду, а потом громко расхохотался.

— Донателла, — произнес он, — я мог бы отдать тебе весь лес, в котором ты меня спасла, а ты просишь лишь о бочке вина?



В «Пути к совершенству» испанская монахиня, а впоследствии и католическая святая Тереза Авильская рассказывает похожую историю монахиням, находящимся на ее попечении: «Было бы очень нескромно, если бы король предложил вам услугу, а вы отказались бы от нее. Смиренно было бы пожелать остаться бедной, если бы господин наш Всевышний был готов исполнить любое наше желание».

По сути, она спрашивает: «Согласились бы вы собирать шипы на лугу, усыпанном цветами?» Тогда почему, когда мы молимся, просим немного земного успеха, когда вместо этого могли бы попросить стать проводниками любви и мира для всей Вселенной, чтобы божественное изливалось через наши слова и действия в нуждающийся мир?

Отец небесный предлагает безграничную помощь всякому просящему. Мы называем эту помощь благодатью. Почтенные святые всех традиций начинали свой путь как люди, во многом похожие на нас, но они были готовы просить и (в отличие от Колина О’Кроэна) с признательностью принимали чудесную благодать, ниспосланную им как поддержка в пути. У американской поэтессы Эмили Дикинсон есть такие строки: